Что же такое педагогический опыт учителя? Это результат моей педагогической деятельности, основанный на пробах и ошибках, сомнениях и решениях, кризисах и прорывах. Это мой опыт, мои маленькие достижения, которыми я бы хотела поделиться.
На сегодняшний день многим становится очевидным, что целью качественного, инновационного образования не может быть только приобретение знаний, дети без труда и сами могут найти нужную информацию в книгах или интернете. Роль учителя, как источника знаний, уже давно устарела. Утратили актуальность авторитарные формы преподавания, устарела концепция «ученик - интеллектуальный потребитель». Сейчас роли учителя становятся иными. Новые роли учителя уже наметились. Это учитель с тьюторскими или менеджерскими компетенциями, учитель-коуч и учитель-фассилитатор. И задачи обучения тоже меняются. Научить мыслить нестандартно, рассуждать, доказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией или взаимодействовать в группе - вот главные задачи современного учителя. И роль ученика тоже уже не та, он становится партнером учителя в образовательном пространстве.
Новые образовательные стандарты включают в себя три основных группы результатов: предметные, метапредметные и личностные.
В городе Пермь целенаправленным формированием метапредметных результатов начали заниматься с 2011 года. Метапредметные, так же, как и личностные результаты являются более значимыми для развития каждого ребенка. Только с помощью этих результатов ребенок может увидеть свой личностный рост, оценить свой собственный образовательный капитал. В данном эссе я сделаю акцент на метапредметных результатах.
Для того чтобы оценить метапредментые результаты, в Пермском крае уже пять лет проводятся метапредметные олимпиады различных уровней, где могут принять участие педагоги и учащиеся или даже посоревноваться вместе.
Как подготовить ребенка к олимпиаде? Как понять, что компетенция сформировалась? Нужно самому опробовать на себе, а только потом учить других. А можно попробовать учиться вместе, одновременно, в сотрудничестве. Но бывает так страшно показать собственное незнание. Миф о том, что учитель знает и умеет все от рождения, не позволяет показать слабость или неумение что-то делать. Поэтому очень важно решиться начать путь собственных перемен.
Мне бы хотелось поделиться опытом развития собственных метапредметных компетенций. Впервые я смогла познакомиться с ними в феврале 2016 года на семинаре по проектированию метапредметной олимпиады, где нам было предложено спроектировать метапредметню олимпиаду институционального уровня для школьников, но прежде пройти испытания самим. Вначале неизвестность и загадочность испытаний немного напугали меня, но было очень интересно узнать, что же скрыто за такими названиями как «учебное сотрудничество», «аргументация в дискуссии», «смысловое чтение», «публичное выступление», «моделирование».
Мне удалось поучаствовать во всех номинациях, которые входят в краевую метапредметную олимпиаду. Получив новые умения, я поняла, что смогу использовать элементы из каждой номинации в своей профессиональной практике.
1. «Учебное сотрудничество» для меня ценно тем, что в ходе испытаний отрабатываются необходимые каждому человеку навыки работы в команде, так как в современном мире не так много профессий, где ты можешь реализоваться в одиночку. Учебное сотрудничество важно и для педагогов. Командная работа часто используется на уроках, тьюторских часах и во внеурочной деятельности. Развитие умения детей работать со взрослыми и сверстниками заложено в ФГОС. Учебное сотрудничество привлекает ребят тем, что часть работы можно выполнить в команде, а часть работы зависит только от тебя, присутствуют строгие правила, и в ходе работы нужно проявить нестандартность мышления.
2. «Смысловое чтение» является необходимым навыком для каждого человека в любом возрасте: читать не поверхностно, а смыслово, находить скрытые смыслы, доверять или не доверять текстам, интерпретировать действия персонажей. Мне понравилось, что тексты на испытаниях бывают разные. Это печатные тексты, фильмы и даже мультфильмы. Сколько же скрытых смыслов может быть в простом мультфильме про Смешариков. Сейчас я могу сравнить себя с Барашем из серии «Смысл жизни», я тоже старательно ищу смыслы во всем происходящем со мной.
На уроках, вне зависимости от предмета, можно использовать в качестве интеллектуальной разминки тексты или видеофрагменты, к которым можно задать вопросы, найти ключевую мысль, оценить деятельность персонажей. Такая работа может оживить урок, снять напряжение, переключить внимание. Учащимся особенно интересно работать с видеофрагментами, у многих современных детей клиповое мышление. Ребята получают огромное удовольствие, увидев, поняв текст, разгадав тайные смыслы.
3. Номинация «Моделирование» на первый взгляд кажется достаточно узкой и созданной только для людей с математическим или техническим складом ума, но это совсем не так. В номинации нужно решить здесь и сейчас без подготовки конкретную задачу за конкретное время с помощью эксперимента. Моделирование отлично подходит для краткосрочных курсов, которые при желании может проводить любой учитель предметник. А практическая направленность номинации позволяет ребятам поэкспериментировать, поработать руками, чего часто не хватает на обычных уроках.
4. «Публичное выступление» для меня было одним из самых сложных испытаний. Отличительная черта испытания - искренность. Нужно избегать социально ожидаемых речей. Фальшь убивает публичное выступление. Для меня было сложно открыть «личное», душу перед незнакомой аудиторией, привести пример из личной жизни так, чтобы он был принят, понят и оценен. Навыки выступления перед аудиторией я активно использую в своей работе сама, детям тоже часто приходится выступать, говорить. Переходя на «Я-сообщения», прошу своих учеников не слишком глубоко заходить в свое личное пространство. Работает принцип «не навреди».
Навыкам публичного выступления важно обучить детей. Выступать приходится часто: на конференциях, конкурсах, концертах, семинарах. Научиться выступать возможно, но не все ребята готовы к этому. Для кого-то сложно просто выйти на сцену, а кому-то сложно перейти на «Я-сообщения». Поэтому учитывать зону ближайшего развития ребенка в данной номинации необходимо, заставлять выступать не нужно. Ребенок сам должен приять решение.
5. «Аргументация в дискуссии» оказалась для меня самой непростой номинацией. Она меня пугала и привлекала одновременно. Решилась я принять участие в данном испытании только в 2017 году, спустя год. Что такое аргументы, какие они бывают, как с помощью аргументов доказать тезис или антитезис, я знаю. Как применить эти навыки на уроке, я понимаю. Для меня, как для учителя истории и обществознания, умение учеников аргументировать на уроках является одной из ключевых компетенций. Поэтому мною был разработан личный прием развития этих навыков, который носит название «Бусины аргументации». Он предполагает обучение детей подбирать аргументы к тезису, различая сильные и слабые позиции. Дебаты или дискуссия в данном приеме не используются. Решившись попробовать поучаствовать в дискуссии, я поняла, что это азартная и динамичная номинация, и это очень меня привлекает. Навыки, которые ребята получают в данной номинации, напрямую отражены в ФГОС. «Аргументировать свою точку зрения и оценку событий», «умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение» именно этому и учатся дети, проходя испытания в данной номинации.
Любое задание невозможно без критериев, и после пройденных испытаний я пришла к следующему выводу: чтобы оценить участников испытаний, оценить их прирост в метапредметности, нужно очень качественно проработать критерии оценивания.
Я для себя выработала следующие принципы: избегать субъективности при оценке достижений, разрабатывать простые и понятные участникам критерии. Участники испытаний должны понимать, чего достигли и как можно продвинуться дальше. Важно увидеть свой личный прирост, свои личные достижения, сравнить себя вчерашнего и сегодняшнего. Нужно учитывать зону ближайшего развития, поэтому не может быть универсальных критериев, подходящих для 5, 9 классов и взрослых одновременно. Стоит избегать большого количества критериев. Идеальным, на мой взгляд, было бы 3-5 критериев, такое количество критериев позволяет ученику понять и принять их, а потом создать продукт с опорой критерии, понимая, что будет оцениваться в этот раз. Кроме того, экспертам будет удобно и просто оценивать участников. Подбирать критерии под каждое задание нужно индивидуально, в зависимости от целей, которых вы хотите добиться, чему хотите научить детей и взрослых.
Современное общество заставляет и нас постоянно меняться и развиваться, видеть свои собственные достижения, переходить с одной ступени на другую. В последнее время я ловлю себя на мысли, что я мечтаю, как Гермиона Грейнджер (героиня серии книг про волшебника Гарри Поттера), иметь маховик времени, чтобы одновременно участвовать в нескольких номинациях метапредметной олимпиады и быть экспертом.
Узнав на личном опыте обо всех номинациях, мы с коллегами спроектировали серию школьных образовательных метапредметных событий, отражающих специфику нашей школы, поэтому некоторые номинации будут проходить на иностранных языках. На данный момент разрабатываются задания для аргументации в дискуссии, публичного выступления и смыслового чтения на английском и французском языках.
И пройдя отрезок своего метапредметного пути, я могу сказать, что я изменилась, мне уже не так страшно выйти на сцену и произнести речь, рассказать о чем-то личном и важном. Работать в команде, подбирать аргументы и убеждать собеседника в своей правоте, собрать модель - все это уже не кажется такими недосягаемыми умениями. Кроме того, я уже не могу спокойно смотреть мультфильмы, ведь в них я ищу скрытые смыслы, задаю к ним вопросы, интерпретирую действия персонажей.
Я поняла, что могу быть не только участником, экспертом, организатором, но и тьютором в метапредметном образовательном пространстве.
Учащиеся находятся в пространстве выбора. Как тьютор, я могу оценить зону ближайшего развития ребенка, определить его цели и задачи, простроить индивидуальный маршрут достижения этих целей, провести рефлексию, помочь выяснить причины удач или неудач учащихся как на метапредметной олимпиаде, так и в будничных школьных днях.
Конечно, на этом мой метапредметный путь не заканчивается, очень хочется быть в тренде современных подходов в образовании, быть интересной для своих учеников, а это возможно только, если я буду активно развиваться сама, лично переживать все то, чему хочу научить учеников.