Комплексная проверочная работа по русскому языку в 5-м классе

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: проверочная работа по русскому языку


Пояснительная записка

Данная комплексная проверочная работа предназначена для учащихся 5-х классов и составлена в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку с учётом возрастных особенностей учащихся. Работа составлена на основе научно-популярного текста. Эту работу можно провести в конце учебного года. Она включает в себя 2 варианта.

Работа проверяет следующие умения:

Задание №1: умение производить фонетический разбор слова, различать буквы и звуки, видеть позиционные изменения звуков;

Задание №2: умение находить в тексте слова с указанной орфограммой;

Задание №3: умение определять части речи;

Задания №4, 5: умение правильно писать слова с изученными орфограммами;

Задание №6: умение ставить запятую перед союзом и

Задание №7: умение различать однокоренные слова и формы слова;

Задание №8: умение определять стили текста;

Задание № 9: умение составлять текст-рассуждение на заданную тему.

Комплексная проверочная работа по русскому языку в 5 классе

I вариант

Царство бактерий

1) Бактерии - одни из самых древних обитателей Земли, они живут уже более трёх миллиардов лет.

2) Эти микроорганизмы состоят всего из одной клетки, и увидеть их можно только в микроскоп.

3) В переводе с греческого «бактерия» означает палочка.4) Но на самом деле эти организмы бывают очень разнообразны по форме: шаровидные (кокки) - в виде цепочки шаров (стрептококки) или в виде гроздей (стафилококки), палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спиральные (спириллы).

5) Среди бактерий есть много паразитов, которые могут вызвать опасные заболевания, такие как дизентерия, туберкулез, чума, холера и многие другие.

6) Попадая в организм человека, бактерии-паразиты находят условия, подходящие для размножения и питания, - таким образом, может возникнуть определённая болезнь.

7) Но существует много и бактерий-помощников.

8) Так, при жизнедеятельности почвенных бактерий происходит образование перегноя, который представляет собой разложившиеся остатки растений и животных и содержит все необходимые вещества для жизни растений.

9) В кишечнике многих животных и человека обитают бактерии, которые помогают переваривать потребляемую организмом пищу.

10) Без бактерий невозможно получить кефир, творог, сметану, сыр и другие молочнокислые продукты.

11) При изготовлении этих продуктов в молоко помещают специальные молочнокислые бактерии.

12) В результате деятельности микроорганизмов происходит процесс брожения молока и в нём образуется молочная кислота.

13) Лучше всего молочнокислые бактерии развиваются при температуре 25-40°C.

14) Рост бактерий в молоке и молочных продуктах замедляется при температуре ниже 10°C, а при температуре 3-4°C их жизнедеятельность практически полностью прекращается.

15) Примерно такая же зависимость активности жизнедеятельности от температуры наблюдается и для многих других бактерий.

1. Запишите транскрипцию слов БАКТЕРИЙ и БАКТЕРИЯ. Одинаково ли количество звуков в данных словах? Свой ответ поясните.

2. Из предложения № 8 выпишите слово (а) с чередующейся о-а в корне слова. Обозначьте эти корни. _________________

3. Из предложения №3 выпишите слово, которое обозначает признак предмета___________________

4. Из предложения № 10 выпишите слово, к которому можно применить правило: «Если в вопросе есть Ь, то и в слове надо писать Ь?» _______________________

5. Какое слово поможет проверить безударную гласную в корне слова РАЗВИВАЮТСЯ (Предложение № 13). Запишите его. _____________________

6. Объясните постановку запятой в предложении №2 ___________________

7. Какое слово не является однокоренным к слову молоко:

Молока, кисломолочный, молочный, молочко? Запишите это слово.______________________

8. Определите стиль прочитанного текста _________________________

9. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Почему так говорят: «Где здоровье - там и красота?» ____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Комплексная проверочная работа по русскому языку в 5 классе

II вариант

Изучение бактерий

1) Честь открытия бактерий принадлежит голландскому натуралисту Антони ван Левенгуку.

2) Он создал один из первых микроскопов для проведения простых научных наблюдений.

3) В 1683 году он впервые увидел бактерии, о чём сообщил письмом в самое авторитетное научное учреждение того времени - Лондонское королевское общество.

4) Бактерии, как и всех других микроскопических существ, Левенгук назвал «анималькули».

5) Название же «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг уже в 1828 году.

6) Огромный вклад в изучение болезнетворных бактерий внёс французский учёный Луи Пастер.

7) Именно он в 1850- 1860 гг. установил, что у каждой болезни есть свой собственный возбудитель, и открыл бактерии, являющиеся возбудителями различных болезней.

8) С именем Пастера связан и способ обеззараживания молочных продуктов - пастеризация.

9) Он предложил нагревать продукты до температуры 70-80°C.

10) При этом микроорганизмы погибают, однако споры их остаются в жизнеспособном состоянии и при возникновении благоприятных условий начинают интенсивно развиваться.

11) Поэтому пастеризованные продукты (молоко, пиво и др.) хранят при пониженных температурах в течение ограниченного периода времени.

12) Считается, что пищевая ценность продуктов при пастеризации практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и полезные для человека компоненты этих продуктов.

13) Исследования Пастера продолжил Роберт Кох.

14) Он сформулировал общие подходы к определению возбудителя болезни, исследовал бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку.

15) А в 1905 г. он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

1. Запишите транскрипцию слов БАКТЕРИИ и БАКТЕРИЯ. Одинаково ли количество звуков в данных словах? Свой ответ поясните.
______________________

2. Из предложений 9, 10, выпишите слово (а) с чередующейся гласной о-а в корне слова. Обозначьте корень. ____________________

3. Из предложения №1 выпишите слово, которое обозначает признак предмета __________________

4. Из предложения № 15 выпишите слово, к которому можно применить правило: «Если в вопросе нет Ь, то и в слове не надо писать Ь?» _____________________

5. Какое слово поможет проверить безударную гласную в корне слова СОХРАНЯЮТСЯ (Предложение № 12). Запишите его. _____________________________

6. Объясните постановку запятой в предложении № 10. __________________________

7. Какое слово не является однокоренным к слову молока:

Молоко, кисломолочный, молочный, молочко? Запишите это слово. ______________________

8. Определите стиль прочитанного текста ______________________

9. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Почему так говорят: «В здоровом теле здоровый дух?» ______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________