В начальной школе, формирование межкультурной компетенции осуществляется постепенно, поскольку в этом возрасте знания о культуре других народов еще не сформированы, опыта общения с представителями (иноязычными носителями культуры) практически нет. В то же время, плюсами данного возрастного периода, несомненно, являются впечатлительность и восприимчивость, характерная для младших школьников. Они хотят и готовы учиться, открыты к получению новых знаний, приобретению умений и навыков. Все новое и интересное вызывает у них живую реакцию, немедленный отклик (интересные примеры, наглядные пособия, шутки учителя и т.д.).
Такая характерная черта младших школьников лишь помогает учителю иностранного языка привить им интерес к предмету, и при должном подходе быстрее и продуктивнее развивать у детей навыки иноязычного говорения.
Проявлениями повышенной реактивности можно назвать и немедленную готовность младших школьников к выполнению предлагаемых учителем действий, нетерпеливость при выслушивании ответов одноклассников, стремление скорее ответить на заданный вопрос самостоятельно и т.д.
Профессиональный педагог и эту детскую особенность способен использовать для повышения эффективности обучения иноязычному говорению и для усиления мотивации детей к предмету. Например, можно дать возможность высказаться всем ученикам по очереди, а после «опроса» за правильные ответы раздавать некие знаки отличия (вырезанные из цветной бумаги кружочки, бусинки и т.д.). Тот, кто наберет больше всех таких знаков, получает положительную оценку. При этом, если ребенок ответил неверно, он не получает никакой знак, но следует его обязательно похвалить за то, что он проявил желание ответить.
Еще одной отличительной особенностью детей младшего школьного возраста является выраженная направленность на внешний мир, различные детали, особенности, явления и факты которого оказывают на ребенка сильное впечатление. Так, при любой возможности ученики стремятся приблизиться к тому, что им интересно, потрогать новый предмет, обратить внимание на нюансы, а после этого могут взахлеб рассказывать об увиденном, упоминая много малопонятных (с точки зрения взрослого) подробностей, которые оказались значимы именно для них.
Такая характерная черта младших школьников также облегчает работу педагога, поскольку при изучении иностранного языка и обучении говорению можно и нужно использовать большое количество наглядных пособий, игрушек, материалов для творчества и т.д. Детям гораздо интереснее не просто прослушать текст и ответить на вопросы, а, к примеру, нарисовать главного героя этого текста или увидеть отрывок мультфильма, созданного по нему и проч.
В.Н.Мухина, указывает, что к основным изменениям, происходящим в психическом развитии детей младшего школьного возраста, можно отнести:
- качественное преобразование познавательной сферы;
- формирование личности;
- выстраивание сложных систем отношений со сверстниками и взрослыми.
Учебная деятельность на данном этапе развития ребенка становится ведущей, и именно она определяет упомянутые выше изменения психического развития. «В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе». У младшего школьника интенсивно развиваются и качественно преобразуются познавательные процессы - они приобретают опосредствованный характер, становятся произвольными и осознанными. Постепенно дети учатся управлять памятью, вниманием, восприятием. Также происходит активное развитие словесно-логического и понятийного мышления, усваиваются основы теоретического мышления, что, в свою очередь, ведет к развитию анализа, рефлексии, внутреннего плана действий.
Все эти факторы обязательно должны быть учтены педагогом при планировании урока по иностранному языку, в частности, если урок (или его часть) посвящены обучению иноязычному говорению.
В младшем школьном возрасте значительно изменяется способность к произвольной регуляции поведения, т.к. происходит утрата детской непосредственности, что позволяет ребенку при совершении того или иного действия руководствоваться сознательными целями, правилами поведения, социально выработанными нормами.
Понимая эту возрастную особенность, учитель может задавать на уроке ту или иную игровую ситуацию общения, и детям будет интересно вести себя в ней «как взрослые».
Основным изменением в области отношений с взрослым становится постепенная утрата его «безусловного» авторитета. Именно в это период сверстники начинают приобретать все большее значение для ребенка, следовательно, в его жизни возрастает роль детского сообщества.
Все это также может быть направлено учителем иностранного языка в нужное русло при обучении младших школьников коммуникации. Так, следует уделять больше внимания коллективным формам работы, проводить (в игровой форме) различные опросы, обозначать в игре ситуации из жизни, которые близки именно детям (например, вы пришли к Маргарет на праздник, расскажите, что вы принесете ей в подарок) и т.д.
В целом, младший школьный возраст характеризуется как период позитивных преобразований и изменений, где крайне важен уровень достижений каждого ребенка. Если в данном возрастном периоде школьник не почувствует радости познания, не сформирует у себя умение учиться, не научится заводить друзей и не приобретет уверенность в себе, то сделать это на дальнейших этапах его развития будет значительно труднее.
Поэтому учитель иностранного языка должен обязательно отмечать проявление инициативности на уроках (даже в случае неправильного ответа школьника), поддерживать в детях стремление к выражению собственного мнения, стимулировать их мотивацию к изучению английского языка.
Основными новообразованиями и изменениями, которыми характеризуется младший школьный возраст, в целом можно назвать:
- развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
- начало формирования внутреннего плана действий, анализа, рефлексии;
- формирование познавательного отношения к действительности;
- постепенная утрата авторитета взрослого, и ориентация на группу сверстников.
В то же время младший школьный возраст представляет собой сенситивный период для формирования и развития следующих умений и навыков:
- Мотивы учения и умение учиться (познавательные интересы и потребности).
- Продуктивные навыки и приемы учебной работы.
- Навыки самоорганизации, саморегуляции, самоконтроля.
- Адекватная самооценка и критичность по отношению к себе и своим действиям.
- Навыки общения со сверстниками и умение устанавливать дружеские контакты.
- Усвоение социальных норм.
- Индивидуальные способности и отличительные черты.
Знание и понимание всех этих отличительных черт младших школьников значительно облегчает труд учителя иностранного языка в отношении формирования у них навыков и умений коммуникации в межкультурном общении развитии знаний и межкультурной компетенции через организацию коммуникации.
Основной единицей коммуникации является речевой акт. Способность человека общаться в психологических и педагогических исследованиях, обозначается как коммуникативность. Для успешного общения, человек должен овладеть определенными коммуникативными навыками.
Основываясь на концепции коммуникации можно выделить комплекс коммуникативных навыков, мастерство которых способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному коммуникативному акту. Существуют следующие типы навыков:
- Межличностное общение;
- Межличностное взаимодействие;
- Межличностное восприятие.
Одной из основных задач педагога в формировании коммуникативной компетенции является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки, соответствующие высокому уровню общения.
Возможность общения включает:
- Желание вступить в контакт с другими;
- Способность организовывать общение, в том числе способность слушать собеседника, способность эмоционально сопереживать, проявлять сопереживание, способность разрешать конфликтные ситуации;
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с другими. Под коммуникативными способностями младших школьников понимают:
- комплекс индивидуальных психологических характеристик личности младшего школьника в социальной ориентации;
- уровень знаний, навыков социальной и коммуникативной деятельности;
- навыки культуры поведения, способность быстро перемещаться в знакомой и незнакомой ситуации;
- желание и необходимость участвовать в социальной и коммуникативной деятельности;
- способность анализировать и адекватно оценивать социальные и коммуникативные ситуации и контролировать их статус. Такой возраст является лучшим периодом для формирования навыков коммуникативного общения, активного обучения социальному поведению, искусства общения между детьми разных полов, овладения коммуникациями, языковыми навыками, способов дифференциации социальных ситуаций.