Класс: 3.
Цель:
- закреплять понятие «главные члены предложения», отрабатывать навык их поиска в предложениях;
- развивать диалогическую и монологическую устную речь, мышление, память, внимание;
- воспитывать интерес к русскому языку, сплочение детского коллектива.
Формирование УУД
Личностные УУД:
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- развитие чувства сопричастности своей истории;
- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто больше всего в ней нуждается.
Регулятивные УУД:
- формирование умения ставить учебную задачу, добиваться ее решения;
- развитие умения определения последовательности своих действий;
- формирование умения выявлять уровень усвоения учебного материала.
Познавательные УУД:
- формирование умения определять необходимую информацию, извлекать ее из текста;
- формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками;
- формирование умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- презентация к уроку;
- карточки, содержащие по 3 слова с изученными орфограммами;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- карточки для работы в группах;
- игра на нахождение главных членов предложения на электронном сервисе Learning Apps (раздел «Русский язык»).
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивирование на учебную деятельность
- Доброе утро, ребята! Перед началом нашей работы подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста! Проверьте готовность к работе: все ли учебные пособия и принадлежности лежат на парте? Молодцы!
II. Чистописание
Слайд № 2 - На минутке чистописания поиграем в игру «Кот в мешке». (У каждого ребенка на парте лежит карточка с 3 словами, в которых есть изученные орфограммы. Все карточки пронумерованы.)
- Переверните карточки. В тетради запишите дату, а в следующей строке, посередине, укажите номер карточки. Грамотно и аккуратно спишите, пожалуйста, слова и обозначьте в них орфограммы. Устно определите, какой частью речи эти слова являются. (На работу - 3-4 минуты. Далее учитель наугад называет номер карточки. Этот ученик выходит с нею к доске, записывает свои слова, подчеркивает орфограммы, называя проверочные слова устно (если они необходимы), определяет части речи. Дети дублируют эту работу в своих тетрадях.)
III. Актуализация знаний. Целеполагание
- Чтобы узнать тему урока, предлагаю выполнить интересное задание. Найдите лишнюю запись и объясните свой выбор: (Слайд № 3)
Пошла за покупками, золотая осень, барсук убежал, письмо другу.
- А теперь попробуйте определить тему урока и, пользуясь опорными словами, сформулировать цель. (Дети самостоятельно называют тему и цель урока.)
Слайд № 4 - тема «Главные члены предложения».
Слайд № 5 - Повторить, какие члены предложения называются главными;
упражняться в нахождении их в предложениях.
IV. Повторение
- Знакома ли вам тема урока? Предлагаю заполнить опорную схему по данной теме:
Слайд 6
(Учитель задает вопросы, по мере ответов на них, появляются записи на схеме.)
- На какие две группы делятся все члены предложения?
- Как называются главные члены предложения?
- На какие вопросы они отвечают?
- Как обозначаются в предложении?
- Каким образом данная опорная схема может помочь ученику в работе? Для чего нужно правильно находить главные члены в предложениях? (Далее предлагается с помощью опоры составить полный рассказ о главных членах предложения 1 ученику. А затем дети проговаривают его друг другу, работая в парах.)
- А знаете ли вы, что эти термины «подлежащее» и «сказуемое» были известны уже давно. Хотите узнать, что говорил о них М.Ломоносов? (Слайд 7)
Физкультминутка
V. Систематизация знаний
- Предлагаю поупражняться в нахождении главных членов в предложениях. Прочитайте, пожалуйста, первое предложение (учебник с. 88 упр. 145). Все ли слова в нем вам понятны?
Гусей крикливых караван тянулся к югу.
(Если обучающиеся затрудняются в определении значения слова «караван», учитель предлагает работу с толковым словарём). Слайд 8
- Запишите предложение и выделите в нем главные члены предложения. Вспомним, по какому алгоритму мы действуем? (Обучающиеся повторяют алгоритм нахождения главных членов предложения.)
- Проверим, как вы справились с заданием? Молодцы, все получилось!
- А сейчас продолжаем тренировку в нахождении главных членов предложения и поиграем в игру на электронном сервисе Learning Apps. (По очереди дети выделяют главные члены предложения на интерактивной доске, объясняя свой выбор.)
- Отлично! На что вы опирались, выполняя данное задание?
Физкультминутка для глаз
- Настало время для творческого задания. Работая в группах, в предложения вместо пропусков надо вставить подходящие по смыслу подлежащие или сказуемые, подчеркнуть грамматическую основу. Слайд 9 , Приложение № 1.
(После работы дети выбирают по 1 представителю каждой группы, который будет читать записи команды.) Слайд 10
- Вы дружно поработали в командах и прекрасно справились с заданием! Что же помогло вам безошибочно определить главные члены в предложениях?
VI. Самостоятельная работа, оценивание
- Проверьте себя - насколько хорошо вы знаете материал урока? Учебник с. 88 упр. 144 (2). Слайд 11
(Если часть детей быстро справиться с работой, им можно предложить отгадать ребус - слайд 12.)
- Проверим самостоятельную работу. Кто выполнил ее без затруднений и ошибок? Кто допустил ошибки? Как вы думаете, почему появились ошибки? Что надо сделать, чтобы в дальнейшем такие работы выполнять безошибочно? Кто отгадал ребус? (Как вы это сделали? - вопрос уместен, если были такие ученики.)
(Учитель оценивает устные ответы учеников с обоснованием.)
VI. Объяснение домашнего задания
- Учебник с. 88 упр. 145 (до конца). Прочитайте внимательно задание. Задайте вопросы по содержанию? Для желающих предлагаю дома выполнить дополнительное задание: придумать и записать 2 повествовательных невосклицательных предложения и выделить в них главные члены предложения.
VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности
- Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собою? Как вы считаете, достигли ли вы цели урока? Что вам в этом помогло?
- Выберите предложение на слайде и продолжите его, оценивая результат вашей работы. Слайд 14
- Мы с вами прекрасно потрудились сегодня на уроке. Благодарю вас за совместный труд!
Приложение № 1
Карточки для работы в группах:
Трудолюбивый …………… выполнял домашнее задание по русскому языку.
Завтра утром папа …………….. в командировку. Воробьи …………….. в лужах перед жарой. При нагревании …………….. расширяется. |