Время проведения: 2 академических часа.
Место проведения: учебный класс.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с техникой росписи ткани «холодный батик»
Задачи урока:
образовательная:
- научить владеть определенными методами, принципами и приемами работы в технике «холодный батик»;
- научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани;
- углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
развивающая:
- развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;
- способствовать творческому подходу к работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
воспитательная:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
- воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну.
Оборудование:
оборудование для учителя:
- работы мастеров росписи ткани в технике «холодный батик»;
- наглядные пособия; работы в разных техниках батика, а также работы учащихся прошлых лет;
- презентация к уроку роспись ткани в технике «холодный батик»
оборудование для учащихся: рама и ткань, кисти, набор красителей для росписи ткани; эскизы, зарисовки.
План урока:
I. Организационный момент (5 минут)
II. Закрепление знаний по теме «батик», полученных ранее на уроках работы в материале (10 минут)
- Просмотр презентации к уроку роспись ткани в технике «холодный батик»
- Беседа с учащимися об этапах работы над холодным батиком
III. Объяснение нового материала (15 минут)
Беседа о порядке росписи ткани:
а) Роспись
б) От светлого к темному
в) Ошибки при работе с батиком.
IV. Практическая работа (20минут+20минут = 40 минут)
V. Анализ детских работ (5 минут)
VI. Подведение итогов, уборка рабочего места (5 минут)
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: ученики раскладывают рамы, на которых предварительно кнопками натянута ткань формата А3 с нанесенным рисунком при помощи резервирующего состава. Около каждого ученика приготовлены краски по батику, соль, кисть беличья №3, №6, вода, палитра, тряпочки.
Сообщение темы урока.
Преподаватель:- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Батик» - поработаем над картинами в технике «холодного батика».
- Давайте вспомним, что это за вид прикладного искусства.
Учащиеся: - Роспись ткани.
II. Закрепление материала по теме «Батик»
Просмотр презентации к уроку роспись ткани в технике «холодный батик»
Преподаватель: - Предлагаю вашему вниманию презентацию, из которой вы узнаете немного об истории возникновения батика, о видах батика, а также более подробно будет показана роспись в технике «холодного батика».
Беседа по презентации:
Преподаватель: - Итак, что же означает слово «батик»?
Батик - способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску, а также использование специальных тканей по шелку, шерсти и т.д.
Преподаватель:- Назовите виды батика?
Учащиеся: - Горячий батик, холодный батик, свободная роспись и узелковый батик.
Преподаватель: - Давайте поговорим о каждом из названных видов батика.
Горячий батик - процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском - крашение - сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличается сложностью и длительностью, требует мастерства и терпения. Приложение 1
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Приложение 2
Свободная роспись по ткани - это роспись по ткани, грунтованной солевым раствором или с использованием красок, включающих солевой раствор. При этом краски по ткани не растекаются, это позволяет художнику проявить весь свой творческий потенциал. Приложение 3
Узелковый батик - это способ орнаментального окрашивания ткани, которая завязана узелками по определенной схеме. Приложение 4
2. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала) об этапах работы над холодным батиком.
Преподаватель: - с чего мы начинали свою работу над композицией?
Учащиеся: - Сначала был выбор темы. Мы стилизовали цветы для работы в технике холодного батика.
Преподаватель: - Что дальше делали с полученными работами?
Учащиеся: - Эскизы выполнили в цвете акварелью или гуашью, затем перенесли изображения на ткань.
Преподаватель:- А как вы переносили рисунок на ткань?
Учащиеся: - Закрепили отрисованный рисунок под тканью, с помощью одно стержневых булавок. Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом.
Преподаватель: - А как мы готовили ткань для росписи?
Учащиеся: - Мы закрепили ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем использовали остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закреплялся материал. Натягивать ткань нужно как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть.
Прорисовали все контурные линии резервирующим составом.
Преподаватель: - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
Учащиеся: - Используя специальные краски по ткани, выполним работу в цвете. Для декорирования фона возможно использование соли.
На завершающем этапе также можно использовать специальные контуры по ткани.
III. Объяснение нового материала
Беседа о порядке росписи ткани.
а) Роспись
Преподаватель: После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Расписывая ткань, в технике холодного батика, краситель наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию.
В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелательные пятна краски.
б) От светлого к темному
Преподаватель: - Начинаем роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.
в) Ошибки при работе с батиком.
Преподаватель: - Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Давайте разберем основные ошибки при работе с краской.
Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.
Например, побыстрее размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так же можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.
Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты - тщательно проверьте, все ли линии замкнуты.
Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.
Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.
IV. Практическая работа
Учащиеся приступают к выполнению работы, используя полученные знания, умения и навыки. Преподаватель проходит между рядами, подсказывая и направляя учащихся на правильность и аккуратность выполнения данной творческой работы.
V. Завершение урока
Выставка работ учащихся, а также их анализ. Приложение 5
Анализ результатов проводиться по трем направлениям:
1 Уровень овладения приемами декоративной росписи;
- Выразительность придуманной композиции;
- Аккуратность в выполнении работы.
VI. Подведение итогов. Уборка рабочего места
Список используемой литературы
- Технологии росписи. Л.Алферов. Ростов-на-Дону "Феникс", 2000.
- Основы художественного оформления текстильных изделий В.Н.Козлов. Москва "Лёгкая и пищевая промышленность", 1981.
- Советское декоративное искусство №5 составитель Т.К.Стриженова. Москва "Советский художник", 1981.
- Дворкина И.А.Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: Радуга, 2000.
- Лоскутное шитье. Роспись тканей. Плетение шнуров / под общ. ред. Л.В.Загребаева.