Пояснительная записка
Данная комплексная проверочная работа предназначена для учащихся 5-х классов и составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку с учётом возрастных особенностей учащихся. Работа составлена на основе научно-популярного текста. Эту работу можно провести в конце учебного года. Она включает в себя 2 варианта.
Работа проверяет следующие умения:
Задание №1: умение производить фонетический разбор слова, различать буквы и звуки, видеть позиционные изменения звуков;
Задание №2: умение находить в тексте слова с указанной орфограммой;
Задание №3: умение определять части речи;
Задания №4, 5: умение правильно писать слова с изученными орфограммами;
Задание №6: умение ставить запятую перед союзом и
Задание №7: умение различать однокоренные слова и формы слова;
Задание №8: умение определять стили текста;
Задание № 9: умение составлять текст-рассуждение на заданную тему.
Комплексная проверочная работа по русскому языку в 5 классе
I вариант
Царство бактерий
1) Бактерии - одни из самых древних обитателей Земли, они живут уже более трёх миллиардов лет.
2) Эти микроорганизмы состоят всего из одной клетки, и увидеть их можно только в микроскоп.
3) В переводе с греческого «бактерия» означает палочка.4) Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразны по форме: шаровидные (кокки) - в виде цепочки шаров (стрептококки) или в виде гроздей (стафилококки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиральные (спириллы).
5) Среди бактерий есть много паразитов, которые могут вызвать опасные заболевания, такие как дизентерия, туберкулез, чума, холера и многие другие.
6) Попадая в организм человека, бактерии-паразиты находят условия, подходящие для размножения и питания, - таким образом, может возникнуть определённая болезнь.
7) Но существует много и бактерий-помощников.
8) Так, при жизнедеятельности почвенных бактерий происходит образование перегноя, который представляет собой разложившиеся остатки растений и животных и содержит все необходимые вещества для жизни растений.
9) В кишечнике многих животных и человека обитают бактерии, которые помогают переваривать потребляемую организмом пищу.
10) Без бактерий невозможно получить кефир, творог, сметану, сыр и другие молочнокислые продукты.
11) При изготовлении этих продуктов в молоко помещают специальные молочнокислые бактерии.
12) В результате деятельности микроорганизмов происходит процесс брожения молока и в нём образуется молочная кислота.
13) Лучше всего молочнокислые бактерии развиваются при температуре 25-40°C.
14) Рост бактерий в молоке и молочных продуктах замедляется при температуре ниже 10°C, а при температуре 3-4°C их жизнедеятельность практически полностью прекращается.
15) Примерно такая же зависимость активности жизнедеятельности от температуры наблюдается и для многих других бактерий.
1. Запишите транскрипцию слов БАКТЕРИЙ и БАКТЕРИЯ. Одинаково ли количество звуков в данных словах? Свой ответ поясните.
2. Из предложения № 8 выпишите слово (а) с чередующейся о-а в корне слова. Обозначьте эти корни. _________________
3. Из предложения №3 выпишите слово, которое обозначает признак предмета___________________
4. Из предложения № 10 выпишите слово, к которому можно применить правило: «Если в вопросе есть Ь, то и в слове надо писать Ь?» _______________________
5. Какое слово поможет проверить безударную гласную в корне слова РАЗВИВАЮТСЯ (Предложение № 13). Запишите его. _____________________
6. Объясните постановку запятой в предложении №2 ___________________
7. Какое слово не является однокоренным к слову молоко:
Молока, кисломолочный, молочный, молочко? Запишите это слово.______________________
8. Определите стиль прочитанного текста _________________________
9. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Почему так говорят: «Где здоровье - там и красота?» ____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Комплексная проверочная работа по русскому языку в 5 классе
II вариант
Изучение бактерий
1) Честь открытия бактерий принадлежит голландскому натуралисту Антони ван Левенгуку.
2) Он создал один из первых микроскопов для проведения простых научных наблюдений.
3) В 1683 году он впервые увидел бактерии, о чём сообщил письмом в самое авторитетное научное учреждение того времени - Лондонское королевское общество.
4) Бактерии, как и всех других микроскопических существ, Левенгук назвал «анималькули».
5) Название же «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг уже в 1828 году.
6) Огромный вклад в изучение болезнетворных бактерий внёс французский учёный Луи Пастер.
7) Именно он в 1850- 1860 гг. установил, что у каждой болезни есть свой собственный возбудитель, и открыл бактерии, являющиеся возбудителями различных болезней.
8) С именем Пастера связан и способ обеззараживания молочных продуктов - пастеризация.
9) Он предложил нагревать продукты до температуры 70-80°C.
10) При этом микроорганизмы погибают, однако споры их остаются в жизнеспособном состоянии и при возникновении благоприятных условий начинают интенсивно развиваться.
11) Поэтому пастеризованные продукты (молоко, пиво и др.) хранят при пониженных температурах в течение ограниченного периода времени.
12) Считается, что пищевая ценность продуктов при пастеризации практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и полезные для человека компоненты этих продуктов.
13) Исследования Пастера продолжил Роберт Кох.
14) Он сформулировал общие подходы к определению возбудителя болезни, исследовал бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку.
15) А в 1905 г. он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.
1. Запишите транскрипцию слов БАКТЕРИИ и БАКТЕРИЯ. Одинаково ли количество звуков в данных словах? Свой ответ поясните.
______________________
2. Из предложений 9, 10, выпишите слово (а) с чередующейся гласной о-а в корне слова. Обозначьте корень. ____________________
3. Из предложения №1 выпишите слово, которое обозначает признак предмета __________________
4. Из предложения № 15 выпишите слово, к которому можно применить правило: «Если в вопросе нет Ь, то и в слове не надо писать Ь?» _____________________
5. Какое слово поможет проверить безударную гласную в корне слова СОХРАНЯЮТСЯ (Предложение № 12). Запишите его. _____________________________
6. Объясните постановку запятой в предложении № 10. __________________________
7. Какое слово не является однокоренным к слову молока:
Молоко, кисломолочный, молочный, молочко? Запишите это слово. ______________________
8. Определите стиль прочитанного текста ______________________
9. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Почему так говорят: «В здоровом теле здоровый дух?» ______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________