О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность, использование в повседневной жизни. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ученик должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и - что очень важно - перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов учебного плана. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.
Заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много в школьных учебниках. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов - в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Также стоит отметить, что научить школьников работать с информацией очень важно, при этом каждый год количество таких приемов должно увеличиваться и усложняться.
Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач - выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA. Участие в таких рейтингах - показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.
В 2015 году решением педагогического совета нашей школы в постоянную практику были введены межпредметные образовательные модули, разработанные творческими группами педагогов школы.
Их основная цель:
- формирование единого образовательного пространства через координацию содержания учебных предметов, выявление существенных связей между ними;
- формирование универсальных учебных действий, социализация школьников путём решения практических задач.
- Уже тогда коллектив педагогов школы был уверен, что Межпредметные образовательные модули позволят учащимся:
- овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- сформировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Были разработаны программы межпредметных образовательных модулей (сокращено МОМ), одни из которых охватывали 2-3 учебных предмета и курс внеурочной деятельности, другие - до 14 предметов и курсов ВД.
Неоднократно школа активно представляла опыт реализации межпредметного образовательного модуля «Учись учиться», который предназначен для учащихся 5-7 общеобразовательных классах. Этот модуль охватывает несколько предметных областей, стал стартовой площадкой для разработки и реализации многих исследовательских проектов обучающихся не только основной, но и средней школы.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО, основная цель программы межпредметного модуля «Учись учиться»: создание условий для развития основ читательской компетенции, навыков работы с различными видами текстов, преобразование и интерпретацию информации через формирование единого образовательного пространства, координацию содержания учебных предметов.
Задачи:
Развитие общеучебных умений
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучение Работе с текстом:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
В рамках модуля «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» происходит интеграция 12 предметов учебного плана и внеурочной деятельности, которая представлена на уровне основного общего образования проектными играми тематических путешествий (например, «Путешествие в Венецию», «Мой город - Братск», «В мире финансов» и др.).
Модуль реализуется в течение одной недели через уроки, на которых учащиеся знакомятся с новыми приемами работы с текстом, ведут Дневник наблюдений, совершенствуют известные им приемы работы. Заканчивается Неделя большим тематическим мероприятием - игрой, на которую из всех учащихся параллели формируются команды по 6-8 человек (из разных классов). В ходе игры команды работают на станциях с одним текстом (общим для всех станций или тематическими текстами для каждой станции), выполняют задания, используя новый опыт работы с текстом, полученный на уроках реализуемого модуля. Заканчивается игра общим сбором, на котором все команды имеют возможность подвести итоги Недели модуля, поделиться впечатлением, представить итоговые продукты, которые они создавали на уроках и станциях во время итоговой игры.
Педагоги, подводя итоги модуля и знакомясь с Дневниками наблюдений учащихся, планируют дальнейшую работу в направлении Читательская грамотность (Работа с информацией (текстами)) по формированию функциональной грамотности, выстраивают линию работы с выпускниками основной школы и обучающимися средней школы также по реализации направления «Индивидуальный проект».
В Приложениях представлены фрагменты реализованных модулей «Учись учиться» в разных параллелях.
Приложение 1. Программа_Модуля_Учись_учиться
Приложение 2. 5_класс_Модуль_КТП
Приложение 3. Материалы_игры_в_5_классах
Приложение 4. Дневник_наблюдения