Мастер-класс «Роль животного мира в интеллектуальном развитии детей на занятиях по английскому языку в объединениях МБОУ ДО ДЮЦ» (из опыта работы)

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование


«Мы должны помнить о том, что мы - часть природы, и взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на нас».

«Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное». Платон

Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.

Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они обращаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники - во всяком случае, идеальные слушатели. Домашние животные - мощный инструмент для снятия стресса. И это имеет особое значение, когда ребенок исходно невротизирован, а сейчас детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы все больше и больше. Впрочем, и многие здоровые дети боятся, например, темноты или одиночества, а присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов и не дают страхам перейти в настоящую фобию.

https://oktjabr.schools.by/pages/vlijanie-zhivotnyh-na-psihiku-rebenka Во всех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах по иностранному языку в МБОУ ДО ДЮЦ включен раздел по изучению животного мира. В программы входят необходимая лексика, грамматика, обязательное чтение оригинальной английской литературы (сказки, рассказы, стихотворения, песенки, игры и т.д.

Педагоги, стремясь расширить кругозор детей, на занятиях английским языком знакомят детей с картинами художника Чарльза Бертона Барбера, изображающими бытовые сценки с детьми и животными. Изучение и обсуждение картин помогает подготовить обучающихся к самостоятельному и открытому выражению своих мыслей, потребностей, отношений, намерений и желаний в речевой форме со взрослыми и сверстниками, в том числе с использованием элементарных средств английского языка.

Например, при изучении темы «Животные» в возрастных группах по программе «Говорим по-английски» - 8-10 лет, дети активно составляют книжки-малютки, синквейны, составляют презентации («Подводный мир», на основе обучающего видео «Подводный мир» и выполняют краткосрочные и среднесрочные проекты. Например: презентация и рассказ «Дикие животные».

Обучаемые очень любят составлять загадки о животных, особенно о домашних, например: 1. кошка, 2. собака, 3. хомяк.

В середине занятия во время релаксации дети собирают пазлы, отгадывают кроссворды, раскрашивают предложенные рисунки животных. У одного моего обучающегося Звездина Дениса дома есть шиншиллы, а у другого Петкау Дмитрия есть муравьиная ферма. Ребята с удовольствием рассказывают на английском языке о своих питомцах.

В возрастных группах по программе «Увлекательный английский» - 10-14 лет, обучающиеся составляют монологи о своих питомцах, с удовольствием слушают и переводят рассказы о животных по аудированию, читают оригинальную английскую литературу на английском, например: Сеттон Томпсон «Рассказы о животных» и др., составляют тематические кластеры, например, «Среда обитания» - «animal habitat»:

1. Ocean - whale, shark, octopus……

2. forest - fox, wolf, bear,

3. desert - snake, camel.

4. jungle - monkey, tiger

5. mountains - goat, eagle….

Составление детьми сказок на английском языке является одной из форм работы по закреплению лексического и грамматического материалов.

Очень любят дети тему «Лондонский зоопарк». Дети слушают обучающие видео о зоопарках на английском (London Zoo), отвечают на вопросы по просмотренным фильмам и пишут эссе, например: Они всегда сравнивают его с московским и краснодарским зоопарками.

Лучшие работы опубликованы в СМИ

1. Презентация «Подводный мир» - https://videouroki.net/razrabotki/podvodnyi-mir.html

2. Приложение к презентации «Подводный мир» - предлагается описание детьми морских животных с помощью метода синквейна.
https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19826

3. Детский проект «Дикие животные»

Каждый год мои дети каждый год участвуют в конкурсах стихов, выбирая обязательно тему о животных, например «My Pet», «A Friend», «Crocodile».

В классе, после изучения тем «Дикие животные», «Домашние животные», «Утро в деревне», обучающиеся придумывают небольшие инсценировки и отвечают на вопросы детей-зрителей, активизируя свою диалогическую речь.

Обязательно мы используем на занятиях картины английских художников, изображающих дружбу детей и животных. Например, репродукции художника Чарлза Бертона Барбера: http://dog-blog.ru/barber-kartiny/

Домашние животные поднимают настроение, способны разряжать обстановку в семье и сглаживать конфликты. Домашние питомцы - мощный источник положительных эмоций и эффективное средство для снятия стресса.Таким образом, животный мир и знания о нем играют очень большую роль в интеллектуальном и психоэмоциональном развитии детей.

Литература

  1. Джеймс Хэрриот. «О всех созданиях мудрых и удивительных», изд. «Азбука», 2021 г.
  2. Дружба - это чудо: дети и животные / Л.Д.Шеховцова, И.В.Прокофьева, Р.И.Маркова [и др.]. // Молодой ученый, М. 2017. ж. № 50, с. 354-356.
  3. Куйе Н. Моя большая книга о животных, М., изд. «Махаон», 2021 г.