В рамках преподавания химии проводилась целенаправленная работа: по разработке уроков, в технологии развития критического мышления 8-11 классах, а также по использованию как традиционных способов и приёмов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учеников, так и специфических, разработанных авторами данной технологии.
Приёмы и методы, применяемые на стадии - Вызова: мозговой штурм, ассоциативная таблица, составление кластера, рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения и др.
Учебный мозговой штурм используемый в начале урока пробуждает интерес к изучению темы, способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли, раскрепощению креативного мышления. Учебный мозговой штурм педагог проводит фронтально, со всем классом, записывая идеи на доске, индивидуально, когда идеи фиксируются в тетрадях, а потом уже обсуждаются совместно, в парах или группах.
Пример. На уроке химии в 10 классе «Углеводы» учащиеся делятся на группы и им предлагается за 3 минуты вы вспомнить, что они знают о глюкозе, в каких областях жизни они встречаются с этим веществом (кто больше вспомнит!).Спикеры групп после окончания работы озвучивают идеи, а учитель записывает их на доску. Обсуждение результатов работы учащихся.
Ассоциативная таблица на стадии вызова также используется для активизации мыслительной деятельности учащихся и актуализации имеющихся знаний.
Пример. На уроке Урок в 8 классе по теме «Экологические проблемы загрязнения воздуха» ученикам предлагается записать зрительные ассоциации со словом «Загрязнение воздуха». Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом (Рис.1):
Рис 1. Ассоциации учащихся по теме «Экологические проблемы загрязнения воздуха
После беседы, направленной на выявление глобальных проблем Загрязнения воздушного бассейна, осуществляется переход к фазе осмысления, в ходе которой через работу в группах с текстом учебника и дополнительной информации выявленные проблемы и возникшие вопросы могут быть решены.Другой приём, «верные и неверные утверждения».
Например, перед началом урока химии в 10 классе по теме «Природный каучук, его строение, свойства и применение» могут быть предложены следующие высказывания:
№ |
Верные и неверные утверждения |
до чтения |
после чтения |
1. |
Способ добычи натурального каучука аналогичен способу собирания березового сока. |
||
2. |
Каучуконосные растения могут произрастать в России. |
||
3. |
В Европе каучук появился в XVIII в. |
||
4. |
Имя римского бога Вулкана тесно связано с процессом получения |
||
5. |
Первый завод по производству синтетического каучука был построен в Англии в начале XX в. |
||
6 |
Старые автомобильные покрышки невозможно подвергнуть утилизации. |
Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Следующий приём - кластеры (гроздья). Кластеры - графический приём в систематизации материала. Этот прием используется как на стадии вызова, так и рефлексии. Он позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, стимулирует появление новых ассоциаций.
Пример. На уроке химии в 9 классе по теме «Общая характеристика металлов» (Рис.2)
Рис.2. Кластер по теме Металлы
Кластер может быть оформлен и в виде таблицы.
Таким образом, урок плавно переходит в следующую стадию, Осмысления.
На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах. Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. В процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Чтобы сохранить интерес к теме нужно использовать приёмы стимулирования внимания и активности: проблемные вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные факты и комментарии.
На этой стадии используется прием концептуальной таблицы наиболее целесообразно использовать в тех случаях, кода требуется сравнить два и более объектов по нескольким параметрам.
Пример. На уроке в 8 классе по теме «Химические свойства и применение водорода и кислородам» ученикам предлагается проанализировать демонстрационный эксперимент и лекцию учителя и заполнить концептуальную таблицу:
Химические свойства водорода |
Применение водорода |
Химические свойства кислорода |
Применение кислорода |
Чтобы обеспечить постепенное продвижение учащихся от знания «старого» к «новому», учитель использует приём «Инсерт»: маркировка текста по мере его чтения или прослушивания специальными знаками, например:
- «+» уже знал, знакомо;
- «-» думал иначе или не согласен;
- «!» новое;
- «?» не понял, есть вопросы.
После прочтения или прослушивания текста учащиеся заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии Вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии Осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, например: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Как звали…?», «Верно ли…?» и др. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа, например: «Объясните, почему…?», «В чём различие…?», «Что, если…?» и т.д.
Пример. На уроке в 8 классе по теме «Получение водорода и кислорода», анализируя демонстрационный эксперимент, ученики выбирают для себя посильные вопросы, на которые затем отвечают.
Тонкие |
Толстые |
1. Какими способами можно собрать водород и кислород?
|
1. Обоснуйте, на чем основано применение способов собирания кислорода и водорода?
|
На стадии рефлексии идёт творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. На данном этапе учащиеся возвращаются к первоначальным записям и предположениям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие, исследовательские или практические задания, соотносят «новую» информацию со «старой», используют знания, полученные на стадии Осмысления.
Работу можно проводить индивидуально - в парах-группах. На стадии Рефлексии педагог использует, способствующие установлению причинно-следственных связей между блоками информации, организует возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Проводимая работа становится основой для написания: «синквейна», «эссе», «самоанализа», «шесть шляп критического мышления».
«Самоанализ» - тренинг собственных знаний «знаю - не знаю».
Например, на уроке в 11 классе по теме «Типы химической связи» на стадии рефлексии учащиеся заполняют следующую таблицу:
Элементы знаний
|
Знаю уверенно |
Надо повторить |
1. Типы Химической Связи:
|
||
2. Природа химических элементов, участвующих в образовании каждого вида связи. |
||
3. Тип кристаллической решетки и физические свойства вещества, характерные для каждого типа связи. |
Синквейны позволяют систематизировать полученную на уроке информацию, дают возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке. Мне особенно интересным представляется написание синквейнов на вещества, свойства которых невозможно оценить однозначно.
Пример: на уроке в 9 классе по теме «Общая характеристика элементов подгруппы углерода» ученица предложила следующий синквейн:
Алмаз.
Бесцветный, твердый.
Режет, сверлит, свет преломляет.
Это любимый камень ювелиров.
Углерод.
Список литературы
- Вишнякова, Е.Е. Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Вишнякова Е.Е. //Русский язык (Прил. к газете «Первое сентября»). - 2004. - № 15. - С.10-17.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
- Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт-Петербург, изд-во КАРО, 2013.