Тип: обучающий-игровой.
Вид: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: март-апрель 2021.
Авторы проекта:
- Воспитатель: Цепова Н.А.
- Музыкальный руководитель: Балакина Г.Б.
Участники проекта:
- воспитатели старшей группы: Цепова Н.А., Платонова Н.Е.;
- музыкальный работник - Балакина Г.Б.;
- дети старшей логопедической группы №8;
- родители.
Основания для разработки проекта:
- Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах.
- Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;
- развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре;
- привлечь родителей к совместной деятельности
Ожидаемые результаты:
- получение знаний и представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов;
- развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера) ;
- умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Актуальность проекта:
"Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство."
К.Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа - герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Предварительная работа:
- Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
- Подобрать фотоколлекцию на тему «Космос».
- Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
- Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Этапы реализации проекта
1-й этап (март 2021) подготовительный
- Разработка этапов проектной деятельности;
- Разработка примерных конспектов занятий, бесед и развлечений;
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
- Информация родителей о предстоящей деятельности.
- Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
- Изготовление дидактических игр.
2 этап (апрель 2021) этап реализации
Основной этап - непосредственная реализация проекта по образовательным областям
1. Речевое развитие
Беседы.
Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
Беседа «Планеты Солнечной системы».
Цель:
- дать детям представление о планетах солнечной системы;
- закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине;
- развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.
Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
Беседа «Первый космонавт».
Цель:
- познакомить детей с историей покорения космоса и первым космонавтом;
- воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса;
- воспитывать чувство патриотизма.
Чтение художественной литературы
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я.К.Голованов «Дорога на космодром»,
- В.Кащенко «Созвездие драконов»,
- П.О.Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О.А.Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»,
- стихотворения о космосе,
- загадки о космосе.
2. Художественно-эстетическое развитие.
Лепка
Тема: «Предметы космоса»
Цель: закрепить лепку круглых, овальных и фантастических форм предметов; развивать моторику рук; прививать желание больше узнать о космосе, доводить начатое дело до конца, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания одной части к другой.
Рисование
Тема: Рисование созвездий.
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, о созвездиях; развивать и поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Тема: «Космос».
Цель: продолжать знакомить детей с праздником - День Космонавтики; учить детей изображать космическое пространство, передавая в рисунке характерные особенности космоса, рисовать звездное небо, продумывая композицию и содержание рисунка, используя пространство переднего и заднего плана.
Конструирование
Тема: «Космос».
Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний, и конструктивных навыков, умение создавать замысел и реализовывать его; продолжить учить детей создавать космические аппараты.
Аппликация
Тема: «Полет на Луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
Театрализованная постановка
«Космические приключения фиксиков».
Танцевальная постановка
«Планета роботов».
3. Познавательное развитие
НОД по ознакомлению с окружающем миром «Космос, звезды, вселенная».
Цель:
- закреплять и систематизировать знания о Космосе;
- уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
- воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет.
Нод по ФЭМП на тему «Космическое путешествие».
Цель: Развивать мышление, стимулировать желание детей к познанию мира живой природы.
НОД «Путешествие в космос»
4. Физическое развитие
Физкультурный досуг. «Здоровье, как у космонавта!»
Цель:
- Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера.
- Физкультминутки.
- Пальчиковые гимнастики.
5. Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры.
«Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко»,«Куда летят ракеты».
Подвижные игры.
«Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».
Сюжетно-ролевые игры.
«Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель:
- Cпособствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.
- Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»).
- выкладывание картинок из счетных палочек.
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра "Скажи наоборот".
3 этап (апрель 2021) заключительный
Организация выставки творческих работ «Необъятная Вселенная» (совместная работа детей и родителей)
Муниципальный конкурс чтецов «Стихи о космосе».
Премьера театрализованной постановки «Космические приключения фиксиков».
Выставка рисунков на тему «Космос».
Итог
В ходе реализации проекта дети получили представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, узнали имя первого космонавта Земли, а также других космонавтов и конструкторов. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.