При условии преподавания непрофильного предмета в школе с углубленным изучением математики, физики, информатики приходится отдавать себе отчет в том, что любая дополнительная информация, обязательное домашнее задание будут перегружать без того загруженных учащихся спецшколы. Учитывая такую ситуацию, надо корректировать учебный процесс так, чтобы основная масса учащихся, нуждающихся только в государственном стандарте биологии, без элементов усложнения, не перерабатывала. Другая грань проблемы в том, что контингент школы, все-таки, состоит из детей с продвинутым уровнем знаний и подготовки, способных развиваться по всем разделам школьного курса, в том числе и по биологии. Так же вызывает озабоченность общий уровень биологического образования и навыков, которые получат выпускники, мечтающие связать свою судьбу с биологией: будущие врачи, психологи, сельскохозяйственные специалисты и даже биологи-фундаменталисты. Один урок в неделю в X-XI классах - тот максимальный учебный лимит времени, на который приходится рассчитывать.
Итак, начнем с поурочных проблем с любознательностью. Нет времени отвечать на сто и еще один вопрос на уроке. Если возникает ситуация, требующая обстоятельного объяснения вопроса по проблеме углубленного курса, звучит предложение учителя: «Необязательное творческое домашнее задание с обязательным указанием источника информации, только для желающих, бонусное и только на «5». Идем дальше…»
Проблема следующая. «Нам разрешают на других предметах выполнять маленькие работы-сообщения и доклады. Можно ли обрадовать Вас подобного рода биологическим шедевром?» Ответ: «Без проблем! Вы предлагаете тему, которая вас заинтересовала. Я устанавливаю правила игры. Например, если это цветковое растение, то по стандартному плану его описания!» Такая методика позволяет избегать полного интернетного плагиата. Даже если ученик воспользуется готовым источником информации, ему придется переработать задание под заданный алгоритм. Это обязательно приведет к необходимости воспользоваться дополнительными источниками, иначе алгоритм будет несоблюден.
ПЛАН описания цветкового растения
I Тип корневой системы
II Стебель
III Листья
IV Цветок
а) формула цветка и диаграмма
б) особенности цветка
в) одиночный или в соцветии (тип соцветия)
V Плод
VI Срок жизни (однолетник, двулетник или многолетник)
VII Жизненная форма ( морфологическая )
VIII Экологическая характеристика ( отношение к абиотическим, биотическим и антропогенным факторам воздействия)
«Если это животное - тоже!»
ПЛАН анализа животного
I Классификация группы животных или систематическое положение конкретного животного
II Место обитания и образ жизни
III Внешнее строение
IV Внутреннее строение:
а) Покровы и опорно-двигательный аппарат ( скелет + мускулатура )
б) Пищеварительная система
в) Дыхательная система
г) Кровеносная система
д) Выделительная система
е) Вывод по уровню работы метаболических систем с выходом на пойкилотермный или гомойотермный характер метаболизма
ж) Нервная система
з) система Анализаторов (органы чувств)
и) Эндокринная система ( железы внутренней и смешанной секреции)
к) Половая система (органы размножения)
V Значение в природе и для человека
VI Происхождение и дальнейшее эволюционное развитие
«Общебиологические проблемы желательно решать сообразно иерархии, установленной Уровнями организации живой материи»
УОЖМ: 1) молекулярный, 2) субклеточный, 3) клеточный, 4) тканево-органный, 5) организменный, 6) популяционно-видовой, 7) экосистемно-биогеоценотический, 8) биосферный
Особенно привлекает страждущих к познанию возможность поучаствовать в добровольной игре «Биопоезд», которая одновременно является самоподготовкой к решению заданий в формате части «С» ЕГЭ. 4 сборника биологических задач по всем разделам биологии, изданных РАУБ под редакцией Никишова А.И. являются прекрасным образцом тренировочных заданий, интересных, познавательных, а самое полезных для общего повышения уровня биологической подготовки. Задачи для математиков, как песни, их никогда не бывает много! 86 задач по ботанике, 134 задачи по зоологии, 86 задач по человеку и 87 задач по курсу общей биологии - прекрасная возможность набрать достаточный уровень знаний для 100% выполнения заданий части «С» госэкзамена. Научившись решать задачи остепененных авторов, учащиеся решаются творить самостоятельно. Из-под их пера выходят просто дидактические шедевры народного творчества. Автором первой задачи является выпускница, ныне работающая отолорингологом Московской областной клинической больницы.
Гены, отвечающие за увлечение футболом или хоккеем, сцеплены с Х-хромосомой, причем эти гены аллельные. У коренных жителей южных стран встречается только «футбольный» ген, а у жителей северных стран - только хоккейный». В гетерозиготном состоянии эти гены формируют увлеченность синхронным плаванием. Коренной уругваец женился на девушке, мать которой коренная аргентинка, а ее отец был чемпионом мира по хоккею в составе национальной сборной Швеции. 1) Какова вероятность того, что их дети, независимо от пола, увлекутся футболом, если у женщин пенетрантность данного гена 20%, а у мужчин 80%? 2) Почему не встречается мужчин, занимающихся синхронным плаванием? 3) Определить тип взаимодействия данных генов.
Вторая задача принадлежит будущему экономисту, изучающему специальность в московской ВШЭ.
Древнегреческий философ Платон изобрел модель государства, в котором все жители делятся на 3 сословия: правители-философы (преобладает разум), стражи-воины (преобладает воля) и земледельцы-ремесленники (преобладают чувства). Каковы должны быть генотипы родителей, чтобы была хотя бы 50% вероятность, что в семье родится потенциальный философ-правитель? Ген чувств является доминантным, ген разума - рецессивный, а в случае гетерозиготности - рождается воин.
Объем статьи не позволяет показать всю поэтику данной методики работы с детьми, но автор статьи берет на себя смелость заявить: «Все, что приходится читать, проверяя домашние творческие работы, прежде всего, образует самого преподавателя, ведь заснуть без работы мои 410 питомцев не дают. Прочитав очередной добровольно-образовательный шедевр собственных учеников, я все больше и больше утверждаюсь в диалектическом открытии. Чем больше я узнаю, тем больше мне кажется, что я ничего не знаю об этом ошеломляюще прекрасном мире, в котором посчастливилось жить, учить и постоянно учиться!»
Литература
- Никишов А. И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал (методическое пособие для учителей и учащихся). - М.: «РАУБ» - «Илекса», 1998.
- Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии (пособие для учителей и учащихся по биологии). - М.: «РАУБ» - «Цитадель», 1997.
- Никишов А.И., Рохлов В.С. Человек и его здоровье (пособие для учителей биологии и учащихся). - М. - Харьков: «РАУБ», Независимый научно-учебный центр «Развивающее обучение», 1996.
- Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н., Теремов А.В. Дидактический материал по общей биологии (пособие для учителей биологии под редакцией Никишова А.И.). - М.: «РАУБ-Цитадель», Минск: ООО «Белфарпост», 1997.