Пути формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Проблема достижения орфографической грамотности учащихся начальной школы занимает важное место в теории и практике начального обучения. Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение различного рода орфограмм. Но как научить детей грамотно писать? Этот вопрос волнует многих учителей. Учебники русского языка для начальных классов учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами. Таким образом, орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а автор учебника. Ученику остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу, и он почти всегда успешно с этим справляется. Такая форма работы становится механической. А при написании диктанта учащиеся допускают ошибки по той причине, что не видят, не находят место в слове, где нужно применить правило. Отсюда в диктантах, творческих работах и изложениях у учеников встречается немалое количество ошибок.

Учитель должен владеть информацией об уровне грамотности учащихся своего класса, трудностях, возникающих у детей, уметь исправить или предупредить возникновение проблем с написанием тех или иных орфограмм. Для этого с 1 класса в моем классе на уроках русского языка вводятся диагностические карты для выявления затруднений учащихся при письме. Сюда вносятся все ошибки, допущенные учащимися в контрольных и проверочных работах, что позволяет вовремя увидеть проблему и подобрать систему упражнений для повышения орфографической зоркости учащегося.

Какие же ошибки чаще всего встречаются в письменных работах учащихся?

Самая распространенная группа ошибок на пропуск, замену, искажение, перестановку букв, «зеркальное» изображение преследуют учащихся вплоть до окончания школы.

Пропуск гласных можно объяснить тем, что в период обучения грамоте дети недостаточно прочно усвоили знания о слогообразующей роли гласного в слове. Ученики, сосредотачиваясь на согласном, пропускают букву для обозначения в слове гласного звука. Пропуск буквы для обозначения согласного в определенной степени можно объяснить близостью расположения звуков в слове в артикуляционном плане.

В третьем классе при переходе на мелкое и ускоренное письмо, ученики, недостаточно четко усвоившие начертание букв и медленно распознающие различные по звучанию, но похожие по написанию буквы, не дописывают отдельные элементы и, наоборот, дописывают лишние: сонще - солнце, шшрокий-широкий. Такое графическое изображение букв ведет к искажению смысла слова, текста.

Пропуск букв возникает по различным причинам: ученик первый раз слышит это слово; не знает его значение или знает, что обозначает слово, слышал его, но ни разу не встречал написанным; либо из-за неразвитости фонематического слуха учащегося.

Работа над подобными ошибками строится с использованием игр на формирование образа буквы и слова, активизацию словаря учащихся, развитие внимания, формирование фонематического слуха. Помогает учащимся использование памятки для самоконтроля письма.

Памятка «Проверь свою работу»

  • Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
  • Не пропустил ли ты букву?
  • Не добавил ли лишнюю букву?
  • Не написал ли вместо одной буквы другую?
  • Правильно ли ты изобразил каждую букву?
  • Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!

Даже в четвертом классе возможно неправильное написание слов с устойчивыми сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк, чн, щн», традиционный способ письма.

Причиной можно считать недостаточное развитие фонематического слуха, а также внимания учащихся в работе. Дети индивидуально и хором скандируют правила «Жи-ши» - пиши с буквой «и», но едва дело доходит до письма, часто допускают ошибки. В памяти школьников должен накапливаться набор этих звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Учащиеся запоминают эти опасные позиции уже в период обучения грамоте, т.е. при практическом усвоении звуков и букв, правил графики, и в дальнейшем при изучении состава слова, частей речи и других тем курса русского языка. Только систематическое использование заданий различного вида на это правило, позволяет зрительно запомнить правильное написание подобных сочетаний. На уроке и дополнительных занятиях дети работают по карточкам:

1) Спиши предложение. Подчеркни буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки.

2) Спиши. Найди и подчеркни сочетание жи (ши, ча, ща, чк…)

3) Спиши слова. Подчеркни сочетания ча, ща, чу, щу. Напиши ещё четыре слова с этими сочетаниями.

4) Назовите и подчеркните орфограмму в словах: Чуковский, щука, дочка, конечно, мощный.

5) Напиши слова, добавляя слог ча или ща: ро…, пи…, све…, ту….

6) Выпиши слова с сочетаниями чн, чк.

Мягкие согласные и способы их обозначения также вызывают трудности у детей.

Часто в работе можно увидеть: Вес ден идот дожд.

Это свидетельствует о недостаточной сформированности навыка звукового анализа у детей еще на этапе обучения грамоте. Подобная проблема решается в частом и систематическом выполнении заданий на сравнение, выделение и обозначение мягкости согласных на письме.

Самой сложной орфограммой начальной школы является безударные гласные (проверяемые и непроверяемые) в корне слова.

Причинами этих наиболее распространенных ошибок является низкий или слабый уровень развития фонематического слуха; бедность словарного запаса учащихся (ограниченность его рамками обиходно-бытовой тематики, неточность значений, трудности актуализации словаря); недостаточный уровень развития компонентов словесно-логического мышления - анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации, систематизации; отставание от нормы объёма зрительной и слухоречевой памяти; неустойчивость внимания; несформированность приёмов самоконтроля; низкий уровень развития различных видов памяти.

Традиционно слова с непроверяемыми написаниями, или так называемые "словарные" слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Однако формальное механическое заучивание не даёт нужного эффекта, так как ребёнку отводится пассивная роль - слово предъявляется и анализируется учителем. Отсутствие заинтересованности ребёнка препятствует прочности и осмысленности запоминания и превращает его в утомительное занятие. К тому же при данном способе запоминания слов с непроверяемыми написаниями не формируется интерес к языку, не вырабатывается орфографическая зоркость. Значительно эффективнее предъявлять слово не в графическом, как это обычно делается, а слуховом варианте, орфоэпически, чтобы ребёнок сам нашёл «опасное место», слабую позицию гласной корня. Сделав вывод о том, что в корне слова есть безударная гласная и не найдя способа проверки слова, ребёнок сталкивается с проблемной ситуацией, к решению которой мы и подводим его дальнейшей работой со словом.

Довольно часто встречаются ошибки при обозначении орфограммы на правописание парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.

Из опыта известно, что ошибки на это правило написания согласных, возникают не столько от неумения подобрать проверочное слово из-за бедности словарного запаса, как оттого, что дети не замечают слов, требующих проверки. Поэтому нужно еще на уроках обучения грамоте тренировать детей в нахождении таких слов в тексте, во время чтения и в упражнениях. Такую работу следует проводить в системе, усложняя задания из класса в класс.

Умение обнаруживать и умение распознавать орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений. Вот почему одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.

Развитие орфографической зоркости - это один из приёмов повышения грамотности.

С первого класса на уроках русского языка ввожу понятие «орфограмма». Объяснение для ученика следует такое: если имеется выбор букв для написания, значит это орфограмма.

После того, как дети усвоили понятие «орфограмма», начинаю работу над развитием орфографической зоркости. Орфографическая зоркость - это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим, развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, решении орфографических задач.

Для решения этой задачи нужно формировать следующие умения:

  • умение находить орфограмму,
  • умение выбрать соответствующее орфограмме орфографическое правило,
  • умение применить это правило.

Встаёт вопрос: «Как же научить ребёнка «видеть» орфограмму?»

Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух, на основе которого выполняется другое условие: вооружение детей знаниями тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.

Существует несколько опознавательных признаков, с которыми знакомятся учащиеся, уже начиная с 1 класса.

Один из опознавательных признаков - это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Выявлению и запоминанию таких совпадений способствует звуко-буквенный анализ и синтез. Это признак применяется успешно в тех случаях, если ребёнок может прочитать слово, т.е. зрительно воспринять. Работа направлена на формирование речевого слуха учащихся. Ведется она на уроках чтения при чтении слов, предложений, а также на уроках обучения письму, какой звук слышится, какая буква пишется.

Второй опознавательный признак орфограмм - это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые создают опасность ошибок. Стараюсь с первых же дней обращать внимание детей на «опасные» звуки и буквы в словах: гласные а-о, и-е; парные звонкие и глухие согласные; сочетания чк-чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Так постепенно в памяти у ребят накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. В результате многократных упражнений у детей появляется определённый автоматизм - основа орфографической зоркости. Работа над второй группой признаков направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода «бдительность» в отношении орфограмм.

Третий опознавательный признак орфограмм - это морфемы в словах. Овладение этим признаком начинается с изучения состава слов, обеспечивается морфемным анализом. Зная, какие трудности могут встретиться в приставке, корне, суффиксе, окончании, ученик целенаправленно ищет орфограмму. Работа над третьей группой признаков подготавливает ребят к решению грамматико-орфографических задач.

Путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания - единственный надёжный путь.

Использование разных видов работ с одной стороны разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся, а с другой стороны способствует формированию орфографической зоркости.

Виды работ по развитию орфографической зоркости

Определи в слове ударение. В слове может совсем не быть орфограммы, т.е. ошибку сделать нельзя. Например: шар, ива, крыша, рыба.

Один из способов формирования умения обнаруживать орфограммы - диктант «Проверяю себя». Ученик записывает текст с пропуском гласных букв в слабой позиции. Например: Вет-р с сил-й н-л-та-т на д-ревья.

В слове на месте гласных в слабой позиции записать набор букв, которыми может быть обозначен звук. Например: убеIиIжал. Таким образом, идёт усвоение сущности понятия орфограммы: в слове есть орфограмма, так как есть выбор букв. Аналогично со словами с парными звонкими и глухими согласными. Например: зубIпI, берёзIсIка.

Из перечисленных слов выбрать только те, в которых есть орфограмма: Парта, пенал, праздник, привет, поезд, пушка,

Докажи правильность написания букв гласных в словах: врачи, земля, платил, ночной.

Выборочное письмо. Из текста выписать слова с определённой орфограммой.

Проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм, изученных за целый год обучения.

Вспомни правило. Прочти слова, вспомни правило проверки выделенных букв в словах: чужой, ранний, ряды, голубь, Анна.

Письмо по памяти четверостиший с изученными орфограммами.

Работа с текстом из художественной литературы. Найти в текстах детской литературы слова с названной орфограммой.

Средством развития орфографического навыка являются стихотворные упражнения. Они вызывают интерес к уроку у ребят и помогают им усвоить правило. Например: Мыши, ёжики, чижи - только с и всегда пиши.

Картинный диктант. Запись словарных слов, слов с изученными орфограммами.

Работа с сюжетной картинкой. Задание: найти предметы на картинке в названии которых есть заданная орфограмма.

Самодиктанты. Ученик себе сам диктует слова на заданную учителем орфограмму.

Работа в парах. Учащиеся друг другу диктуют слова с карточки и сами же проверяют у соседа.

Навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. В своей работе следую педагогическим рекомендациям , что упражнения должны быть по возможности, самостоятельными, действительными упражнениями, а не кажущимися только; упражнения должны быть систематическими; всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд; в каждом упражнении пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового; все упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят; при формировании орфографического навыка письма упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным.

При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Таким образом, можно сделать выводы, что в работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а также учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы.

Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха, решение орфографических задач методом запоминания; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.

Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели - сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.