Сценарий НОД «Волшебный оркестр» с использованием квест-технологий для детей 5–6 лет

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (36 МБ)


Цель - закрепить у детей старшего дошкольного возраста знания о симфоническом и народных оркестрах, а также музыкальных инструментах, входящих в их состав, в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить и систематизировать знания о видах оркестра, музыкальных инструментах.
  • Закрепить умение самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок.
  • Закрепить навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно после вступления, передавать характер песни.
  • Закрепить навык игры на шумовых инструментах.
  • Закрепить умение слышать характерные образы сказки-шумелки и воспроизводить их с помощью подручных средств.
  • Упражнять в ориентировке в пространстве.

Развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.
  • Расширять представления детей об окружающем их мире.
  • Способствовать развитию связной речи, умению аргументировать свои высказывания и основных психических процессов (память, внимание, мышление, анализ).
  • Создать условия для развития логического мышления, смекалки.
  • Развивать умение работать в коллективе.
  • Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами: народный и симфонический оркестр, виолончель, контрабас.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
  • Воспитывать активность, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно и в составе команды.

Предварительная работа с детьми:слушание пьес в исполнении симфонического и народного оркестра, рассматривание музыкальных инструментов, беседы, игра на шумовых музыкальных инструментах; воспроизведение с помощью подручных средств сказок-шумелок.

Материалы и оборудование:

  • картинки с изображением музыкальных инструментов, симфонического и народного оркестров; ТСО (ноутбук, мультимедиапроектор, презентация, фортепиано, музыкальный центр, флеш-носители.);
  • подборка музыкальных произведений;
  • дерево, 7 листочков цветов радуги и шкатулка;
  • нотки с заданиями; конверты с заданиями;
  • разрезные картинки скрипичных ключей;
  • музыкальные нотки-указатели;
  • подручные средства (2 крышки кастрюль, полиэтиленовые пакеты, трубки от фальги, столовые ложки, деревянные палочки, отрез материи и др.);
  • шумовые инструменты для оркестра (маракасы, трещетка, бубен, деревянные ложки, бубенцы, дудочка, колокольчики);
  • имитация «домиков» различных животных, в которых спрятаны инструменты для оркестра (нора, цветы, дупло, гнездо, пень, куст, муравейник);
  • нотки разноцветные (7 цветов); медали «За успехи в музыке».

Ход занятия

Выйдя из группы, дети замечают на полу дорожку, выложенную из цветных музыкальных ноток, и вместе с педагогом строят предположения, что это за нотная дорожка и куда она может их привести. Двигаясь в указанном направлении попадают в музыкальных лес.

На экране заставка музыкального леса (2 СЛАЙД)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами попали в музыкальный лес!

Давайте сейчас постоим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?

Звучит мелодичная музыка

Дети: Мы услышали музыку (звуки музыки)

Музыкальный руководитель: Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звуки окружающего мира и звуки музыки. Звучат они тоже по-разному: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни - мелодичные, другие - похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?

Дети: Стало бы скучно и не интересно жить. Мы не смогли бы петь и танцевать.

Музыкальный руководитель:

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и невкусный.

Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей, настроение, чувства.

Слышите, эта волшебная музыка приглашает вас в сказочный музыкальный лес. Он знает, что каждый из вас умеет играть на разных музыкальных инструментах и поэтому просит на музыкальной полянке сыграть веселый оркестр! Согласны?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Тогда отправляемся в путь! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! А так как лес музыкальный, то пройти на его музыкальную полянку мы сможем только в том случае, если отправимся в путь по этой нотной дорожке приставным шагом с приседанием.

Дети идут по нотной дорожке, подходят к полянке. Но вдруг раздается страшный свист и голос Соловья-разбойника

Соловей-разбойник (СЛАЙД 3): «Ха-Ха-Ха! Ишь чего захотели, оркестр собрать! Не будет вам музыки!!! Я все инструменты забрал и спрятал, а без инструментов никакого оркестра быть не может!»

Музыкальный руководитель: Ребята, как же нам быть? Что нам теперь делать ?

Дети: Нам нужно найти музыкальные инструменты!

Музыкальный руководитель: Но как, же мы их сможем с вами найти, если мы не знаем где Соловей-разбойник их спрятал?

Раздается голос волшебного дерева (СЛАЙД 4)

Дерево: Здравствуйте, мои маленькие друзья, не огорчайтесь, я помогу вам найти музыкальные инструменты! Я очень старый……, многое повидал на своём веку… и знаю все уловки Соловья-разбойника! Но вам будет очень нелегко. Чтобы вам найти инструменты, необходимо будет проявить смекалку и находчивость, а также показать свои музыкальные способности и знания. Вы готовы? Справитесь?

Дети: Да, готовы! Справимся!

Дерево: Ну, тогда слушайте! Помогут вам в вашем не лёгком пути мои волшебные радужные листочки, которые вам необходимо будет срывать в том порядке, в каком расположены цвета на радуге. На каждом листочке вы найдёте задание, правильно выполнив которое, вы получите подсказку где искать музыкальный инструмент. Удачи вам, мои юные друзья!

Воспитатель: Ребята, так что же мы должны с вами сделать, чтобы найти наши музыкальные инструменты?

Дети: Сорвать листочки и правильно выполнить задание.

Воспитатель: Какого цвета листочек мы должны сорвать первым и почему?

Дети: Красный! Потому что он первый в радуге.

На экране появляется радуга и загорается первый цвет - красный (СЛАЙД 5)

Дети подходят к волшебному дереву и срывают красный листок. Музыкальный руководитель читает задание.

Музыкальный руководитель: Найдите нотку красного цвета и расскажите ей все, что вы знаете об оркестре. Если ей понравится ваш ответ, она вам даст подсказку, где искать музыкальный инструмент.

Дети находят красную нотку и находят рядом с ней конверт с заданием.

Дети: Оркестр- это группа музыкантов, играющая на музыкальных инструментах. Оркестр бывает симфонический и народный. Артисты народного оркестра играют на народных инструментах, а артисты симфонического оркестра на симфонических музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Ребята, красной нотке очень понравились ваши ответы, но она просит вас выполнить еще одно задание. Она просит нас прослушать нас два музыкальных фрагмента и определить, где звучит народный оркестр, а где - симфонический.

Дети прослушивают 2 музыкальных фрагмента (русскую народную мелодию «Ах, вы сени», и «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Вы с достоинством справились с таким сложным заданием. И за это красная нотка сейчас покажет нам где же нам следует искать первый музыкальный инструмент.

Дети открывают красную нотку и находят в ней картинку с изображением муравейника. Вместе с педагогом они находят в волшебном музыкальном лесу муравейник и находят в ней трещотки.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Но прежде чем вы отнесете на полянку первый найденный вами музыкальный инструмент, хочу обратить ваше внимание, что в нашем оркестре у каждого инструмента есть свое определенное место. Нужно положить найденный инструмент на стульчик, согласно указателю.

Дети кладут трещотки на стульчики, согласно указателю на нем.

Музыкальный руководитель: Ну что ж ребята, вы готовы продолжить наши поиски?

Дети: Да! Готовы!

Музыкальный руководитель: Ну, тогда идем и сорвем второй листок. Какого цвета?

На экране появляется радуга и загорается второй цвет - оранжевый (6 СЛАЙД)

Дети: Оранжевый!

Музыкальный руководитель: Ребята, оранжевая нотка просит мальчиков из этих картинок выбрать только те картинки, на которых изображены музыкальные инструменты народного оркестра, а девочек картинки с изображением инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель открывает конверт и достает картинки с изображением народного и симфонического оркестров.

После выполнения задания детьми выполняется взаимопроверка правильности выполнения задания (7 СЛАЙД)

За правильно выполненное задание оранжевая нотка дает им подсказку, что следующий музыкальный инструмент им следует искать в дупле.

Дети находят дупло и достают с помощью педагога деревянные ложки и относят их на отведенное для них в оркестре место.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, справились с заданием! Отправляемся дальше?
Дети: Да!

На экране появляется радуга и загорается третий цвет - желтый.

(8 СЛАЙД) Дети подходят к дереву и срывают желтый листок, педагог читает задание.

Музыкальный руководитель: Послушайте и узнайте ритмический рисунок попевки. Найдите желтую нотку и исполните для нее эту песенку.

Дети узнают ритмический рисунок песни и прохлопывают его в ладоши. Затем находят желтую нотку, а затем поют ее, распеваются на материале этой песенки. (9 СЛАЙД)

Музыкальный руководитель: Желтой нотке очень понравилось, как вы все пели и за это она вам дарит следующую подсказку.

Дети находят в желтой нотке картинку с изображением цветов. Затем они подходят к цветам и с помощью музыкального руководителя находят в нем маракасы.

На экране появляется радуга и загорается четвертый цвет - зеленый.

(10 СЛАЙД) Педагог срывает зеленый листок и читает задание.

Музыкальный руководитель: Зеленая нотка просит спеть ей красивую песню.

Дети подходят к нотке зеленого цвета и исполняют песню «Волны, волны, солнышко» С.Бурнос (11 СЛАЙД)

Дети находят в зеленой нотке картинку с изображением пня. Затем находят в лесу пень и с помощью музыкального руководителя находят в нем бубенцы.

Музыкальный руководитель: Какие вы талантливые! Со всеми заданиями справляетесь!

На экране появляется радуга и загорается голубой цвет (12 СЛАЙД)

Дети подходят к дереву и срывают голубой листок.

Музыкальный руководитель: Голубая нотка просит нас не много поиграть с ней и помочь ей собрать картинку с изображением музыкального знака, который помогает нам войти в мир музыки.

Музыкальный руководитель: Что это за знак такой?

Дети: Скрипичный ключ.

Команда мальчиков и девочек собирают свои скрипичные ключи

Музыкальный руководитель: Какие вы сообразительные! И это задание вам оказалось под силу. Имея скрипичный ключ, мы теперь точно создадим свой оркестр.

Голубая нотка подсказывает, что следующий музыкальный инструмент спрятан под кустом, где дети находят бубен.

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы! Вы уже почти нашли все музыкальные инструменты. Мои помощники, продолжаем наше интересное путешествие дальше?

Дети: Да!

На экране появляется радуга и загорается синий цвет (13 СЛАЙД)

Дети с педагогом подходят к дереву и срывают синий листок.

Музыкальный руководитель: Ребята, синяя нотка, приготовила для вас очень необычное задание. Она просит вас озвучить её любимую сказку различными предметами, которые окружают нас в жизни.

Дети подходят к синей нотке, и находят корзину с различными подручными предметами. Выбирают себе по одному предмету и садятся в кружок перед экраном, во главе с музыкальным руководителем. На экране демонстрируется сказка-шумелка «Заяц в лесу» (СЛАЙД 14-22)

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома,
А ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (ЦЕЛЛОФАН)
Испугался заяц и - бежать. (КИТАЙСКИЕ ПАЛОЧКИ)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,
А дятел на сосне как застучит! (ТРУБОЧКИ от фольги)
Бросился заяц бежать. (КИТАЙСКИЕ ПАЛОЧКИ)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу,
А там сова крыльями как захлопает. (ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке. (КИТАЙСКИЕ ПАЛОЧКИ) (быстро)
А на берегу речки лягушки сидели.
И комаров ловили (СТОЛОВЫЕ ЛОЖКИ)
Увидели они зайца - и прыг в воду. (КРЫШКИ ОТ КАСТРЮЛИ)
Заяц обрадовался и говорит:
- А звери меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (ХЛОПАЮТ ЛАДОШКАМИ ПО ТЕЛУ)

Музыкальный руководитель: Ребята, какая интересная сказка у вас получилась! И с этим заданием вы справились. Давайте найдем синюю нотку и узнаем, где же Соловей-разбойник спрятал следующий музыкальный инструмент.

Синяя нотка, дала детям подсказку, что следующий музыкальный инструмент им следует искать в норке. В муравейнике дети, с помощью музыкального руководителя, очень осторожно, чтобы не разрушить его, находят колокольчики.

На экране появляется радуга и загорается фиолетовый цвет. (22 СЛАЙД)

Дети с педагогом подходят к дереву и срывают последний фиолетовый листок.

Музыкальный руководитель: Фиолетовая нотка хочет проверить, какие мы с вами смекалистые и узнать умеем ли мы с вами играть в игру «Четвертый лишний». А мы ведь с вами не только знаем, но и любим, играть в эту игру, поэтому и с этим заданием обязательно сейчас справимся.

На экране появляется фрагмент игры «Четвертый лишний» (СЛАЙД 23)

Дети: Лишняя здесь картинка с литаврами. Это ударный инструмент. А все остальные (балалайка, домра, гитара) струнные.

Музыкальный руководитель: Умницы! Какие вы у меня молодцы! Многое умеете и знаете! Но давайте скорее узнаем, где же Соловей-разбойник спрятал наш последний музыкальный инструмент?

Нотка подсказывает, что его надо искать в гнезде. И это дудочка.

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы! Правильно выполнили все задания и нашли все музыкальные инструменты. Теперь нам никто не сможет помешать организовать наш оркестр и вернуть в музыкальный лес веселье и музыку!

Дети занимают свои места и исполняют на детских музыкальных инструментах, которые все вместе они нашли, русскую народную мелодию.

(24 СЛАЙД)

С последними звуками на экране появляется дерево и вновь раздается его голос.

(25 СЛАЙД)

Дерево: Спасибо вам, мои юные друзья! Вы с честью справились со всеми заданиями, нашли музыкальные инструменты и вернули в наш волшебный лес музыку! И за это я хочу вас наградить и преподнести вам подарок!

Дети подходят к дереву, находят возле него шкатулку. В ней находятся медали для каждого участника «За успехи в музыке».

Музыкальный руководитель: Спасибо, вам ребята! Вы мне сегодня очень помогли! Но прежде чем вы покинете музыкальный лес, скажите, пожалуйста, что для вас было во время нашего путешествия самым сложным? А что самым интересным? Что нового вы сегодня узнали и чему научились?

Выслушивает ответы детей.

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень горжусь вами! Но нам уже пора возвращаться назад в группу!

Приставным шагом с приседанием дети выходят из музыкального леса и отправляются к себе в группу.