1. Пояснительная записка
Я никогда не учу своих учеников,
я лишь стараюсь обеспечить условия,
в которых они могут учиться.
А.Энштейн
Мы живем в мире быстрых и слабо предсказуемых изменений, причем темп этих изменений все ускоряется, а неопределенность становится признаком эпохи. Происходит переход к другому типу труда, где важны не специализированные знания и навыки, а общие «компетенции ХХI века» - когнитивные, социально-эмоциональные и цифровые. Важнейшим компонентом становится активность человека, его трансформирующая сила по отношению к обстоятельствам. Особую ценность приобретают адаптивность к изменениям, умение учиться и переучиваться, умение принимать решения, отвечать за результаты собственных действий.
Как только возникает вопрос о конкуренции России на мировом рынке, мы понимаем, что будущее страны формируется в школе. Поэтому приоритетной задачей системы образования становится формирование человеческого капитала, создание нашего будущего.
Но изменилась ли школа? Появились ли новые педагогические технологии, обеспечивающие ускоренное, глубокое или гарантированное
формирование компетенций, овладение знаниями и навыками?
Задумываясь над тем, какие образовательные подходы и технологии будут в полной мере отвечать вызовам ХХI века я, как молодой педагог, находящийся в поиске пыталась найти ответы на вопросы:
- что нужно изменить в моей работе так, чтобы образование было востребованным и современным?
- как сделать преподавание предмета интересным и релевантным цифровой реальности?
- как развивать навыки и умения (компетентности) каждого ученика?
Из слов Владимира Владимировича Путина: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху…» я сделала вывод, что ответом на мои вопросы должна стать гибкая система обучения, воспитания и развития, которая позволяет:
- через подбор личной образовательной программы соединить конкретного ребенка с социально-культурным сообществом, в котором он живет, и обеспечить перспективность его образования [5].
- поддерживать у ребенка живой интерес к учебе, стимулировать желание непрерывно учиться у учителей;
- формировать проектное мышление;
- использовать «цифру» - ориентироваться в информации, классифицировать, анализировать, верифицировать, отбрасывать лишнее;
- кастомизировать предложение, создавать продукт под запрос конкретного человека, обеспечивать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Один из вариантов решения - персонализация образования с учетом технологических возможностей на основе современных цифровых платформ («цифровизация как инструмент персонализации», А.Г.Асмолов).
Персонализированная модель образования - одна из современных технологий, которая позволит мне выстроить траекторию личностно- ориентированного обучения и сформировать новую культуру учения, где каждый влияет на каждого.
Екатерина Булычева, руководитель программы фонда «Цифровая платформа персонализированного образования в школе», на заседании экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» подчеркнула, что цели персонализированной модели образования сопряжены с целями национального проекта «Образование». Отличительной особенностью представленного подхода является то, что при сохранении федеральных государственных образовательных стандартов, новая методология качественно меняет организацию образования в школе.
«Именно этот подход содействует развитию современной школы как школы возможностей, позволяющей найти путь к успеху для каждого ученика» - отметил председатель экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Александр Асмолов.[2]
В сентябре 2020 года МБОУ СОШ № 4 стала пилотной площадкой проекта «Персонализированная модель обучения на Школьной цифровой платформе» (ПАО «Сбербанк России») и мне предстояло изучить курсе «Основы персонализированной модели образования» и на практике апробировать данную технологию.
Разработанный мною проект «Развитие образовательного и личностного потенциала каждого учащегося через внедрение персонализированной модели образования на основе Школьной цифровой платформы» является своевременным, актуальным и значимым в развитии системы образования, направленной на развитие образовательного и личностного потенциала обучающихся.
Цель проекта: создание организационно-педагогических условий для развития образовательного и личностного потенциала каждого учащегося через внедрение персонализированной модели образования на основе Школьной цифровой платформы.
Задачи проекта:
- изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы, интернет ресурсов по теме проекта;
- освоение учителем вариативного набора педагогических техник для работы в ПМО;
- формирование культуры учения ПМО;
- перестройка содержания образования;
- расширение возможностей для использования различных групповых форм организации учебной деятельности;
- организация обучения на основе сочетания и чередования очного и электронного обучения;
- использование школьной цифровой платформы для диагностико-формирующего оценивания на основе мгновенной обратной связи в ходе выполнения учебных заданий;
- выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов с использованием ресурсов Школьной цифровой платформы;
- постоянный мониторинг (достижений каждого ученика по отдельным
- предметам и в целом; достижений класса в целом);
- анализ, систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Участники проекта: обучающиеся 5а класса, их родители (законные представители), педагоги-психологи, учителя-предметники, администрация МБОУ СОШ № 4.
Срок реализации проекта: 2020-2023 учебный год.
Ожидаемые результаты:
- учитель осознает, принимает ценности ПМО на личностном уровне и готов использовать данную технологию на практике;
- результатами мониторинга зафиксирована устойчивая положительная динамика образовательного и личностного потенциала каждого учащегося;
- овладение вариативным набором педагогических техник для работы в ПМО. Трансформация стиля педагога: переход от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся;
- оптимальное сочетание форм, методов и средств обучения, адекватных
- программному содержанию русского языка и литературы, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся;
- расширение образовательных возможностей учащихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
- формирование субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
- осуществляется индивидуализация образовательного процесса, основанная на построении индивидуальных образовательных маршрутов и персонализованном непрерывном мониторинге учебной успешности и личностном развитии обучающихся;
- осуществляется персонализация образовательного процесса, учащийся
- самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности.
- расширение возможностей для использования различных групповых форм организации учебной деятельности.