Цель: создание условий для развития у подростков навыков самооценки, рефлексии, понимания себя посредством авторской песни и упражнений с элементами тренинга.
Задачи:
- Актуализация у обучающихся потребности в познании и реализации себя.
- Анализ обучающимися своего «Я» - особенностей поведения, личностных качеств.
- Обучение подростков анализу своего «Я» - поступков, чувств, переживаний, личностных качеств.
- Обучение ясному и конкретному представлению своего «Я».
- Обучение восприятию и обдумыванию высказывания партнера о его чувствах и эмоциях.
- Обучение аккордам и тренировка исполнения песни «Просто играй свое сердце» Павла Фахртдинова.
Материалы, оборудование: гитара, карандаши, ручки, листы формата А5 и формата А4, стулья (по количеству участников), списки личностных качеств (в бумажном варианте / в электронном варианте), текст песни с аккордами песни Павла Фахртдинова «Просто играй свое сердце» (по количеству участников), презентация.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Введение
- Исполнение песни, обсуждение
- Упражнение «Дерево - «Я»
- Разбор песни по аккордам и исполнению
- Заключение
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Здравствуйте, ребята! Тема нашего комплексного занятия - «Будь собой!». Сегодня на занятии мы будем учиться исполнять песню Павла Фахртдинова «Просто играй свое сердце» и постараемся разобраться, что значит быть собой, а так же попробуем узнать - какие вы, какие личностные качества, особенности поведения присущи каждому из вас!?
Но для начала - послушайте песню. Задание на время прослушивания: понаблюдать за своими ощущениями и мыслями, которые будут возникать во время прослушивания песни, их можно записать в виде текста, изобразить символами, после мы их обсудим. Итак, песня Павла Фахртдинова «Просто играй свое сердце».
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ
Играй, не считая минуты,
Просто играй свои ноты.
Не думай о том, почему ты,
Но помни о том, для кого ты.
Пусть к первым тебя не причислят,
С тобой можно будет согреться.
Просто играй свои мысли,
Просто играй своё сердце.И если играешь не с теми,
Не расставляй им оценок,
Проигрывай скучные тени,
Выигрывай каждый оттенок.
И законсервируй излишек,
Потом тебе это запишут.
Не важно, что кто-то не слышит,
А важно, что кто-то услышит.
Не важно, что кто-то не слышит,
Важно, что кто-то услышал.Пусть долго твой звук взаперти был,
Играя, ты сможешь понять.
Не страшно, что кто-то сфальшивил,
Он хоть попытался сыграть.
Играй, не считая минуты,
Просто играй свои ноты.
Не думай о том, почему ты,
Думай о том, для кого ты.
Не думай о том, почему ты,
Просто играй своё сердце.
ОБСУЖДЕНИЕ ПЕСНИ
Ребята, вы прослушали песню, скажите, какие мысли, чувства у вас возникли в процессе прослушивания песни?
- «Что значит «Играй свое сердце?», Как вы это понимаете?
- Часто ли подросток «Играет свое сердце», бывает самим собой? (А молодежь? А взрослые?)
- Почему у них это не получается/получается? Каковы причины?
- Что для этого нужно?
УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО - Я»
Что бы «Играть свое сердце» нужно знать себя, понимать и разбираться в проявлениях своего «Я». Сейчас каждый из вас попробует с помощью упражнения «Дерево - «Я» разобраться в проявлениях своего «Я».
Для его выполнения вам необходимы карандаши или цветные фломастеры.
Инструкция. Это упражнение выполняется в несколько этапов:
1. Наше «Я» - одна из самых больших загадок. Иногда это «Я» обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, иногда голос собственного самолюбия, иногда - это голос творческой фантазии, а бывает проявление беззаботности и безрассудства. Некоторые действия мы совершаем вообще вопреки своей воле. Как же нам разобраться в собственном «Я»?
Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Нарисуйте ствол дерева, а затем будем рисовать ветки и корни.
2. Одна из веточек - внешнее «Я». То есть то, как мы выглядим в глазах окружающих. Нарисуйте эту веточку и придумайте слово, которым вы могли бы охарактеризовать себя, если посмотреть на себя со стороны. Можно не подписывать эту веточку словом, а нарисовать какой-нибудь символ, соответствующий этому слову.
3. Другая веточка - «Я» в учебе. Нарисуйте ее и придумайте символ.
4. Следующая веточка - «Я» в семье. Нарисуйте ее и придумайте символ.
5. Можно нарисовать еще несколько веточек вашего «Я», ведь жизнь у каждого многообразна. Мы бываем во дворе своего дома, занимаемся спортом, ловим рыбу - это тоже наше «Я». Нарисуйте свои особые веточки и придумайте символы.
У вас должна получиться симпатичная крона, и каждая веточка - это ваше сложное «Я».
Теперь перейдем к корням. Корни - это ваши самобытные качества: настойчивость, доброта, романтизм, фантазия, интересы, лень, трудолюбие, различные достоинства и недостатки (формулировки выносятся на доску (приложение 1), участники могут дополнить этот перечень). Нарисуйте их в масштабе, т.е. чем больше вы видите в себе какого-то качества, тем больше должен быть корень.
После выполнения рисунка участники разбиваются на группы по три человека и каждый рассказывает о своем рисунке. Слушающие говорят рассказчику о том, что в его «дереве «Я»» явилось для них новым и неожиданным. Рассказчик отмечает эти веточки на своем дереве, чтобы потом обдумать мнение слушателей.
РАЗБОР ПЕСНИ ПО АККОРДАМ И ИСПОЛНЕНИЮ
Ну а теперь давайте разберем аккорды песни Павла Фахртдинова «Просто играй свое сердце» и попробуем ее исполнить (приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Домашнее задание:
- выучить аккорды и слова песни,
- попробовать оформить свои мысли на тему: «Будь собой!» в собственное стихотворение.
«Будьте самими собой и пусть музыка ваших сердец играет всегда.