Теорема Пифагора. Решение задач

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: теорема Пифагора


Цели урока:

  • образовательные:
    • показать применение теоремы Пифагора в процессе решения задач;
    • через выполнение заданий активизировать мыслительную деятельность учащихся;
    • обеспечить закрепление ранее усвоенного теоретического материала;
  • развивающие:
    • развивать логическое мышление;
    • математическую речь, внимание, умение систематизировать и применять полученные знания, умение анализировать свою работу и работу одноклассников;
  • воспитательные:
    • воспитывать навыки учебного труда;
    • формировать ответственность за конечный результат;
    • поддерживать интерес к изучаемому предмету, воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Ход урока

Девиз урока - одна из заповедей Пифагора:

«Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать…».

1. Актуализация знаний

- Какой треугольник называется прямоугольным?

- Как называется сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла?

- Какая сторона в треугольнике называется катетом?

- Сформулировать теорему Пифагора.

- Какой отрезок называется высотой треугольника?

- Дать определение расстоянию от точки до прямой.

- В чем заключается свойство медианы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию?

2. Рассмотрим алгоритм для нахождения неизвестной стороны прямоугольного треугольника:

  1. Указать прямоугольный треугольник.
  2. Записать для него теорему Пифагора.
  3. Выразить неизвестную сторону через две другие.
  4. Подставить известные значения и вычислить неизвестную сторону.

3. Сегодня рассмотрим задачи, при решении которых используется теорема Пифагора.

Задача 1. В окружности радиуса 13 см проведена хорда на расстоянии 5 см от центра окружности. Найти длину хорды.

Дано: окружность, R = 13 cм. АВ - хорда, ОD =5 см - расстояние от центра до хорды.

Найти: длину АВ.

Решение:

1. Треугольник АОВ- …

2. Расстояние от точки О до хорды АВ - это ….

3. ОD - является …… треугольника АОВ.

4. Треугольник ОDВ - ….

5. По теореме Пифагора …

6. Найдем сторону DВ….

7. Найдем АВ….

Задача 2. В прямоугольной трапеции большая диагональ равна 15 см, а боковые стороны 12 см и 13 см. Найдите среднюю линию трапеции.

Дано: АВСD - прямоугольная трапеция, ВD = 15 см большая диагональ, АВ = 12 см, СD = 13 см.

Найти: среднюю линию трапеции.

Решение:

Задача 3. Одна из сторон прямоугольника на 2 см меньше диагонали, а другая сторона равна 8 см. Найдите периметр прямоугольника.

4. Подведение итогов - беседа

При решении данных задач использовали теорему Пифагора.

  • «Сегодня на уроке я научился …»
  • «Сегодня на уроке я повторил…»
  • «Сегодня на уроке я закрепил…»

5. Домашняя работа п 63. № 6 (1), 7, 10 (учебник А.В.Погорелов «Геометрия 7-9».