Московская электронная школа – профессиональная игровая платформа, созданная с целью обучения: личностный взгляд на современный урок МЭШ

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Московская электронная школа


В век всемирной информатизации современный столичный учитель уже не мыслит свою педагогическую деятельность без широкого использования основных возможностей Московской Электронной Школы (МЭШ) - облачной Интернет-платформы, не только содержащей качественное информирование о ходе образовательного процесса, разнообразные интерактивные учебные материалы, но и обеспечивающей автоматизацию большинства организационных, методических и педагогических задач, что, бесспорно, способствует эффективности работы школы в целом и делает содержание образования более доступным. МЭШ контент (электронный журнал и дневник, электронная библиотека, система мониторинга и др.) стал неотъемлемой частью всего процесса обучения, его использование приветствуется, поощряется и даже насаждается администрацией школы, но вот парадокс: опытный учитель всё чаще отказывается от такого «беспроблемного» пути, настойчиво развеивая иллюзию о кажущейся на первый взгляд лёгкости, комфортности труда учителя, когда вся трудность заключается лишь в том, чтобы включить компьютер, найти в алфавитном каталоге библиотеки виртуальный урок и «запустить» его в классе… Чтобы разобраться с данным противоречием, обращусь к анализу личного педагогического опыта.

Имея внушительный стаж непрерывной работы в московской школе учителем русского языка и литературы (пережив все этапы «реформирования» школьного образования), я вдруг начала задаваться вопросами:

- Хочу ли я работать с МЭШ-контентом? - Нет, не хочу, но НАДО…

- Могу ли я работать с МЭШ-контентом? - Да, могу, но как ПОТРЕБИТЕЛЬ.

Вывод очевиден: когда нет желания - нет и творчества! Когда нет творчества - получается скучно, неинтересно, рутинно… Работа перестает приносить удовольствие, и труд становится каторжным. Как исправить положение? Надо изменить подход /взгляд /воззрение! Существует, по моему мнению, 2 уровня организации работы с МЭШ-контентом:

1. Идеологический: Зачем работать?

2. Технологический: Как работать?

Главным для учителя, на мой взгляд, является разрешение философского вопроса: зачем использовать ресурсы библиотеки МЭШ, разрабатывать уроки по заданным шаблонам, «отцифровывать» свои знания?.. Можно ответить однозначно: таковы реалии времени, а учитель должен шагать в ногу со временем! Но давайте все-таки разберемся с тем, а что собственно изменилось и что происходит вокруг…

Ни для кого не секрет, что мы вступили в эпоху потрясений и перемен, сдвигов и нестабильности: нарушение фундаментальных жизненных устоев, внедрение инноваций, глобальные климатические изменения, всемирный экономический кризис, военно-политические конфликты, кибертерроризм, пандемия и др. Перемены в нашей жизни происходят настолько стремительно, что лишь немногие имеют возможность справиться с ними, большинство же людей оказалось в состоянии растерянности, уныния, страха, паники, болезни, в положении безработицы, изоляции, «удалёнки»… Поскольку «гавани стабильности» стали крайне редким явлением, человеку не стало хватать веры и понимания смысла жизни при том, что почти каждый на планете имеет доступ к Сети и мультимедийным устройствам, т.е. к информации, знаниям! В большей степени, на мой взгляд, данная ситуация коснулась представителей молодого поколения, которые, не имея достаточного жизненного опыта, основополагающих знаний, убеждений, оказались в эпицентре «слома», перед лицом пугающей неизвестности. Какова же первоочередная задача подрастающего поколения, лишенного надежды и истинных ценностей в век высоких цифровых технологий, глобальной информатизации, беспрепятственного доступа к знаниям, - справиться со стрессом и творить будущее «смешанной реальности».

Мощнейшим и, как оказалось, привычным для современных подростков антистрессовым средством является игра, ведь большинство из них выросло, играя в видеоигры. Игровая атмосфера помогает «погружаться» в разные миры при полном отсутствии какого-либо риска, без вреда для жизни и здоровья, что «снимает» страх, неуверенность, наоборот, придает силы двигаться вперед навстречу ужасающему и непредсказуемому будущему. Играя, подростки учатся смотреть страху в глаза, смело пробовать новое, ошибаясь неограниченное количество раз и оставаясь безнаказанными, что, бесспорно, их готовит к встрече с суровыми реалиями жизни. Здесь молодёжь имеет значительное преимущество перед старшим поколением, апеллирующим духовно-нравственными принципами, знающим ценность человеческой жизни и др.

Каковы роль, место учителя и системы московского образования в целом в современном мире перемен и грядущих потрясений? Опираясь на мнения многих американских исследователей (Джейн МакГоникл, Милтон Чен, Гай Стендинг, Роберт Путнэм, Боб Йохансен и др.) в области социологии, политологии и других областях общественной жизни, скажем: принцип игрового взаимодействия становится основополагающим в системе обучения: играя, обучаем. Рассматривая под данным углом контент МЭШ, убеждаемся, что это Масштабный Эксперимент в Школе, проводимый в режиме реального времени с учителями, учениками и их родителями под девизом: обучаясь, развлекайся, т.е. профессиональная игровая платформа, созданная с целью обучения. Таким образом, будущее всей системы образования видится за «игровым взаимодействием» (термин Джейн Мак Гоникл) - игра должна стать главным инструментом обучения.

Игра - история - симуляция - сценарий (урока) - этот процесс мы можем назвать как угодно - предполагает в первую очередь тесное взаимодействие, вызывающее у всех участников сильные устойчивые эмоции. В процессе передачи знаний, опыта личностные качества учителя и ученика (эмоциональность, отзывчивость) всегда играли первостепенную роль: психологами доказано, что любая информация, подкрепленная положительным эмоциональным фоном, лучше воспринимается, усваивается и надолго удерживается в памяти. Конечно, опытные педагоги часто использовали игровой элемент в своей практике, ведь детям так нравится играть, однако современный урок МЭШ демонстрирует нам другую тенденцию: вектор значимости смещается от информативности/ содержательности в сторону сопутствующих элементов урока: формата, мультимедийности, эмоциональной насыщенности, зрелищности, рефлексии и т.д. Таким образом, сценарий урока МЭШ больше напоминает виртуальную игру, квест с привлекательным интерфейсом, ярким оформлением, экспрессивными историями, нацеленный в большей степени на развлечение. Возникает опасность выхолащивания «знаниевой» составляющей из системы урока, замены доминанты на суррогат, что в итоге ведет к искажению понимания основных целей образования: формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоение базовых знаний (ФГОС второго поколения). Но не будем забывать о «личностном результате» как приоритетной задаче всего образовательного процесса - на его достижение ориентирована ресурсная база библиотеки МЭШ, предоставляющая широкий выбор форм, средств игрового взаимодействия с учащимися: сценарии уроков, видео и аудио материалы, тесты и тестовые задания, разные виды изображений, лаборатории, игры, виртуальные экскурсии и многое другое. Главная цель погружения в игровое пространство - научиться справляться со страхом, стрессом, трудностями в общении, развивать способность принимать правильные решения и достигать желаемых предметных результатов, уметь извлекать опыт из допущенных ошибок и от всего этого непременно получать удовольствие! Молодое поколение, взращенное под аккомпанемент видеоигр, требует от профессионального сообщества (педагогов, работодателей) применение игрового подхода в процессе получения знаний и личностных компетенций, что способствует формированию таких универсальных качеств современного человека, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, компетентность в области цифровых технологий, целеустремлённость («умение поддерживать интерес и продолжать прилагать усилия для достижения долгосрочных целей» Анджела Дакворт). За поколением геймеров, превращающих жизнь в игру, будущее! Плохо это или хорошо - время покажет…

Какими качествами должен обладать учитель, воспитывающий подрастающее поколение геймеров, готовых столкнуться с миром прогрессирующей волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности? В первую очередь, учитель должен оставаться лидером - «строителем будущего», который умеет «смотреть в будущее с оглядкой на прошлое» (Боб Йохансен): четко и ясно ставить цели, видеть перспективу развития, определять действия и быть гибким в их достижении. Безусловно, учитель должен сам находиться в процессе непрерывного обучения, смело пробовать новое, прогрессивное, чтобы максимально использовать возможности цифрового мира в педагогической деятельности. Не обойтись современному педагогу и без игрового подхода в рамках работы с МЭШ-контентом: ресурсная база библиотеки МЭШ является не только профессиональной обучающей платформой, но и в равной степени игровой. В подобном комбинировании учебно-предметных и игровых элементов видится и успех процесса обучения в достижении цели «обучая, развлекай», и опасность: не обладая внутренним стержнем, подростки могут потерять связь с реальностью, полностью уйти в медиа пространство, «заиграться», что приведет к неадекватному поведению, агрессии, насилию… Главная же особенность современного педагога видится в умении формировать и совершенствовать духовно-нравственные качества своих подопечных, вселять в них веру в завтрашнем дне, помогать бороться со страхом перед беспрестанно изменяющимися условиями жизни, руководствовать в понимании, анализе происходящих событий, в поиске смысла жизни. Если деятельность педагога-наставника не потеряет своего векторного стремления - научить подрастающее поколение мыслить, высокотехнологичный мир не рухнет - это вселяет надежду, что нас ждёт счастливое будущее, даже мультимедийное по своей сути!..

Литература

1. Боб Йохансен. Новые навыки лидера. - Тверь: ООО «Тверская фабрика печати», 2019. - 159 с.

2. МЭШ: о проекте - Московская электронная школа // mes.mosedu.ru

3. Петров Дмитрий Как сделать МЭШ полезным помощником // Вести образования (vogazeta.ru)