Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Викторова Людмила Аркадьевна, классный руководитель 6 класса Мари-Биляморской средней общеобразовательной школы им.Н.П.Венценосцева, хочу представить вам свой взгляд на воспитание.
Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями, с педагогами, ему доверяются детские тайны.
Все начинается с любви…
Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Р.Рождественский
Цель воспитательной работы с детьми я ставлю, исходя их характеристики класса, специфики внутренних личностных общений, структуры классного коллектива и своей педагогической позиции по отношению к ребенку. Это содействие развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Результатом воспитательных мероприятий является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, а реальное изменение отношений детей друг к другу, к самим себе, к учителю, к школе, к родителям. То сеть ребята должны становиться друг к другу добрее, слабоуспевающий должен поверить в себя.
Никакой воспитатель не сможет заставить уважать товарища по классу принуждением, но организовать в классе дело, чтобы собрать всех вместе, ему всегда по силам. Но собирать воспитанников нужно не для того, чтобы стереть различия, наоборот, чтобы подчеркнуть, показать всем и восхититься.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет похожих на нее.
Е.Евтушенко
Воспитать ребенка без его собственных усилий, воспитать принуждением или благими поучениями на классных часах- невозможно. Воспитание есть, прежде всего, самовоспитание.
Я вполне согласна с мнением Льва Семеновича Выготского о ребенке, который утверждал: «Человек, в сущности воспитывает себя сам… С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого». То есть классный руководитель может лишь в некоторой степени создать условия, чтобы ребенок сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу.
Воспитывать - значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.
Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьного ученичества - это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет, способен. Ребенок перестает чего-либо хотеть, когда понимает, что он не может, не способен.
«Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребенке».
Ш.М.Амонашвили
Все это, вместе взятое, и сформировало у меня определенное понимание особой роли классного руководителя. И роль эта - защита, поддержка растущего человека в нашем не очень приветливом, не очень добром мире.
А что такое защита? Из чего она складывается?
Для меня защита ребенка - это главная задача классного руководителя и школы в сфере, которую обычно называем обычно воспитанием.
И первая защита, как это ни странно звучит - защита перед одноклассниками.
Задача учителя - дать максимальную возможность всем ребятам в классе позитивно раскрыться друг перед другом. Это и есть защита, поддержка юного человека в среде одноклассников.
Задача классного руководителя - объединить всех, соединить, защитить, а успех придет. Мой класс второй год лучший в учебе, показывает 100% качество знания. Мои ребята с удовольствием принимают участие в подготовке музыкальных, художественных номеров к школьным и классным мероприятиям. Сами готовят музыкальные, юмористические номера, репетируют, снимают видеоролики с поздравлением мам с 8 Марта, с Днем матери. А мне всего лишь остается немного помочь, поправить, проконтролировать.
Другая сфера деятельности классного руководителя - защита класса перед… учителями.
Суть этой защиты - постараться раскрыть ребят для учителей-предметников. То есть сделать все, чтобы расположить учителей к детям, сократить путь узнавания к ним.
Роль классного руководителя - смягчить, сгладить отношения: отдельные беседы с ребятами, отдельные - с учителями. Полшага делает учитель, а полшага делают ребята. Мы в итоге сумеем сделать все, конфликта не будет, и память о предмете останется неплохой.
Иногда оказывается важна и защита класса в школе среди других классов.
Для меня, как учителю физики, математики, информатики, мощным средством единения ребят разных классов являются недели «Математики, Физики, Информатики». И даже не сами мероприятия, а длительная подготовка к ним. В процессе подготовки ребята могут пробовать себя в разных ролях: артистов, режиссеров, сценаристов, художников-оформителей, декораторов…
Появляется дополнительная возможность о многом поговорить, поспорить, раскрыться ребятам с разных сторон - в целом, погрузиться в светлый творческий мир. Тогда взаимодействие ребят классов возникает как бы само собой.
И слово «защита» вроде бы здесь ни при чем, но именно в этом многослойном общении и формируется ощущение: мы вместе, нас много, мы делаем общее дело, мы хорошо понимаем друг друга.
Самый трудный, на мой взгляд, вид защиты детей, их прав и интересов - защита перед родителями. Ситуация, казалось бы, парадоксальная: родители и есть первые защитники ребенка, почему же у классного руководителя и об этом должна «голова болеть»?
У подростков отношения с родителями в большинстве случаев непростые, а часто и довольно напряженные. Очень немногие дети делятся с родителями своими проблемами. Очень немногие родители находят время и желание вникать в проблемы детей. Отсюда - закрытость.
Я нередко сталкиваюсь с недоверием родителей к школе, к классному руководителю. Это недоверие, закрытость я стараюсь изменить, включая детей и родителей в совместную творческую деятельность. Только через творчество мы можем добиться своей цели - вы растить человека-личность. Творческие дела позволяют быть вместе детям и родителям, дают возможность общаться друг с другом, увидеть в ребенке новые качества, достоинства, способности.
Все эти творческие дела объединяют учителя, родителей и детей в один дружный и сплоченный коллектив.
При согласованности действий классного руководителя и родителей можно избежать многих стрессовых ситуаций, как школьных, так и после школьных.
Деятельность классного руководителя, если в основе ее лежит защита, поддержка ребят, конечно, нелегка. Ведь защита - это значит «вызвать огонь на себя», брать ответственность за судьбы детей не только «по службе», но и «по зову души».
«Удачи, взлеты и ненастья
Как у людей, так и у нас…
Мой пик учительского счастья
Пришелся он на этот класс».
Спасибо всем за внимание!