Пояснительная записка
Данный практикум предназначен для учащихся 5-х классов и рассчитан на 8 часов.
Ведение практикума «Основные возможности текстового редактора» в 5 классе явилось поиском путей решения явно обозначившихся проблем. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений пятиклассников при работе с текстовыми редакторами. Часть школьников уже имеет достаточный опыт работы с данными программами, другим необходимо начинать с освоения элементарных навыков работы. Даже если учащиеся умеют работать в текстовом редакторе, зачастую их умения фрагментарны, бессистемны, способы работы - неоптимальны.
Идея курса заключается в выделении на основании входной диагностики двух категорий учащихся: тех, которые уже в достаточной степени владеют способами работы, и тех, чьи умения недостаточны. Первые помогают вторым в освоении способов работы с текстом. При этом каждый ученик из второй категории достигает необходимого минимума умений работы в текстовом редакторе, а учащиеся первой категории систематизируют и упрочивают свои знания.
Цель практикума:
- Создание условий для формирования самоопределения, навыков коммуникативной деятельности, самооценки;
- Обеспечение необходимого уровня владения способами работы с электронными текстами всеми учащимися; предоставление возможности учащимся, имеющим пользовательский опыт, систематизировать и упрочить навыки работы в текстовом редакторе Microsoft Word.
Задачи:
- Работа с учащимися первой категории:
- расширить и систематизировать представления о возможностях текстового редактора;
- научить грамотно описывать словами освоенные способы работы с текстовым редакторам (для оказания качественных консультаций другим).
- Работа с учащимися второй категории:
- научить осваивать приемы работы в текстовом редакторе с помощью инструкций.
- научить точно формулировать свои затруднения, обращаясь за помощью.
- сформировать уверенность в своих возможностях самостоятельно или с чьей-либо помощью успешно осваивать приемы работы в текстовом и любом другом редакторе.
На первом занятии проходит знакомство с задачами курса, его содержанием, организацией работы на занятиях и теми результатами, которые могут быть получены при добросовестной работе. Учащимся раздаются разные документы (буклеты, бюллетени, творческие работы и др.), созданные с помощью текстового редактора. Например, документ, содержащий таблицу или графический объект; рекламное объявление; текст с различными типами выравнивания; документ с повторяющимися фрагментами текста (песня с одним и тем же припевом) и т.д. Ведется разговор с детьми о том, какими знаниями, умениями и навыками необходимо обладать при работе с текстовым редактором, чтобы уметь создавать все эти документы.
После этого каждому учащемуся предлагается матрица, с помощью которой он сможет оценить свои знания при работе с текстовым редактором Microsoft Word. Матрица выглядит следующим образом: на бумаге красочно оформлены фрагменты документов, созданных с помощью текстовых редакторов. Это могут быть тексты разного формата, таблицы, текст с рисунком, различные списки, схемы и т.д. Напротив каждого фрагмента документа учащийся помечает, сможет ли он создать аналогичный текст с помощью текстового редактора или нет. (Приложение 1).
Матрица позволяет проявить пробелы в умениях пользоваться возможностями текстового редактора. Она же является основным организующим инструментом последующей работы. Индивидуально или микрогруппами (2-3 человека) в той или иной последовательности учащиеся начинают осваивать те элементы матрицы, которые им незнакомы. Для этого они работают с инструкциями, разработанными для каждого элемента матрицы. И в той же матрице они отслеживают результаты своей работы, помечая освоенные элементы.
Учащиеся, у которых матрица заполнится полностью (с самого начала или в результате определенной работы), выполняют тестовую (контрольную) работу. (Приложение 2). Те, кто успешно справится, получают статус консультанта. Консультанты имеют какой-либо отличительный знак (придумывают сами), проходят инструктаж (Приложение 3) и начинают помогать другим ученикам. Любой учащийся на последующих занятиях может войти в разряд консультантов, если он устранил «пробелы» и справился с тестовой работой.
Для организации работы по самостоятельному освоению различных приемов работы в текстовом редакторе, указанных в матрице, необходимы:
- Большой банк заданий на отработку основных возможностей текстового редактора. В этот банк могут входить задания с разным уровнем сложности [1,2,3]. (Приложение 4).
- Инструкции по отработке каждого элемента, занесенного в матрицу [3].
Из различных источников информации, в общении друг с другом дети находят ответы на свои вопросы, самостоятельно добывают и актуализируют свои знания, отрабатывают и демонстрируют свои знания и умения по соответствующей теме с демонстрацией на компьютере. Следует отметить, что дети слушают, воспринимают и учатся у своих товарищей с большим интересом.
Учащимся, освоившим матрицу и успешно справившимся с тестом, предлагается творческая работа - создание какого-либо продукта (рекламный лист, бюллетень, буклеты и т.д.). При этом ребята могут брать в качестве образца те документы, которые им предъявлялись на первом занятии, а могут самостоятельно создать собственный продукт. Это зависит от желания и возможностей учащихся.
Чтобы разнообразить деятельность учащихся на занятиях и расширить запас предметных знаний, на каждом занятии (в конце, в начале или в ситуации, когда необходимо привлекать их внимание) ребята знакомятся с «волшебными» клавишами, которые ускоряют работу. Клавишных «фишек» существует много (Приложение 5). На дальнейших занятиях следует интересоваться, пользуются ли они этими приемами в работе, удобно ли им.
Принципы организации деятельности учащихся:
- Принцип взаимопомощи: дети с более высоким уровнем подготовки консультируют детей с меньшим уровнем подготовки.
- Принцип индивидуализации: каждый ребенок работает в своем режиме работы и выполняет задания своего уровня сложности.
Способы организации деятельности:
- Самообучение по инструкции: каждый ребенок получает инструкции, с помощью которых он выполняет задание и отрабатывает соответствующие навыки работы с текстовым редактором.
- Консультирование: если дети не справляются с заданием с помощью инструкций, то к ним на помощь приходят консультанты.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Перечень основных способов работы с текстом, которые должны быть освоены каждым учащимся:
Ввод и редактирование текста. Клавиши вставки и удаления текста, переход с одного языка на другой, автоматический перенос слов и т.д. Работа с фрагментами текста: копирование, перемещение, удаление.
Форматирование текста. Панель форматирования, начертание шрифта, вид, цвет и размер шрифта, границы и заливка фрагмента текста или всей страницы. Абзацные и страничные отступы.
Работа с таблицами: правила оформления таблиц, вставка таблицы. Вставка и удаление строк и столбцов таблицы. Объединение и разбиения ячеек таблицы. Форматирование таблицы.
Работа с графическими объектами. Панель рисования. Вставка рисунков, буквицы, автофигуры, WordArt. Форматирование графических объектов: обрезка, обтекаемость, границы и заливка. Группировка и разгруппировка объектов и т.д.
Работа со списками. Маркированные и нумерованные списки. Формат маркера и номера в списке. Многоуровневые списки. Форматирование списков.
Прогнозируемый результат курса
- На занятиях практикума формируются: коммуникативные умения и навыки, умения достаточно полно и точно выражать свои мысли, осмысление и самооценка учащихся.
- По окончании практикума учащиеся должны знать основные возможности текстового редактора Microsoft Word и уметь их применять при создании текстовых документов.
Критерии оценивания
Вид деятельности |
Критерии |
Консультирование: |
|
Умение слушать собеседника |
2 балла - слушает внимательно, задает уточняющие вопросы;
|
Качество объяснения |
3 балла - при объяснении консультант пользуется терминологией, при необходимости указывает несколько способов одной из возможностей текстового редактора;
|
Умение ориентироваться в ситуации, когда к нему обращаются за консультацией |
3 балла - быстро находит полное и точное решение на поставленный вопрос;
|
Самоопределение: |
|
Умение определить свою траекторию работы |
Преподаватель может установить за данное униерсально-учебное действие от 3-х до 1-го балла в зависимости от умения учащимися определить свою траекторию работы: определение возможности текстового редактора, которую они не знают; порядок рассмотрения различных возможностей и т.д. |
Самооценка: |
|
Умение оценить себя |
Учащийся критически оценивает свои знания, умения - 1 балл, не обозначил границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого - 0 баллов (знаю, не знаю; умею, не умею; смогу, не смогу). |
Объекты оценивания |
|
Процесс освоения различных приемов работы в текстовом редакторе |
По скорости заполнения индивидуальной матрицы:
|
Результат освоения различных приемов работы в текстовом редакторе |
По качеству выполнения тестового задания:
|
Навыки работы в текстовом редакторе |
Учитель может установить от 5-и до 1-го балла в зависимости от качества творческой работы и количества использованных при этом возможностей ТР. |
Данная программа получила рецензию заведующего кафедрой образовательных технологий ПГНИУ, доктора филосовских наук В.Р.Имакаева и была рекомендована для реализации 25.11.2010. В последствии программа была многократно апробирована и доработана.
Литература
- Анеликова Л.А. Упражнения по текстовому редактору Word. - М.: СОЛОН-ПРЕСС, 207.
- Босова Л.Л., Чёмова Т.Н., Савельева В.С. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
- Шеина Т.Ю. Справочник пользователя/ Издание шестое, переработанное и дополненное. - Пермский университет. Пермь, 2005.