Использование игровой деятельности в проведении внеурочных занятий по биологии для обучающихся 5–6-х классов. Методическая разработка "Зеленый патруль"

Разделы: Биология


ВВЕДЕНИЕ

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Как правило внеурочные занятия проводятся после основных уроков, примерно 7-8 уроком. Учащиеся, которые уже отработали или «отсидели» 6 часов на школьных занятиях не очень заинтересованы в том, чтобы посещать еще и «внеурочку». Кроме того в сознании учеников четко сформулирована мысль, что внеурочные занятия по той же самой биологии нужны только тем, кто в дальнейшем собирается связать свою жизнь с конкретно этим предметом, ну или с медициной. Учащиеся не понимают истинные задачи «внеурочки». Поэтому наша задач, задача учителей вовлечь ученика во внеурочную деятельность……. Не заставить, а вовлечь……

Основная цель внеурочных занятий заключается в том, чтобы их посещали не только отличники, привыкшие трудиться не покладая рук, но и среднеуспевающий ученик, по мнению которого биология ему в жизни не пригодится.

Проанализировав состав учеников школы, в которой я работаю учителем биологии. Я сделала вывод:

  • Большинство учащихся успевают на хорошо и удовлетворительно.
  • Более 25% учеников это, как правило, дети, для которых русский язык не является родным.
  • Большинство детей посещают кружки, секции за пределами школы. Поэтому отучившись на основных занятиях, дети торопятся домой, чтобы успеть отдохнуть перед занятиями вне школы.

Отсюда напрашивается вывод, что внеурочные занятия по предмету биология должны быть интересны: ученику-отличнику, среднеуспевающему ученику и ученику инофону, для которого Русский язык не является родным и общается на нем он только в школе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Учитывая все вышеизложенное, хочу предложить методическую разработку по внеурочной деятельности, которую разработала я, учитель биологии 1 категории МБОУ СОШ №3 г. Королев МО - Шан Ольга Александровна.

Внеурочная деятельность представлена в виде ролевой игры: «Зеленый патруль». Рассчитана на учащихся 5-6 классов. Внеурочная деятельность тесно переплетается со школьной программой по биологии в этих классах. Именно в этот период мы изучаем растения. Их классификацию и процессы протекающие в этих живых организмах.

1 глава. Игровая деятельность в процессе обучения

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Цель работы: Научить обучающихся бережно относиться к окружающей их природе.

Задачи работы:

Научить обучающихся:

  • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • проводить наблюдения за биологическими объектами, ставить биологические эксперименты.

Сформировать у обучающихся:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • позитивно-ценностного отношения к живой природе;
  • способность и готовность использовать
  • приобретенные знания и умения в повседневной жизни

2 глава. Начало

На первом этапе, нашей игровой деятельности, учащиеся поделились на небольшие группы (5-6 человек). Затем каждая группа, в соответствии со своими способностями и интересами, выбрала себе «профессию».

В ходе игры учащимся были предложены следующие профессии:

1. Руководитель проекта - как правило, на эту должность избирается учащийся, путем голосования всех учеников класса.

2. Главный агроном - учащийся, который получает задания от учителя и раздает их другим ученикам. При этом сам также участвует в выполнении заданий и контролирует деятельность других агрономов. Выбирается голосованием всех членов группы агрономов.

3. Агрономы - учащиеся, которые высаживают растения, ухаживают за ними проводят с ними простейшие биологические эксперименты (например: как растения реагируют на свет, как переносят переувлажнение или засуху и т.д.).

4. Журналисты - учащиеся, которые «освещают» деятельность Зеленого патруля. А именно: фотографируют или снимают на видео деятельность агроном. Издают газету 1 раз в четверть. Берут интервью у участников Зеленого патруля об их деятельности, или у других учеников школы и учителей, интересуясь их отношением к деятельности Зеленого патруля.

Кроме этих основных должностей, вводятся дополнительные должности: помощник руководителя и помощник главного агрономы, с целью замещать их во время отсутствия в школе.

На данном этапе игровой деятельности каждый учащийся может примерить на себя социальные роли. Такие, как начальник - подчиненный. Попробовать себя в представленных профессиях. Увидеть профессию «изнутри», и ответить для себя на вопрос интересно это или нет. Иногда ученики выбирали одну профессию, а в ходе игры им начинала нравиться деятельность другой группы, и дети могли перейти из одной группы в другую и заниматься тем, чем им действительно интересно, а не тем, что лучше «звучит».

3 глава. Этапы проведения игры

Вся деятельность «Зеленого патруля» разделена на два основных этапа:

Первый этап включает в себя первую и вторую учебную четверть. На протяжении этого времени ученики находят на территории школы (в коридорах, учебных кабинетах и т.д.) декоративные растения, которые находятся в очень плохом состоянии. Затем на совещании агрономов принимается решения как именно спасти то или иное растение и какая помощь ему нужна. Для этого изучается дополнительная информация в интернете, в печатных источниках. Дети самостоятельно или с подсказки учителя приходят к конкретному решению по спасению погибающего растения. Вся деятельность агроном, направленная на спасение растений, фиксируется журналистами и размещается на Ютюб-канале: «Вам интересно» в разделе «Зеленый патруль».

Второй этап включает в себя третью и четвертую четверть.

На этом этапе нашей игры, мы растения не спасаем, а выращиваем их из семян. Как правило берем семена томатов, перцев, баклажан и некоторых декоративных растений, которые имеют хорошую всхожесть и не требуют особого ухода. Мы с вами не должны забывать, что речь идет о детях, поэтому их деятельность не должна усложнятся какими-то естественными процессами. Поэтому для второго этапа я выбираю именно эти растения, за те качества, которые я у них указала.

На этом этапе ученики на практике познают, какие условия необходимы для прорастания семян. Сколько времени необходимо, чтобы семена проросли. Какую роль в жизни семян имеют воздух и вода. Рассматриваю на практике признаки живого и не живого и доказываю с помощью нехитрых опытов, что семена это живые организмы…..

Далее они видят, как семена прорастают, что появляется первым из под семенной кожуры. Видят на конкретных примерах, что такое семядольные листья. Познают азы систематики растений. Рассматривают однодольные и двудольные растения….

А самое главное учащиеся видят, как зарождается жизнь и как она хрупка на первоначальных этапах своего развития. Тем самым мы решаем воспитательную задачу. Учим детей ценить жизнь и природу, которая дает эту жизнь.

4. Итог

Итогом работы «Зеленого патруля» стало:

  • Каждый участник «зеленого патруля» реализовал себя в той социальной роли, которая ему была предложена в ходе командной игры.
  • Все участники на личном примере смогли убедиться в том, что что-то создавать намного приятнее и полезнее, чем это все разрушить.
  • Учащиеся были вовлечены во внеурочную деятельность.

Вывод

В нашем школе, как и в большинстве школ нашего города, есть ребята, которым не безразлична та атмосфера, в которой они обучаются и проводят большую часть своего времени. С давних пор замечено, что человек лучше всего относится к тому, что создал сам своими руками, прилагая свои усилия, затрачивая свое время. Человек который сам вырастил из маленькой семечки целое растение, никогда бездумно не срубит дерево. Целью моей работы было научить учащихся своей школы бережно относиться к природе. Этого можно достичь только тогда когда каждый ученик сможет сам что-то вырастить, затрачивая свои усилия.

Источники информации

  1. Экология растений А.М.Былова. Москва. 2002.
  2. Экология учебное пособие Н.М.Мамедов Москва. 1996.
  3. http://yandex.ru/clck/jsredir?bu
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.my-zozh.ru/ekologiya/utilizatsiya-batareek/
  6. http://www.powerinfo.ru