Аннотация
Данная методическая разработка посвящена применению на уроках истории России в 6 классе новых подходов в реализации требований ФГОС ООО и Концепции преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г.
Цель разработки: показать возможности изучения истории через введение социокультурного и личностного компонентов в урочной деятельности по курсу истории России в 6 классе.
Методическая разработка может быть использована преподавателями гуманитарного цикла основной общеобразовательной школы и, прежде всего, преподавателями истории.
Введение
Современные требования диктуют необходимость формирования историко-географических образов, знаний о своей этнической принадлежности, освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.
Вместе с тем задачи современного исторического образования включают в себя:
-
целеполагание, включающее постановку целей практической и познавательной значимости; планирование пути достижения целей и прогнозирование будущих событий и развития процессов;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции;
- сотрудничество, кооперация и интеграция со сверстниками и взрослыми.
Подходы к методике изучения истории в рамках Историко культурного стандарта (ИКС) предполагают изучение истории через введение социокультурного и личностного компонентов в урочной и внеурочной деятельности.
ИКС включает в себя: принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, перечень «трудных вопросов истории.
Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций обучающихся МсСВУ, формирование единого культурно исторического пространства Российской Федерации.
Концептуальные основы историко-культурного стандарта:
Культурно-антропологический подход: в изучении особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Суворовцы должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у обучающихся представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
ИКС включает и этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. В курсе истории России усиливается акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории.
Примером применения может служить урок по теме «Родной край в истории и культуре Руси».
Основная часть
В ходе изучения раздела истории России, посвященного монгольскому владычеству над народами современной России, суворовцам было предложено задание - подготовить сообщения «Мой родной край во времена монгольского нашествия». Выполнение этого задания обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и позволяет через изучение истории родного края изучать историю всего Отечества, формировать у обучающихся представление об общей исторической судьбе нашей Родины
Технологическая карта урока
Дисциплина |
История, обществознание, география |
|||
Класс |
6 |
Дата |
||
Тема урока |
РОДНОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РУСИ |
|||
Тип урока |
повторение и обобщение |
|||
Цели урока |
Образовательная: Осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия по темам «Монгольская империя», «Золотая Орда», «Русские земли в середине XIII-XV вв.».
|
|||
Используемые технологии |
проблемное обучение, технология личностного обучения, технология работы в группах, технология рефлексии |
|||
Ресурсы урока |
Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века»; под ред. А.В.Торкунова; дополнительная литература, интернет-ресурсы. |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
||
Обучающийся научится: овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
|
Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к изучению истории России.
|
Коммуникативные УУД: участвуют в учебном сотрудничестве и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.
|
Ход урока
Технологический этап урока/ этап организации образовательной деятельности |
Приёмы, методы, формы, средства и т.д. |
Содержание деятельности преподавателя |
Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный этап |
Построение |
Приветствие в соответствии с Уставом. |
Приветствие в соответствии с Уставом |
2. Мотивация к учебной деятельности |
Беседа |
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Знакомятся с содержанием темы, требованиями к результатам обучения. Слушают, формулируют вопросы |
3. Постановка учебной задачи |
Беседа |
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи:
|
Формулируют учебные задачи |
4. Актуализация знаний |
Беседа |
Сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения.
|
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение |
5. Представление сообщений на тему «Родной край во времена монгольского владычества» |
1. Сообщение преподавателя. Создание проблемной ситуации
|
Внимание шестиклассников обращается на главный вопрос урока:
|
Представляют подготовленные сообщения.
Делают записи в тетради.
Заполняют таблицу.
|
6. Первичное осмысление и закрепление знаний |
Проверка таблицы.
|
По окончании заполнения таблицы учитель организует проверку таблицы.
|
Обобщают информацию, делая вывод |
7. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Проводит беседу по вопросам:
|
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
8. Задание на самоподготовку |
|
Конкретизирует задание на самоподготовку
|
Записывают задание на самоподготовку |
Сообщения, представленные суворовцами в форме презентаций и устных докладов, в большинстве были подготовлены по материалам интернета. Нужно отметить, что уроки в таком формате традиционно вызывают живой интерес у обучающихся, а тема истории малой родины вызвала большую активность как у желающих подготовить сообщение, так и у их слушателей.
Продуктом деятельности суворовцев на уроке стала обобщающая таблица:
Группа народностей / регион проживания |
Влияние завоевания на образ жизни |
Основные занятия |
Религия |
Отношения с завоевателями |
Русские / Центральная Россия.
|
Утрата политической и экономической самостоятельности, разрушение городов, сокращение численности населения, упадок ремесла и торговли.
|
Пашенное земледелие, скотоводство, ремесло, бортничество |
православие |
Попали в вассальную зависимость. Платили тяжелую дань |
Народы Поволжья: казанские татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты |
Государство Волжская Булгария было уничтожено и народность булгары, смешались с завоевателями, сформировалась народность - волжские татары |
Земледелие, в городах ремесло и торговля |
Ислам и язычество |
Население было разделено на сотни и десятки и должно было платить дань - ясак |
Народы Приуралья - башкиры |
Были завоеваны, распространилась религия ислам |
Кочевое скотоводство, охота на пушного зверя, бортничество |
ислам |
Платили ясак |
Народы Западной Сибири: ханты, манси, коми - «пермь» (или пермяки), вепсы |
Были подчинены.
|
Рыболовство, охота на пушного зверя, бортничество. У «пермь» - коми - земледелие |
язычество |
Платили ясак. Причем с начала XIVв. платили дань московским князьям |
Народы Северного Кавказа |
Цивилизация аланов была почти полностью уничтожена |
Земледелие, пастбищное скотоводство |
ислам |
Не признавали власть завоевателей, постоянно воевали, уходили в горы |
Народы Крыма |
Степной Крым был завоеван, распространились ислам и тюркский язык, сформировалась крымско-татарская народность |
Кочевое скотоводство, ремесло, торговля |
ислам |
Географическое положение полуострова Крым способствовало постепенному отделению Крыма от Орды |
Заключение
В данной методической разработке представлена разработка урока курсу истории России в 6 классе, позволяющая реализовать в деятельности обучающихся возможности изучения истории через введение социокультурного и личностного компонентов. Использование задание на подготовку сообщений, мини-проектов обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Уроки в таком формате вызывают интерес у обучающихся, а темы, связанные с истории малой родины позволяют через изучение истории родного края изучать Отечественную историю, формировать у обучающихся представление об общей исторической судьбе нашей Родины.
Список использованных источников
- Система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
- Концепция преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн.
- Историко-культурный стандарт по отечественной истории.
- Г.К.Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.
- Инновационные педагогические технологии. М.Н.Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. - М. : Просвещение, 2016.