Учебно-методическая разработка практического занятия «Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. Беседа»

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Аннотация

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления. Во многом этот климат зависит от умения медицинского работника общаться с пациентами. Разработка практического занятия по теме «Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. Беседа» предназначена для формирования у студентов навыков владения грамотной разговорной речью, а также для формирования умения общаться с пациентом.

Технологическая карта занятия

Дисциплина: Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности.

Тема: "Разговорный стиль речи. Общение с пациентом. Беседа".

Цель занятия:

Образовательная

  • Совершенствование знаний по теме признаки и языковые средства разговорного стиля речи.

Развивающая

  • Развитие речевой культуры, выразительной речи студентов, способности творчески и логически мыслить, развитие умения общаться с пациентом.

Воспитательная

  • Воспитание интереса к предмету и будущей профессии, воспитание потребности в учении, чувства ответственности.

В процессе работы над темой у студентов формируются следующие компетенции: ОК 01 - ОК 13.

Интеграционные связи: история, литература, и др. гуманитарные и естественнонаучные дисциплины.

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид занятия (тип урока): практикум.

Методы обучения: беседа, упражнения, метод ролевых игр.

Методы контроля знаний: фронтальный опрос, взаимоконтроль, устный самоконтроль.

Оснащение: карточки с ситуационными задачами, мультимедийная презентация, карточки-задания для самостоятельной работы, тесты «Качества, важные для общения», «Какой вы слушатель».

Продолжительность занятия: 90 минут.

Литература

основная

  1. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия», Ростов н/Дону: «Феникс», 2013.
  2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие, Ростов н/Дону: «Феникс», 2016.

дополнительная

  1. Кузнецова Н. В.. Русский язык и культура речи: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.
  2. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.
  3. Русский язык и культура речи. Учебник/ Под редакцией В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2002.

План-хронокарта

Этапы занятия

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Время

1. Организационный

Готовятся к уроку, откликаются на перекличке

Проверяет присутствующих и готовность к занятию

3 мин.

2. Формулирование темы. Постановка целей и задач занятия. Мотивация учебной деятельности

Формулируют тему, цели занятия

Организует работу студентов, задает наводящие вопросы, помогающие студентам сформулировать цели и задачи

5 мин.

3. Актуализация знаний

1) Отвечают на теоретические вопросы

Организует диалог, корректирует ответы, оказывает помощь в случае затруднений.

5мин.

2) Работают с карточками-заданиями (работа в группах)

15 мин.

4.Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач.

1) Самостоятельное изучение материала
Работа с дидактическим материалом «Рекомендации для правильного общения с пациентом»
- виды вопросов;
- вербальные и невербальные компоненты поведения человека.
2) Ролевая игра «Пациент - медсестра» (решение ситуационных задач. Работа в парах).
Студенты решают ситуационные задачи, комментируют ответы

Организует самостоятельную работу с дидактическим материалом, обсуждение способов решения.

10 мин.

40 мин.

5. Подведение итогов, рефлексия

Работают с тестами «Качества, важные для общения», «Какой вы слушатель»

Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии.

10 мин.

6. Определение домашнего задания

Выбирают задание из предложенных

Информирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнении.

2 мин.

Ход занятия

1. Организационный этап

2. Формулирование темы. Постановка целей и задач занятия. Мотивация учебной деятельности. (Пословицы)

  • Сперва подумай, потом скажи.
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • Недоброе слово больней огня жжет.
  • Доброе слово сказать - посошок в руки дать.

Проанализируйте пословицы. О чем они. (При помощи наводящих вопросов преподавателя студенты, проанализировав пословицы, формулируют тему, цели урока. Делают вывод о важности умения общаться).

3. Актуализация знаний

1) Теоретические вопросы

  1. Вспомните все известные вам стили речи.
  2. В какой сфере используется разговорный стиль?
  3. Каковы цели разговорного стиля речи?
  4. Какими общими признаками облпдают тексты разговорного стиля?
  5. Перечислите лексические особенности разговорного стиля речи.
  6. Какие части речи встречаются чаще всего в разговорном стиле речи?
  7. Каковы синтаксические особенности разговорного стиля? Перечислите их.
  8. Что такое невербальные средства общения?

2) Карточки-задания для работы в группах

(Задания по выбору студентов и преподавателя)

Задание 1. Назовите признаки, на основании которых данные тексты можно отнести к разговорному стилю (знаки препинания, как правило, не употребляются; / - знак небольшой паузы, // - знак большой паузы).

1. (А. Входит в комнату, где работают несколько человек)
А. Здравствуйте//
Б. Здравствуйте//
А. Как я понимаю/ вы все пишете отчеты//
Б. Не разгибаясь//
А. А где Вера?//
Б. Вера сейчас придет//
А. Ладно/ я пойду к Толе/ мне надо// А потом приду к вам//
Б. Угу// Хорошо//
(А. уходит)

2. (В троллейбусе)
А. (оборачиваясь назад) Не возражаете открыть? (окно)
Б. Сейчас// (пытается открыть) Нет/ силенок у меня что-то... Не открывается//
А. Ну не надо/ не надо//
В. Я вам сейчас помогу// (Встает, старается открыть окно) Нет// Зажато/ не идет//
Б. Зажато//
В. Еще зима// (т.е. зимний сезон на транспорте» хотя на дворе апрель)
А Вся стена горячая!
Б. Батареи//
А. Печки// Вся стена//

Задание 2. Прочитайте запись устного текста. Назовите черты разговорного стиля.

Запишите связный рассказ на основании данного текста. Озаглавьте его. К какому стилю вы бы отнесли свой рассказ?

Значит/ ну я тоже была девчонкой тоже/ мне было лет двенадцать// И я очень любила вообще собак// И там была собака-а... Дымка/ которая была... Я почему-то до сих пор помню/ так хорошо эту собаку// Вот подумайте есть некоторые воспоминания/ которые остаются на всю жизнь// Можно сказать совершенно ничего не значащие// В сущности// Но почему-то не знаю// И вот значит эта собака Дым­ка/ она меня очень любила// Она страшно злая была/ все боялись/ она сидела на цепи/ и все боялись к ней подходить/ но я подходила/ она меня очень... ласкалась и вообще была... Она была на цепи в сарае таком/ сарай был открытый /только была крыша/ двери не было// И у нее щенки были// Было шесть щенков// И вот значит она никому не давала подходить к этим щенкам// Я подходила/ всегда их брала-а /на руки/ все / она мне никогда/ хвостиком виляла/ никогда// И вот я их кормила/ приносила/ все /одного я выбрала себе даже брала его на целый день туда в са-а-д/ играла с ним и все/ а вечером приносила его обратно// Она ничего// И вот значит когда уже щенки все подросли/ и все/ а ... прихожу к ней/ она скулит/ все время скулит// Смотрит на меня / лапы сюда кладет и скулит и скулит... Думаю что такое/ чего она скулит? И наконец я поняла/ что она хочет ей надоело сидеть на цепи// Что она хочет побегать// И я сделала преступление// Я вечером пришла и отцепила ее от этого (смеется) от ошейника (смех - оживление)/ И эта Дымка помчалась не знаю куда// А она же страшно злая // Она же могла всех искусать// Но она слава богу никого не искусала// Два дня сторож говорит «куда девалась собака, куда девалась собака»/ но так и не вы­яснил/ что это я отпустила// Два раза я ее отпускала// И два дня она где-то пропадала/ а потом пришла в свой сарай/ и сидела в ... ее опять на цепи// Так вот значит эта собака... И вот я эту почему-то Дымку до сих пор не могу забыть// Я так волновалась/ я ночь не спала/ думала если я ее отпустила/ а вдруг она кого-нибудь загрызет/ что будет тогда// Я очень волновалась// Но все обошлось благополуч­но она никого не там... загрызла//

Задание 3. В приведенных ниже отрывках отметьте факты разговорного стиля. В каком тексте определенное слово не соот­ветствует ситуации?

1. Быстро одевшись, Колька вышел на кухню, когда мать ставила на стол кипящий самовар.

- Мам, погоди, ты ветошку прихватила, - сказал Колька и вытащил из пальцев, матери невесть как попавший ей под руку обрывок половичка.
На лавке у окна сидел помощник Ореста Петровича, Шилков, и ел копченого язя, старательно выбирая косточки.

Самого Ореста Петровича уже не было, верно, ушел на участок. Мать снова рассказывала, как ветнадзор забрал у них заболевшую бруцеллезом корову, как она убивалась, когда фельдшер сводил Пеструху со двора.

- Полторы тыщи всего дали! - с каким-то странным торжеством говорила мать...
(Ю. Нагибин)

2. Пушкин соскочил с линейки, подошел к парню и спросил:

- Слушай, малый, какую песню ты пел?

- Известно какую, сударь, нашу, русскую, - сказал парень, улыбаясь своим губастым ртом.

- Сочинил ее кто?

- Уж, верно, не я! - играя синими неробкими глазами сказал парень. - Завсегда была!

- Ладно тебе, завсегда! - рассмеялся Пушкин. - А слова чьи?

- Да ничьи... Люди сложили.

- Хорошая песня, мальчонка, хорошо поешь.

3. Бегут двое мальчишек лет по десяти-двенадцати, спешат в кино. На бегу один другого спрашивает: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».

4. - Ой, глянь, что это?

- А! Тюлень. Тюлень, сынок, подплыл на нас поглядеть.

- Знаю. А где он живет?

- В море живет. Днем рыбу промышляет, а ночью к берегу плывет.

- А про что его бьют? Его ведь не едят.

- Шкура у него больно хороша и жиру много.

Задание 4. При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию: Нельзя! Наконец-то я додумался! Смотри на меня. Ни в коем случае! До свидания. Я сыт погорло.

Задание 5. При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию: Смотри у меня! Огромный и круглый. Нет, я не знаю. Я крайне удивлен. Вот он где у меня сидит! Все плохо.

Задание 6. При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию: Как здорово жить! Ничего не поделаешь. Вон!!! Сомневаюсь. Никогда не соглашусь! Так это вы сделали?

Задание 7. Стой! Кто идет? Маленький - маленький. Здравствуйте, мой дорогой коллега!

Задание 8. При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию: Какой ужас! Не хочу я этого. Ну, здравствуй, голубчик! Как поживаете? Знаю-знаю. Вот это да!

Задание 9. При помощи невербальных средств общения передайте следующую информацию: Да это мне раз плюнуть! Добро пожаловать! Ой, насмешил! Ах, вот ты какой?! Нет, ничего уже не поправишь... Как же так?

4. Оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач

1) Самостоятельное изучение материала

Рекомендации для правильного общения с пациентом

Виды вопросов

- Общие: Как поживаете? Как дела? Полезны, т.к. способствуют самовыражению, но трудно контролировать отклонения от вопроса, достигать определенной цели или ограничивать словоохотливых собеседников.

- Конкретные: Фамилия? Адрес? Любите ли вы картофельное пюре? Позволяют быстро собирать конкретную информацию, точную и однозначную

- Наводящие: Вы бросите курить, не так ли? Вы будете больше заниматься физическими упражнениями после выписки из больницы? Наталкивают отвечающего на ответ, соответствующий нашему мнению. Ограничивают самовыражение отвечающего. Могут вызвать гневную реакцию. Если воспринимаются как угрожающие

- Пробные: Вы говорите, ваш муж много работает? В последнее время боли в желудке у вас усилились? Исследуют темы, которую спрашивающий считает важной. Ответы могут давать конкретную информацию. Могут заставать отвечающего врасплох.

- Целенаправленные: Не могли бы вы рассказать мне, трудно ли вам ходить? Как вы засыпаете по вечерам? Позволяют направит тему беседы и дают возможность отвечающему добавить то, что он мог бы не сказать.

Вербальные и невербальные компоненты поведения человека. Приведенная таблица показывает различия между агрессивным, уверенным, неуверенным поведением человека.

Невербальный компонент

Агрессивность

Уверенность в себе

Неуверенность в себе

выражение лица

напряженное, сердитое выражение, пристальный взгляд

расслабленное, приятное, твердое выражение, хороший зрительный контакт; глаза на уровне собеседника

нервозное выражение, глаза часто опущены вниз

поза

руки на бедрах, расхаживание взад и вперед, вторжение в чужое пространство; часто стоит, когда остальные сидят; обычно старается доминировать

расслабленная, прямая поза; соблюдение личного пространства

согнутая, неудобная поза; может прислониться к чему - либо или готов убежать

тон голоса

громкий, требовательный, угрожающий, повелительный

твердый, уверенный и теплый, проявляющий уважение к другому человеку

тихий, дрожащий и слабый, трудноразличимый

жесты

резкие, стремительные, сжатые кулаки

соответствующие моменту

нервные и беспокойные

вербальные компоненты речи

обвинительный, атакующий, старающийся унизить и победить любой ценой

искреннее проявление чувств, обычно выражающие то, что человек думает

стремление скрыть смысл слов, оправдаться, повиноваться другому человеку

2) Ролевая игра «Пациент и медсестра»

Ситуационные задачи.

Прочитайте условия задач, распределите в паре роли медсестры и пациента, постройте диалог, представьте его группе.

Задача №1

У пациента снижены интеллект и память. Он раздражает медсестру своей медлительностью. Задает бесконечные вопросы, которые кажутся ей наивными. Сердясь, она вновь и вновь втолковывает рекомендации врача, и все без толку.

Задание: найдите выход из ситуации

Задача №2

Вы понервничали дома, по дороге на работу, а больной, придя на прием в поликлинику, сообщает вам, что потеряна его история болезни, которую относили в регистратуру вы. Назревает конфликт. Что делать?

Задача №3

Вы медсестра отделения стационара. Вам предстоит первая беседа с вновь поступившим пациентом.

Задание: С каких слов вы начнете? Назовите факторы, способствующие формированию благоприятной обстановки.

Задача № 4

У 20-летней девушки была определена беременность на сроке 12 недель; беременность была желанной. При проведении необходимых анализов был также установлен положительный ВИЧ-статус. Женщина почувствовала полную беспомощность и тревогу, она не могла принять решения о сохранении или прерывании беременности, т.к. не обладала достаточной информацией о ВИЧ, методах лечения, влиянии заболевания на течение беременности и здоровье малыша. Она не видела будущего, не знала, что сказать родственникам.

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Постройте диалог с пациенткой.

Задача № 5

Пациент находился на обследовании в пульмонологическом отделении, его направили на бронхоскопию. Он обратился к дежурной медсестре с просьбой объяснить, почему его направили на данный вид исследования. Медсестра в грубой форме ответила: «Не надоедайте! У вас рак». Утром пациента обнаружили мертвым. Вскрытие показало, что он отравился.

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?

Предложите свой вариант диалога между медсестрой и пациентом.

Задача № 6

Ребенок (5 лет) боится сесть в стоматологическое кресло, с трудом открывает рот для осмотра и плачет даже при одном виде инструментов. Медсестра прикрикивает на него и говорит: «Если ты немедленно не успокоишься, то тебя будут лечить бормашиной - вот посмотри, как она жужжит. А если это не поможет, то тебя положат в больницу, а маму отправят домой».

Проанализируй ситуацию. Насколько этичны действия медсестры?

Предложите свой вариант диалога между медсестрой и пациентом.

Задача №7

Офтальмологическая клиника. Пациент направлен на операцию. В предоперационной подготовке пациент сказал: «Что-то беспокоит меня по поводу операции, и я боюсь».

Проанализируй ситуацию. Что в данной ситуации должна сделать медсестра?

Предложите свой вариант диалога между медсестрой и пациентом.

5. Подведение итогов, рефлексия

Тест 1. «Какой вы слушатель?»

Ответы на вопросы оцениваются следующим количеством баллов: «почти всегда» - 2, «в большинстве случаев» - 4, «иногда» - 6, «Редко» - 8, «почти никогда» - 10.

Чем больше сумма баллов, тем лучше развиты качества активного слушателя. Если набрано 62 балла, то умение слушать у вас выше среднего уровня, который составляет 55 баллов. Если оценка ниже, стоит проанализировать свое поведение во время беседы с партнёрами по общению.

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу, когда тема или собеседник не интересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнёра по общению?

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в спор с малознакомым или неизвестным человеком?

5. Имеете ли вы привычку перебивать партнёра?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, а сами в это время думаете о другом?

7. Меняете ли вы тон голоса, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если она вам неприятна?

9. Поправляете ли вы человека! если в его речи встречаются орфоэпические или акцентологические ошибки, вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

Тест 2. «Качества, важные для общения»

Познакомьтесь с перечнем качеств и укажите, какое из них, на ваш взгляд, наиболее важно для успешного общения, какое вы поставили бы на второе, третье и т.д. место. Затем оцените степень развитости каждого из них лично у вас по пятибалльной шкале (5 - очень развито, 4 - хорошо развито, 3 - развито удовлетворительно, 2 - развито плохо, 1 - практически отсутствует). Подумайте, какие шаги вы предпримете для развития того или иного необходимого в общении качества.

ЭМПАТИЯ. Умение видеть мир глазами других людей, понимать другого человека, воспринимать его поступки с его же позиции.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ. Способность не только сочувствовать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию к другим людям, умение понимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать другого человека.

АУТЕНТИЧНОСТЬ. Умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями, способность быть самим собой в контактах с окружающими.

КОНКРЕТНОСТЬ. Отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях и действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ. Склонность к активной деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие. Способность по собственной инициативе устанавливать контакты.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. Умение говорить и действовать напрямую, открыто демонстрировать свое отношение к возникающим проблемам.

ОТКРЫТОСТЬ. Готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убеждённость в том, что открытость способствует установлению здоровыхи прочных отношений с окружающими.

ПРИНЯТИЕ ЧУВСТВА. Отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выразить готовность принять эмоциональные переживания со стороны партнёра по общению, при этом не стремясь навязать ему свои чувства.

КОНФРОНТАЦИЯ. Умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности. Готовность в случае несходства мнений пойти на противостояние, но не с целью запугивания партнёра, а с надеждой установить подлинно честные отношения.

САМОПОЗНАНИЕ. Исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность принять от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя.

6. Определение домашнего задания

Общее задание

Изучить дополнительный материал по теме (ПРИЛОЖЕНИЕ). Составить глоссарий по теме.

Задание по выбору

1. Составить ситуационные задачи на тему «Общение с пациентом».

2. Составить памятку для медицинской сестры «Правила построения беседы с пациентом».

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачева М.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку. Издательство: Феникс, 2004 г.; 128 стр.

2. Методические рекомендации для преподавателей к подготовке и оформлению методической разработки учебного занятия Методический кабинет ГПОУ «Тульский областной медицинский колледж», 2016.

3. Променашева, Т.В. Психология общения с пациентом : метод.пособие / Т.В.Променашева; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития ИСО, - Иркутск: ИГМУ, 2012. - 40

4. Слоева Е.А., Мензул Е.В. Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности. Часть 1. Нормы русского литературного языка. - Самара: «Инсома-пресс», 2014. - 92 с.

5. Задачи по дисциплине Медицинская психология. https://infourok.ru/etikopsihologicheskie-zadachi-po-discipline-medicinskaya-psihologiya-1957231.html

6. Пословицы и поговорки об общении. https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-ob-obshhenii/