Действительность изменилась стремительно за последние годы. Совершенно непонятно, что это такое, но этот мир, в котором мы сейчас оказались, точно не такой, как все предыдущие тысячелетия. Привычными для всех стали слова: гаджеты, мониторы, смартфо́ны, онлайн - обучение, цифровая образовательная среда. Электронный мир как часть техносферы захватил человека, ощутившего все его преимущества. Молодежный сленг свидетельствует о том, что дети смотрят на мир и все, что в нем, сквозь призму мониторов и электронного пространства.
Машина и человек противопоставлялись в мировой культуре как живое и неживое. Теперь, когда они стали рядом, человеку важно научиться жить, найдя баланс между разросшимся материальным миром и духовным. Пока наблюдается перевес в сторону техносферы и глобальный кризис великой в недавнем прошлом европейской культуры. К сожалению, появилось слово «расчеловечивание». Расчеловечивание - это процесс духовно-нравственной деградации, который несет смерть личности. Это неспособность сопротивляться энергии разрушения, вседозволенность, отсутствие контроля, отсутствие стержня.
От мониторов и Интернета ни школьник, ни родитель, ни учитель уже не захочет отказаться, попробовав и увидев бесспорные огромные возможности. Значит, необходим противовес, не менее мощный, чем всё техническое. Необходимо не только незримое, привычное, ежеминутное присутствие Интернета, но и видимое, осознаваемое проявление человеческого.
В образовании эта необходимость очевидна все больше. Не только учителя, но и старшеклассники замечают слишком заметную разницу между нынешними учениками начальной школой и ими самими.
Безусловно, школьные учителя перегружены. Постоянный контроль качества в виде ВПР с последующим выходом на уровень ОГЭ, ЕГЭ и ухудшающийся эмоциональный фон в отношениях школа - семья, раздуваемый средствами массовой информации, приводят к хронической усталости учителей, учеников и потере лучших кадров. Тем не менее надо найти время, силы для качественного, эффективного включения детей в деятельность, питающую душу.
В статье предложен опыт подобной работы в обычной школе. Точнее дана возможность наблюдать процесс в его движении: проект, о котором идет речь, стартовал в мае 2021 года. Всё только начитается. А от начала многое зависит.
Проект назван «Я выбираю красоту». Вселенная в её мудром устройстве в целом, и в малейших частях совершенна и живет по законам красоты, явленным в изумительном разнообразии существ на Земле, ее населяющих, и свойств, которыми наделены эти существа. Человечество в глобальном масштабе и каждая отдельная единица будут здоровыми при условии включенности в естественный ход жизни. Цель проекта - повышение культурного уровня учащихся, пробуждение потребности ощущать красоту, оберегать её, создавать в себе и вокруг себя.
Вселенная и школа - сочетание у кого-то вызовет улыбку. Улыбнемся вместе. Тем не менее, никто не станет отрицать очевидность того, что все мы пребываем во Вселенной и после введения всеобуча обязаны пережить школьные годы. Современным умникам и умницам, рожденным в последнее десятилетие, интереснее ощущать себя жителями Вселенной и соблюдать её законы, чем какой-то устав какой-то там школы. По большому счету в этом желании нет заблуждения и «устами младенцев говорит истина».
Говоря о духовном кризисе, мы признаем проблемы глубоко внутреннего характера: ничтожность осмысления, неразвитая эмоциональная сфера, отсутствие исторической памяти. Однако форма и содержание едины. Хотим воздействовать на содержание, помним о форме. Именно поэтому мы решили первый шаг сделать, обратив внимание на обыденные внешние проявления: внешний вид учеников и того пространства, где они находятся в школе и дома. На открытии проекта главная мысль первой встречи - связь между культурно-гигиеническими навыками и способностью к успешному обучению.
Целевая аудитория - ученики нашей школы. Возможность быть первооткрывателями и активнейшими участниками проекта выпала пятиклассникам. Они ощущают себя вполне взрослыми, при этом в отличие от учеников 7-8 классов пока еще охотно прислушиваются к учителям и родителям. 9-11 поглощены подготовкой к экзаменам.
Можно каждый день говорить об аккуратности внешнего вида и не увидеть желаемого результата у немалой части учеников, а можно вовлечь пятиклашек в деятельность, где они будут расспрашивать других, анализировать ответы вместе с учителями и предлагать пути решения проблемы.
Одна из первых задач - провести опрос: дать возможность объяснить, почему выбираешь ту или иную позицию в вопросах внешнего вида. Вопросы предполагали как однозначные ответы (да, нет, иногда), так и развернутые. Работая над сценарием тожественной части, озвученной в актовом зале, мы старались, чтобы сидящие в зале увидели элементы диалога, и многое в зале прозвучит как ответ тем мыслям, которыми ребята поделились в анкетах. С анкетами, сценарием, презентацией можем поделиться (напишите на адрес: el-solomat@yandex.ru), но помните, что проект живет в конкретном пространстве конкретных детей и необходимо видеть свою ситуацию и строить действо заново.
Центром, связующим всё сказанное на торжественной встрече, будет судьба двух выдающихся соотечественников: профессора Ивана Афанасьевича Соколянского, сумевшего научить слепо-глухо-немого человека говорить, читать, писать и развиваться так, чтобы стать научным сотрудником в институте дефектологии, и Ольги Ивановны Скороходовой, его ученицы, слепо-глухой, ставшей учёным-дефектологом, педагогом, литератором, кандидатом педагогических наук. Рассказывая истории жизни этих людей, ребята прикасаются к таким понятиям, как «милосердие», «великодушие», «забота о другом», «отчаяние и надежда», «дерзание», «целеустремленность», «культурно-гигиенические навыки как ключ к полноценной работе мозга».
Предварительно важно посмотреть фильм 2005 года «Тьма. Последняя надежда», в котором показана история, реально произошедшая с американкой Хелен Келлер. Эмоциональная сфера у многих на низком уровне развития, просто воспринимать на слух слова: «человек ничего не видит, не слышит», «он научил читать, писать» - почти ничего не понять. Фильм погружает в атмосферу сначала горя родителей, у которых ребенок оказался во тьме, потом ситуации, в которой живет такой ребенок, потом в то, какие титанические усилия прилагаются всеми, кто решил изменить трагическую судьбу. Ребята через просмотр фильма получают информацию о брайлевской машинке, о тактильно-кинестетическом языке слепо-глухих людей, когда через прикосновение можно говорить. Мир, построенный на гуманистических принципах, заботится о тех, кто по какой-то причине имеет какие-либо ограничения здоровья.
Рассказ со сцены сопровождается иллюстрациями, музыкальными заставками. Есть небольшая, но важная сценка. Нам удалось привлечь к ней родных сестер: одной 16 лет, другой - 5 лет. Повествуя о И.А.Соколянском и О.И.Скороходовой, попутно дети расширяют свой кругозор, т.к. биографии этих людей связывают их с другими выдающимися людьми. Ребята слышат имена, видят их портреты. На этапе подготовки команда участников имеет возможность узнать об этих людях еще что-то. Идея подобного погружения только одна: посмотрите, сколько интересных, умных, реальных людей внесли вклад в нашу науку, культуру, берите с них пример.
Главная мысль первой встречи: именно с культурно-гигиенических навыков начинается личность, пробуждается мозг. Эту идею Соколянский взял за основу, работая со слепо-глухо-немыми детьми. Потребность в чистоте, аккуратности говорит о высоком уровне сформированности данных навыков и свидетельствует о качестве личности. У неряхи мозг спит или не работает так, как мог бы работать. Конечно, это не единственное условие для эффективной умственной деятельности. Это только первый шаг.
Итак, дети 5В класса в мае 2021 года не подвергались воспитательной атаке извне, со стороны взрослых, а сами помогали другим ученикам школы, будучи активными деятелями. Всё действо - это их объяснение другим, почему важно беречь красоту во всем. Когда объясняешь другому, есть надежда, что сам поймешь. Вот почему важно иметь адресат и выти за границы классного кабинета. Эффект от проделанной работы есть у всех: у выступающих на сцене и у зрителей в актовом зале. Даже если несколько детей поняли, что важно упорядочить свой внешний вид и быт и двигаться дальше «через тернии к звездам», это уже хорошо и есть смысл в проделанной работе.
На открытии проекта в актовом зале, собравшем учеников из других классов, учителей, родителей, прозвучал призыв к участию в проекте «Я выбираю красоту». Проект начал жить. Пожелайте нам удачи!
Аннотация проекта |
Проект призван объединить людей любого возраста для решения наболевшей проблемы: как жить в гармонии с собой и миром, созидать прекрасное.
|
Обоснование необходимости проекта |
Всё чаще звучит слово «расчеловечивание». Расчеловечивание - это процесс духовно-нравственной деградации, который несет смерть личности. Это неспособность сопротивляться энергии разрушения, вседозволенность, отсутствие контроля, отсутствие стержня. |
Проблема |
Низкий культурный уровень немалой части школьников. |
Цели и задачи проекта |
Цель - повышение культурного уровня учащихся, пробуждение потребности ощущать красоту, оберегать её, создавать в себе и вокруг себя.
|
Основные целевые группы, на которые направлен проект |
|
Методы реализации проекта |
|
Рабочий план реализации проекта |
Подготовительный этап: апрель - первая половина мая 2021
Основной этап: 14 мая 2021 - май 2022
Заключительный этап: май 2022
|
Ожидаемые результаты: |
- для детей: улучшение качества внешнего вида; опыт выступления на сцене, формирование навыков выразительного чтения, приобщение к поэтическому миру; повышение культурного уровня в целом, дипломы и грамоты участников проекта в различных номинациях.
|
Продукты проекта: |
Видеоколлекция проведенных мероприятий «Лучшее и лучшие: нам есть что вспомнить», фотоотчет, слайдовые презентации к творческим встречам, сценарии, методическая разработка проекта. |
Перспектива развития и тиражируемости проекта |
Считаем, что реализация проекта в рамках школы - только начало. Возможна и необходима дальнейшая работа по продвижению проекта в другие школы города. |
Список использованной литературы
- Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / под ред. и с предисл. А.И.Мещерякова. - М.: Педагогика, 1972.
- Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.В.Байбородова, Л.Н.Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.