Реализация социокультурного и личностного компонентов в преподавании Истории России в 6-м классе в рамках реализации ФГОС ООО

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 6


Аннотация

Данная методическая разработка посвящена применению на уроках истории России в 6 классе новых подходов в реализации требований ФГОС ООО и Концепции преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г.

Цель разработки: показать возможности изучения истории через введение социокультурного и личностного компонентов в урочной деятельности по курсу истории России в 6 классе.

Методическая разработка может быть использована преподавателями гуманитарного цикла основной общеобразовательной школы и, прежде всего, преподавателями истории.

Введение

Современные требования диктуют необходимость формирования историко-географических образов, знаний о своей этнической принадлежности, освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

Вместе с тем задачи современного исторического образования включают в себя:

    целеполагание, включающее постановку целей практической и познавательной значимости; планирование пути достижения целей и прогнозирование будущих событий и развития процессов;
  • формулирование собственного мнения и позиции;
  • аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции;
  • сотрудничество, кооперация и интеграция со сверстниками и взрослыми.

Подходы к методике изучения истории в рамках Историко культурного стандарта (ИКС) предполагают изучение истории через введение социокультурного и личностного компонентов в урочной и внеурочной деятельности.

ИКС включает в себя: принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, перечень «трудных вопросов истории.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций обучающихся МсСВУ, формирование единого культурно исторического пространства Российской Федерации.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта:

Культурно-антропологический подход: в изучении особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Суворовцы должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у обучающихся представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

ИКС включает и этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. В курсе истории России усиливается акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории.

Примером применения может служить урок по теме «Родной край в истории и культуре Руси».

Основная часть

В ходе изучения раздела истории России, посвященного монгольскому владычеству над народами современной России, суворовцам было предложено задание - подготовить сообщения «Мой родной край во времена монгольского нашествия». Выполнение этого задания обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и позволяет через изучение истории родного края изучать историю всего Отечества, формировать у обучающихся представление об общей исторической судьбе нашей Родины

Технологическая карта урока

Дисциплина

История, обществознание, география

Класс

6

Дата

Тема урока

РОДНОЙ КРАЙ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РУСИ

Тип урока

повторение и обобщение

Цели урока

Образовательная: Осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия по темам «Монгольская империя», «Золотая Орда», «Русские земли в середине XIII-XV вв.».
Воспитательная: прививать чувство уважения к истории отечества, развивать интерес к изучению истории
Развивающая: продолжить формирование умений работать с различными источниками, учебником, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, с исторической картой, анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи

Используемые технологии

проблемное обучение, технология личностного обучения, технология работы в группах, технология рефлексии

Ресурсы урока

Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века»; под ред. А.В.Торкунова; дополнительная литература, интернет-ресурсы.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

Обучающийся научится: овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.
Обучающийся получит возможность научиться: узнать исторические факты, систематизировать историческую информацию

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Понимание необходимости повторения для закрепления и систематизации знаний. Познавательный интерес к изучению истории России.
Ценностное отношение к историко-культурному наследию Руси середины XIII-XVв.

Коммуникативные УУД: участвуют в учебном сотрудничестве и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.
Регулятивные УУД: планировать при поддержке преподавателя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью; на основе анализа сообщения выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;
Познавательные УУД: дают определения понятий; с помощью учителя выбирают основания и критерии для классификации и обобщения; применяют начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решают творческие задачи; предъявляют результаты своей деятельности в форме устного сообщения.

Ход урока

Технологический этап урока/ этап организации образовательной деятельности

Приёмы, методы, формы, средства и т.д.

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный этап

Построение

Приветствие в соответствии с Уставом.

Приветствие в соответствии с Уставом

2. Мотивация к учебной деятельности

Беседа

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Знакомятся с содержанием темы, требованиями к результатам обучения. Слушают, формулируют вопросы

3. Постановка учебной задачи

Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи:
Сегодня мы с вами должны повторить и обобщить материал относительно событий истории народов и регионов оказавшихся под влиянием монгольских завоевателей в XIII-XVI вв

Формулируют учебные задачи

4. Актуализация знаний

Беседа

Сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения.
Вы получили опережающее задание: подготовить сообщения об истории вашего родного края во времена монгольского владычества. Мы будем по ходу вашего повествования заносить информацию в обобщающую таблицу и затем проанализируем её и сделаем вывод

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

5. Представление сообщений на тему «Родной край во времена монгольского владычества»

1. Сообщение преподавателя. Создание проблемной ситуации
Сообщения обучающихся по теме

Внимание шестиклассников обращается на главный вопрос урока:
Какое влияние оказало монгольское завоевание на покоренное население?
Предлагает заполнить обобщающую таблицу по следующим критериям:
- Группа народностей/ регион проживания
- Влияние завоевания на образ жизни
- Основные занятия
- Религия
- Отношения с завоевателями

Представляют подготовленные сообщения.
Слушают сообщения товарищей.
Задают вопросы.

Делают записи в тетради.

Заполняют таблицу.
Дают оценку сообщениям товарища

6. Первичное осмысление и закрепление знаний

Проверка таблицы.
Беседа по проблемному вопросу

По окончании заполнения таблицы учитель организует проверку таблицы.
Какое влияние оказало монгольское завоевание на покоренное население?
Обобщая ответы учащихся, он отмечает, что монгольское нашествие и последующее владычество оказали положительное и отрицательное влияния на национальный характер русского народа, его менталитет и коллективную психологию. Отчасти именно с игом связано постепенное усиление самодержавных государственных начал. В период, когда земля была опустошена, а города разрушены, зарождаются такие качества русского человека, как долготепение, политическая пассивность, фатализм, поскольку чужеземное владычество давило душу народа

Обобщают информацию, делая вывод

7. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:
• Я узнал...
• Я понял...
• Я хочу...

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

8. Задание на самоподготовку

Конкретизирует задание на самоподготовку
§ 15-22 учебника. Повторить термины, персоналии, хронологию событий

Записывают задание на самоподготовку

Сообщения, представленные суворовцами в форме презентаций и устных докладов, в большинстве были подготовлены по материалам интернета. Нужно отметить, что уроки в таком формате традиционно вызывают живой интерес у обучающихся, а тема истории малой родины вызвала большую активность как у желающих подготовить сообщение, так и у их слушателей.

Продуктом деятельности суворовцев на уроке стала обобщающая таблица:

Группа народностей / регион проживания

Влияние завоевания на образ жизни

Основные занятия

Религия

Отношения с завоевателями

Русские / Центральная Россия.
Великое княжество Владимирское, Рязанское княжество, Новгород Великий, Псков, Москва и Московское княжество (с 1263 г.)

Утрата политической и экономической самостоятельности, разрушение городов, сокращение численности населения, упадок ремесла и торговли.
Обогащение языка тюркскими словами, военные новшества и т.д.

Пашенное земледелие, скотоводство, ремесло, бортничество

православие

Попали в вассальную зависимость. Платили тяжелую дань

Народы Поволжья: казанские татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты

Государство Волжская Булгария было уничтожено и народность булгары, смешались с завоевателями, сформировалась народность - волжские татары

Земледелие, в городах ремесло и торговля

Ислам и язычество

Население было разделено на сотни и десятки и должно было платить дань - ясак

Народы Приуралья - башкиры

Были завоеваны, распространилась религия ислам

Кочевое скотоводство, охота на пушного зверя, бортничество

ислам

Платили ясак

Народы Западной Сибири: ханты, манси, коми - «пермь» (или пермяки), вепсы

Были подчинены.
Сформировалась народность - сибирские татары

Рыболовство, охота на пушного зверя, бортничество. У «пермь» - коми - земледелие

язычество

Платили ясак. Причем с начала XIVв. платили дань московским князьям

Народы Северного Кавказа

Цивилизация аланов была почти полностью уничтожена

Земледелие, пастбищное скотоводство

ислам

Не признавали власть завоевателей, постоянно воевали, уходили в горы

Народы Крыма

Степной Крым был завоеван, распространились ислам и тюркский язык, сформировалась крымско-татарская народность

Кочевое скотоводство, ремесло, торговля

ислам

Географическое положение полуострова Крым способствовало постепенному отделению Крыма от Орды

Заключение

В данной методической разработке представлена разработка урока курсу истории России в 6 классе, позволяющая реализовать в деятельности обучающихся возможности изучения истории через введение социокультурного и личностного компонентов. Использование задание на подготовку сообщений, мини-проектов обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Уроки в таком формате вызывают интерес у обучающихся, а темы, связанные с истории малой родины позволяют через изучение истории родного края изучать Отечественную историю, формировать у обучающихся представление об общей исторической судьбе нашей Родины.

Список использованных источников

  1. Система Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
  2. Концепция преподавания учебного курса «История России», утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн.
  3. Историко-культурный стандарт по отечественной истории.
  4. Г.К.Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.
  5. Инновационные педагогические технологии. М.Н.Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  6. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. - М. : Просвещение, 2016.