Материалы годового зачёта по геометрии в 7-м классе

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: геометрия


Я уже много лет работаю в школе, преподаю геометрию по учебникам «Геометрия 7 - 9 классы» и «Геометрия 10-11 классы» авторов Л.С.Атанасян и др.

В пособии, предназначенном для учителей (Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2015.) на странице 7 читаем: «На всех уроках геометрии нужно исходить из того, что изучение этого предмета направлено не только на достижение предметных целей - знакомство с различными геометрическими фигурами и их свойствами, но и на решение более важных задач, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом: формирование личности учащегося, развитие его логического мышления, умения ясно, точно и компетентно излагать свои мысли, аргументировать высказанные утверждения, всестороннее развитие творческих способностей учащегося».

В рабочей программе по геометрии мы записываем:

Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях:

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Одним из самых важных и эффективно работающих методов решения указанных выше задач являются зачёты. Тематические зачёты по геометрии, перед контрольной работой, выполняемой учащимися в конце изучения каждой темы, можно проводить как в устной, так и в письменной форме. И каждый учитель может найти в своей копилке много материала для проведения этой работы.

С моим видением важности углублённого изучения теории при помощи системы триместровых и годовых зачётов можно познакомиться в статье "Углублённое изучение теории при помощи системы триместровых и годовых зачётов в 5 и 6 классах" опубликованной несколько лет назад в сетевом издании Городского методического центра "Слово учителю": http://slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/963-plakhotnaya-s-g-uglubljonnoe-izuchenie-teorii-pri-pomoshchi-sistemy-trimestrovykh-i-godovykh-zachjotov-v-5-i-6-klassakh.

В данной статье я хочу поделиться с коллегами материалами для годового зачёта по геометрии, который в нашей гимназии в этом учебном году учащиеся 7 класса сдавали в качестве одного из четырёх переводных экзаменов. И описать подход к подготовке моих учеников к этому зачёту, с учётом того, что из-за пандемии мы работали не только в классе, но и удаленно, через сеть Интернет.

Уже в сентябре началась подготовка к экзамену, который проводился в устной форме по билетам в конце учебного года. Гимназисты 7 класса прошли через зачёты по математике уже в 5 и 6 классах, поэтому они уже примерно представляли, как мы будем готовиться к зачету (волновались только наши новые ученики).

На всех уроках, посвященных изучению нового материала, учащиеся ведут записи в тетрадях по теории - то, что мы называем ведением опорного конспекта. Это схемы, таблицы, доказательства теорем, решение опорных задач. Начало изучения каждой новой темы я сопровождаю выдачей списка вопросов, который ребята вклеивают в тетрадь по теории.

Каждый выход к доске на оценку, когда ученик решает задачу или доказывает теорему, завершается дополнительными вопросами по теории (просьбой сформулировать какие либо определения, свойства или признаки геометрических фигур). Причём, как то было и на уроках в 6 классе, в основном выступающему задавали вопросы сами одноклассники. И вопросы эти брались из списка ранее выданных вопросов. Я только инструктировала: можно ли брать вопросы только из текущего вопросника или и из предыдущих тоже. Сам собой у «вопросов» формировался рейтинг. И возникал дополнительный стимул разобраться с ответами на «самые сложные вопросы».

Для того, чтобы опросить оперативно весь класс, я использовала диктанты по теории. При выполнении самостоятельных работ, когда проверяется умение дать развёрнутое решение геометрической задачи, ученики часто получали отдельное дополнительное задание - сформулировать свойства и признаки, на которые они ссылались при решении.

Таким образом работать с «Вопросниками» ученикам приходилось практически на каждом уроке.

Безусловно, проведение уроков дистанционно в условиях пандемии усложнило эту работу. Для своей работы на дистанционке я использовала планшет фирмы wacom. К этому планшету прилагается стилус. В итоге все записи вести на доске (мониторе) также удобно, как мелом на обычной доске или стилусом при работе с электронной доской, то есть так, как Вы привыкли на уроке. В программу планшета встроен ряд инструментов, помогающих строить чертежи. У некоторых детей есть такие планшеты (их, на самом деле, используют для работы с фотографиями и для рисования). А многие очень быстро приспособились вести записи на доске с помощью мышки. Конечно, нередко встречался и третий случай, когда я сама вела записи на доске под диктовку ученика, которого вызвала к доске. Но в любом из этих случаев доска на мониторе моего и учеников компьютера была общей, на одном и том же чертеже могли последовательно работать все участники конференции. Также «вышедший» к доске отвечал на вопросы по теории. Конечно рядом с ним и учебник и тетрадь по теории и возможность выйти в интернет, но ведь это сразу станет всем очевидно, видно, куда смотрит ученик перед камерой и длинные паузы тоже вызовут вопросы.

Как я составляю билет для устного зачёта?

В билете пять заданий:

1. Теорема (формулировка и доказательство).

2 и 3. Необходимо сформулировать определение, свойство или признак, сопроводить ответ рисунком.

4. Задача на построение с помощью циркуля и линейки (с анализом и с планом построения).

5. Текстовая задача с развёрнутым решением.

В этом учебном году за месяц до экзамена по геометрии я раздала ученикам билеты (их было двенадцать). По мере того, как мы повторяли материал, я задавала, в качестве домашней работы прописывать ответы к тем или иным билетам. Мы решали наиболее сложные задачи на уроке. На следующем уроке по этим билетам спрашивала или проводила самостоятельную работу на 15 минут.

В предыдущие учебные года, не осложнённые эпидемией, я не всегда своим ученикам открывала сами билеты, а выдавала также за месяц - полтора список теорем (по числу билетов); список вопросов для второго и третьего номеров билета; список задач. А как из этих заданий были сформированы билеты, ученики узнавали уже на зачёте. При этом список задач и вопросов мог быть избыточным. Всё это зависит от уровня класса и других факторов.

Как я организовала зачёт?

Зачёт проходил в течении двух уроков. На первом уроке половина учащихся (по алфавитному списку) вытянули билеты и 25 минут готовились. По истечении этого времени я собрала у всех их записи и ребята поочереди отвечали у доски на вопросы №1, 2 и 3. Отвечали на уточняющие вопросы. Задачи комиссия проверяла уже после урока. Записи сделанные ребятами в начале урока, проецировались на доску, это помогает, конечно, сократить время выступления. Вторая половина класса, когда шла подготовка к выступлению у доски, писали самостоятельную работу, а потом слушали выступления своих одноклассников. Кстати, для многих ребят тот факт, что их ответ слушают одноклассники, более волнителен, чем то, что их оценивает комиссия.

На втором уроке группы менялись и работали по томуже плану.

Как ученики вообще, мои семиклассники не все достаточно прилежны и замотивированы на получение только четвёрок и пятёрок. Поэтому не все сдали экзамен с первого раза (несколько человек при этом в день экзамена болели) у них была пересдача экзамена. И у всех была возможность зачёт пересдать с целью повышения оценки (конечно вытянув новый билет).

Главную цель мы достигли - каждый ученик на как минимум на удовлетворительном уровне повторил и усвоил программу седьмого класса по геометрии, получил очень полезный и хороший опыт удерживать в активной памяти большой обьём учебного материала, получил опыт важного публичного выступления.

Материал (билеты) к зачёту.

Билет № 1

1. Докажите теорему о смежных углах.
2. Дайте определение параллельных прямых. Какие два отрезка называются параллельными? Формулировка. Рисунок.
3. Первый признак равенства треугольников. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте углы 30°, 60°, 120°, 150°. Запишите план построения.
5. Задача. Дан равнобедренный треугольник АВС с основанием АС. В треугольнике проведены биссектрисы AD и СЕ. Докажите, что треугольник АЕС равен треугольнику CDE.

Билет № 2

1. Докажите теорему о вертикальных углах.
2. Что такое секущая? Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей. Формулировка. Рисунок.
3. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте равнобедренный треугольник по боковой стороне и основанию. Запишите план построения.
5. Задача. Стороны треугольника 6 см и 2 см. Укажите наибольшую длину третьей стороны, если она выражается целым числом, отличным от данных.

Билет № 3

1. Докажите теорему о свойстве углов равнобедренного треугольника.
2. Определение высоты треугольника. Свойство высот треугольника. Формулировка. Рисунок.
3. Следствия из аксиомы параллельных прямых. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки разделите угол пополам. Запишите план построения.
5. Задача. На отрезке AB взяты точки C и D. Известно, что AB= 22 см, AC= 18 см, CD= 7см. Найдите длину отрезка BD. Рассмотрите все случаи.

Билет № 4

1. Докажите теорему о свойстве внешнего угла треугольника.
2. Определение биссектрисы угла. Формулировка. Рисунок.
3. Свойства параллельных прямых. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте равнобедренный треугольник по боковой стороне и углу при основании. Запишите план построения.
5. Задача. В равнобедренном прямоугольном треугольнике биссектриса прямого угла 5см. Вычислите гипотенузу треугольника.

Билет № 5

1. Докажите теорему, что если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
2. Определение медианы треугольника. Свойство медиан треугольника. Формулировка. Рисунок.
3.Свойства прямоугольных треугольников. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету. Запишите план построения.
5. Задача. Дан ΔABC, AB = BC, внешний угол при вершине В равен 720. Найдите внутренние углы ΔABC. Укажите вид данного треугольника в зависимости от углов.

Билет № 6

1. Докажите теорему о сумме углов треугольника.
2. Какая теорема называется обратной данной теореме? Приведите примеры теорем, обратных данным. Формулировка. Рисунок.
3. Второй признак равенства треугольников. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу. Запишите план построения.
5. Задача. Периметр равнобедренного треугольника равен 50 см, а одна из его сторон на 13 см больше другой. Найдите стороны треугольника.

Билет № 7

1. Докажите теорему о признаке равнобедренного треугольника.
2. Определение перпендикуляра. Формулировка. Рисунок.
3. Третий признак равенства треугольников. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки при помощи циркуля и линейки постройте угол, равный данному. Запишите план построения.
5. Задача. Отрезок AD - биссектриса треугольника ABC. Через точку D проведена прямая, пересекающая сторону AC в точке E так, что AE = ED. Вычислите градусные меры углов треугольника AED, если угол CAB равен 66 градусам.

Билет № 8

1. Докажите теорему, выражающую первый признак равенства треугольников.
2. Определение радиуса, диаметра, хорды окружности. Формулировка. Рисунок.
3. Признаки параллельности прямых. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте равнобедренный треугольник по боковой стороне и медиане, проведенной к ней. Запишите план построения.
5. Задача. В треугольнике ABC угол C равен 900, а угол В равен 700. На катете АС отложен отрезок СD, равный СВ. Найдите углы треугольника ABD.

Билет № 9

1. Докажите теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
2. Определение биссектрисы треугольника. Формулировка. Рисунок.
3. Какой угол называется острым? прямым? тупым? развернутым? Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте равнобедренный треугольник по основанию и высоте, проведённой к основанию. Запишите план построения.
5. Задача. В треугольнике ABC угол А больше угла В на 400, а угол С меньше угла А на 200. Найдите градусную меру угла В.

Билет № 10

1. Докажите теорему о свойстве катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°
2. Определение расстояния между параллельными прямыми. Формулировка. Рисунок.
3. Свойства равнобедренного треугольника. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки разделите отрезок пополам. Запишите план построения.
5. Задача. Через вершину М треугольника MNK проведена прямая АВ (точка М расположена между точками А и В), параллельная стороне NK. При этом угол AMN равен 640, а угол BMK равен 600. Найдите градусную меру большего угла треугольника MNK.

Билет № 11

1. Докажите теорему. Неравенство треугольника.
2. Какой угол называется внешним углом треугольника? Сформулируйте два свойства внешних углов треугольника. Формулировка. Рисунок.
3. Аксиома параллельных прямых. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте треугольник по трём сторонам. Запишите план построения.
5. Задача. Дан равнобедренный треугольник АРК с основанием АК. В треугольнике проведены медианы АЕ и КМ. Докажите, что треугольник АРЕ равен треугольнику КРМ.

Билет № 12

1. Докажите теорему, что при пересечении двух параллельных прямых секущей накрест лежащие углы равны.
2. Объясните, какая фигура называется треугольником. Начертите треугольник и покажите его стороны, вершины и углы. Что такое периметр треугольника? Формулировка. Рисунок.
3. Следствия из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Формулировка. Рисунок.
4. При помощи циркуля и линейки постройте через точку М, не лежащую на прямой а, прямую перпендикулярную к прямой а. Запишите план построения.
5. Задача. Один из внешних углов прямоугольного треугольника равен 1340. Найдите меньший угол этого треугольника.