Формирование ключевых компетенций средствами компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.
Р.Левин

Актуальность заявленной темы вытекает из требований, предъявляемых к выпускнику школы. Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом. Данное описание есть отчетливое представление социального заказа на деятельно-творческое образование; существующее же предметно-знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реализацию ориентировочного компонента творческой активности. Соответственно в основу профильного образования заложена идея модернизации образования на компетентностной основе.

Цель данной работы: краткое обобщение опыта, накопленного в области реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка.

По мнению А.В.Хуторского, понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося [7,58]. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для современной школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях [2,8]. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

При компетентностном подходе ученик должен не просто запомнить и ответить, но и осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Таким образом, провозглашаются не знания, а более сложная культурно-дидактическая структура - целостная компетентность [1,32].

Задача учителя через содержание учебного предмета обеспечить формирование ключевых компетентностей учащихся. И выход из данной ситуации видится в использовании компетентностно-ориентированных заданий, которые должны быть составлены на максимальном для данной ступени уровне сложности. В содержание материала целесообразно включать не менее одного задания для каждого вида деятельности. Компетентностно-ориентированные задания имеют свою структуру [3]:

  • Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой).
  • Формулировка задания:
    • текст задания должен начинаться с глагола;
    • в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня).
  • Информация, необходимая для решения данной задачи.
  • Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания)

Система компетентностно-ориентированных заданий («деятельностных» заданий) может содержать:

  • работу с документами
  • воссоздание реальной жизни
  • задания на догадку
  • поисковые задания
  • задания на соответствия
  • задания по сбору информации

Остановлюсь на конкретных примерах компетентностно-ориентированных заданий.

I. Компетентность разрешения проблем

Аспекты:

Идентификация проблемы

Подготовьте сообщение, с которым вы выступите на заключительном уроке-семинаре, посвященном итогам изучения раздела «морфология», на одну из тем: «О трудностях изучения причастия», «С какими проблемами можно столкнуться, знакомясь с наречием», «Сложности в мире деепричастия».

Целеполагание и планирование деятельности

I вариант. Вам предстоит выступить на устном журнале «В мире русского языка» с докладом. Подготовьте данный доклад на тему: «Для чего нужно изучать синтаксис?

II вариант. Вам предстоит выступать на школьной Неделе русского языка с сообщением об особенностях самостоятельных частей речи в русском зыке. Составьте план своего сообщения. Объясните выбранную вами последовательность в планировании.

  • Применение технологий

I вариант. Вы получили задания составить учебный словарь минимум по теме «Пунктуация». Какой будет последовательность ваших действий? Каким будет план деятельности? Опишите.

II вариант. Справочник по русскому языку необходим большинству старшеклассников. Разработайте тетрадь-справочник для себя, учитывая особенности оформления, структуру передачи информации. Защитите свой проект.

Планирование ресурсов

Для своей команды, участвовавшей в КВН по русскому языку, вам предстоит подобрать, а также составить задания по занимательной морфологии. На какие источники вы будете опираться в этом случае? Представьте план-список данных источников с объяснением - комментарием вашего выбора.

Оценка деятельности.

Составьте план - сообщение на тему: «Что я узнал о свойствах и признаках служебных частей речи?» Заполнять план-сообщение необходимо последовательно по мере вашего ознакомления с соответствующими темами о служебных частях речи.

Оценка продуктов деятельности

Проанализируйте просмотренные художественные фильмы Российского кинематографа. Напишите небольшой отзыв-обзор, оценив степень своеобразия и самобытности русского кино.

Оценка собственно продвижения

Проанализируйте свое продвижение в изучении частей речи русского языка по следующим показателям: степень вашей осведомленности о каждой изученной части по трем характеристикам: лексическое значение, морфологические свойства, синтаксическая роль; что осталось неосвоенным, почему; наиболее части речи, на ваш взгляд, почему.

II. Информационная компетентность

Аспекты

Планирование информационного поиска

На школьную олимпиаду вам нужно представить проект для решения лингвистической задачи: «основные случаи перехода одних частей речи в другие и их изучение в школьной практике? Укажите перечень типов источников (Словари, учебники, научная, научно-популярная литература и др.), в которых следует указать сведения по заданной теме. Охарактеризуйте каждый из этих источников в соответствии с тем, информацию какого свойства по названной теме он представит.

Извлечение информации

Для своего сообщения на уроке-конференции на тему: «Что связывает морфологию с орфографией?» Сделайте подборку материалов из различных источников в соответствии с составленными вами планам сообщения (к источникам относятся: официальные документы, научно-популярная литература, справочная литература (энциклопедии, лингвистические словари), передачи радио и телевидения, статьи из газет и журналов и др.)

Обработка информации

Вариант I

на основе обобщения полученной информации на уроках русского языка, анализа других источников составьте кластер на тему: «Части речи в русском языке»

III. Коммуникативная компетентность

Аспекты:

Письменная коммуникация.

Напишите лингвистическую сказку на тему: «О двух братьях Предлоге и Союзе, их сестре Частице и друге Междометии»

Публичное выступление

подготовьте публичное выступление на тему: «Л.В.Щерба об активной и пассивной грамматике», используя сведения из различных источников, включая «Энциклопедию юного филолога». Используйте не менее 3-х риторических приемов.

Диалог.

Вы встречаете гостей, своих сверстников из Англии. Проанализировав 5-6 источников, составьте предполагаемый ваш диалог с гостем из Англии на тему: «Чем отличается природа России от природы Англии?»

Продуктивная групповая деятельность.

объединившись в группу из 3-5 человек, выберите тему (проблему), обсудите ее в группе и коллективно защитите выбранную тему (предварительно распределив между членами группы фрагменты - подтемы общего выступления)

Перечень тем (проблем):

  • «Трудные вопросы школьной морфологии русского языка»,
  • «Чем интересна тема «Наречие».

Данные задания, их выполнение требует творческой трансформации полученных узкопредметных ЗУН, их обобщения, резюмирования в такие содержательно-структурные категории, которых требует обозначенная в задании проблемная ситуации: не найти определенные части речи в тексте, а подготовить выступление: «Для чего нужно изучать части речи?». То есть это не уровень прямых ЗУН, а более высокий - уровень обобщения и трансформации узкопредметных ЗУН в преломлении на специфику созданной проблемной ситуации. Соответственно ученик должен использовать свой жизненный опыт, какие-то надпредметные знания, которые в комплексе помогли бы ему представить публичное выступление с учетом всех стилевых, речежанровых, риторических особенностей.

Таким образом, компетентности формируются средствами содержания образования, иначе через предметные ЗУН. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы от бытовых до производственных и социальных.

Об эффективности применения компетентностно-ориентированных заданий можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Следует отметить, что существует серьезная проблема отслеживания уровня развития и сформированности компетенций. Учителями нашей школы осуществлены попытки разработать и апробировать комплекты диагностических контрольных работ, проверяющих уровень сформированности ключевых компетенций учащихся.

В частности, предполагается выделить четыре уровня сформированности компетентностей [4,18]: нулевой уровень - неосознанная компетентность; первый уровень - репродуктивная компетентность; второй уровень - деятельностная компетентность; третий уровень - творческая компетентность. Критериями нулевого уровня можно считать репродуктивную несамостоятельную деятельность, выполняемую с «подсказкой». Критериями первого уровня являются наличие лингвистических знаний при недостаточном умении их применить, самостоятельная репродуктивная деятельность, выполняемая по памяти или по алгоритму. Критериями второго уровня являются владение лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; синтез лингвистических знаний и умений, используемых как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Критериями третьего уровня является та самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретенных знаний, умений, ценностей и смыслов, о которой речь шла выше (Таблица №1).

Таблица №1.
Результаты диагностики уровня развития ключевых компетентностей учащихся 6-х классов

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность

Компетентность самоменеджмента

0 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

0 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

0 уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

8,3%

33,4%

50%

8,3%

16,6%

25%

50%

8,3%

16,6%

25%

50%

8,3%

Литература

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е.Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.
  3. Лущик О.А. Оценивание сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированных заданий [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.proshkolu.ru/user/olyaluschik/file/265427/;
  4. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. - ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
  5. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара: - Издательство «Учебная литература», 2007. - 244 с.
  6. Хижняк О.С. Управление качеством образования как педагогическая проблема. Завуч. 2001. - №5.
  7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С.58-64.
  8. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.