Проблема профессионального «выгорания» учителя и пути ее решения

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость педагога, профессиональное выгорание


Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ритм жизни учителя, условия его работы, накладывают свой отпечаток на его здоровье. Можно сказать, что от здоровья учителя во многом зависит не только его профессиональный успех, но и успешное обучение его учащихся.

В настоящее время отмечается значительное распространение профессионального стресса. Как пишет Н.А.Моторина, профессиональный стресс - это многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека1. К профессиональным стрессам относится и «выгорание». Под «выгоранием» принято понимать состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы, где идут длительные эмоциональные перегрузки. В данной работе рассматриваются особенности синдрома профессионального выгорания учителя и способы его профилактики.

___________________

1 Моторина Н. А. Психотерапия профессионального стресса - URL: https://urok.1sept.ru/articles/686520 (дата обращения 12.04.21).

На сегодняшний день проблема профессионального выгорания учителя образовательного учреждения не теряет своей актуальности. Требования со стороны общества, администрации школы, родительской общественности, учащихся, к личности педагога, его знаниям, педагогическим умениям, профессиональной компетенции, всегда были высоки. Несомненно, что профессиональный труд педагога - это высокая эмоциональная загруженность. В связи с этим некоторые учителя, в ходе своей профессиональной деятельности, могут испытывать «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». По мнению большинства исследователей, учителя - это та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики свой деятельности. Среди авторов, которые изучают особенности трудовой деятельности педагогов и рассматривают факторы, приводящие к возникновению синдрома эмоционального выгорания учителя, можно отметить - Т.В.Форманюк2, Н.Е.Водопьянову3, В.В.Бойко4. Н.Е.Водопьянова отмечает, что выгорание является следствием профессиональных стрессов и возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности человека по преодолению стрессовой ситуации превышены5. В.В.Бойко рассматривает феномен эмоционального выгорания как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия6.

___________________

2 Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57 - 64.
3 Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е. Старченкова, Н. Водопьянова. - Санкт-Петербург, 2008. - С 258.
4 Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко.- Москва, 1996. - 256 с.
5 Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е.Старченкова, Н.Водопьянова. - Санкт-Петербург, 2008. - С 112-120.
6 Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. - 256 с.

Известно, что по степени напряженности нагрузка педагогического состава в среднем больше, чем у других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. Среди профессиональных стрессовых ситуаций учителя можно выделить следующие: недисциплинированность учащихся, непредвиденные конфликты в коллективе, чрезмерное давление со стороны администрации, перегруженность различными поручениями, которые не входят в профессиональные обязанности учителя, непонимание со стороны родителей учащихся, дефицит времени для семьи, некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения. Кроме того, причинами стресса могут послужить личностные особенности учителя: излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих, перфекционизм («синдром отличника»). Все названные факторы могут привести к длительному и разрушительному стрессу, основанному на повышенном внутреннем эмоциональном напряжении. Педагогу приходится сдерживать в себе раздражение, гнев, тревогу, что пагубным образом сказывается на его здоровье7.

___________________

7 Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы. // Известия ВГПУ. 2018. С. 15-21.

Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на профессиональное выгорание. На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как: усталость, утомление, истощение, бессонница, пищевые нарушения. Симптомы проявления личностных особенностей выгорающего учителя: негативное отношение к детям, родителям, злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, скудность репертуара рабочих действий, агрессивные чувства по отношению к учащимся (раздражительность и гнев), подавленное настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, чувство бессмысленности), переживание зависимости от людей и обстоятельств.

Как пишет В.В.Бойко8, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно. Для каждого этапа характерны признаки, вызываемые определенными факторами. В. В. Бойко выделяет фазу напряжения, для которой характерно нервное, тревожное напряжение - предвестник и запускающий механизм эмоционального выгорания, которое включает несколько симптомов - «переживания психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенности собой», «загнанности в клетку», «тревоги и депрессии»9. На смену приходит фаза резистенции, в рамках которой, эмоциональное выгорание развивается как сопротивление психологических защит внутренних ресурсов человека на фоне следующих симптомов - «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «расширения сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей»10. Наконец, фаза истощения характеризуется выраженным снижением общего энергетического тонуса и ослаблением деятельности нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

___________________

8 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. - 256 с.
9 Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. - 256 с
10 Там же.

Н.Г.Осухова11 выделяет четыре стадии выгорания. На начальной стадии, прежде всего, исчезает радость от работы. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с людьми, даже самыми близкими. Учитель чувствует внутри смутное раздражение. На второй стадии возникает отчуждение от людей, что проявляется в стремлении убежать от контактов с другими людьми. На этой стадии педагоги «срываются» на коллег и учащихся. Третью стадию Н.Г.Осухова называет «истощение»12. Это глубокое выгорание, затрагивающее личность в целом. Сопровождается головной болью или даже тошнотой, а после работы наступают апатия, сонливость или наоборот, - бессонница. Также наблюдается снижение иммунитета - частые недомогания и простуды. Завершающая стадия «разочарование и отчаяние» - ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни. Человек становится опасно равнодушным ко всем и всему, даже к собственной жизни. Безразлично всё: другие люди, любимая раньше работа и он сам13.

___________________

11 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осуханова. - Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.
12 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осухова. - Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.
13 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осухова. - Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.

Необходимо заметить, что синдром выгорания может развиваться как у учителей с большим стажем работы, так и у молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Высокий уровень выгорания учителей с большим стажем обусловлен длительным воздействием профессиональных стрессов, а у молодых учителей - вхождением в новую профессиональную сферу.

Итак, какие же внутренние ресурсы позволяют учителю в современной школе иметь устойчивость к выгоранию. По мнению Н.Г.Осуховой, устойчивы к выгоранию оптимисты, для которых характерно принятие жизни во всех ее проявлениях, любовь к своей работе, умение постоянно вносить в нее элементы новизны, принятие себя и других, обладание адекватной самооценкой. Устойчивы к выгоранию учителя, у которых присутствует уверенность в себе и в своем профессионализме14.

___________________

14 Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осухова. - Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011.-56 с.

В рамках профилактики профессионального выгорания учителя целесообразно говорить не только о психологической помощи со стороны психолога, а о самопомощи и самоподдержке. Психологическая поддержка педагогов в ситуации синдрома эмоционального выгорания, несомненно, важна и должна стать приоритетной в работе школьного психолога15. М.А.Дьячкова и Е.А.Шулепова считают, что эффективным средством профилактики являются тренинги, упражнения на развитие позитивного самовосприятия, «минутки настроения».16 Однако помимо диагностической, коррекционной и просветительской работы психолога с педагогами, эффективными средствами помощи «выгорающему» специалисту являются методы и приемы, способствующие формированию и развитию способности учителя к саморегуляции и самоподдержке. Другими словами, учитель должен иметь возможность помочь себе самостоятельно в стрессовой ситуации. Освоение учителями средств самоподдержки можно назвать основным направлением профилактики профессионального выгорания. Как пишет Е.Водопьянова, профилактические меры могут включать обучение социальным (коммуникативным) умениям, навыкам самоуправления и самообладания17. Говоря о самопомощи, можно отметить несколько приемов «скорой помощи» в напряженных ситуациях, при вспышках раздражения, например, активизация чувства юмора, глубокое дыхание, снятие мышечного напряжения - потягивание, напряжение-расслабление мышц, концентрация внимания на чем-либо - рассматривание цветов, деталей кабинета, вслушивание в звуки за окном, рассматривание карты, самоприказ - мысленное обращение к себе успокоиться, подавление негативных мыслей. Л.А.Иванова отмечает, что универсального рецепта от «сгорания» нет, - протекание процесса, способы выхода из него зависят от структуры и психологических особенностей личности18.

___________________

15 Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы. // Известия ВГПУ. 2018. С. 15-21.
16 Дьячкова М.А., Шулепова Е.А. Профессиональное выгорание педагогов и способы его профилактики. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1134384929/?page=2 (дата обращения 05.05.2020).
17 Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е. Старченкова, Н. Водопьянова. - Санкт-Петербург: изд: Питер, 2008.- С 112-120.
18 Иванова Л.А. Профессиональное выгорание педагога / Л.А.Иванова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 709-711. - URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 05.10.2020).

Необходимо отметить, что немаловажную роль в профилактике возникновения выгорания играет организация рабочего пространства учителя: наличие личного кабинета, его благоустройство и техническое оснащение. Наряду с этим, не меньшее значение, в рамках профилактики, имеет организация рабочего и свободного времени учителя: необходимы перерывы в течение трудового дня, отдых в выходные дни.

Таким образом, учитель, в связи с особенностями трудовой деятельности, может быть подвержен синдрому профессионального выгорания. Ученые выделяют несколько стадий выгорания, каждая из которых имеет свои проявления, что позволяет обнаружить проблему и принять меры коррекции. В рамках профилактики профессионального выгорания наиболее эффективны будут меры самопомощи. Универсального рецепта от выгорания нет. Как будет протекать процесс, способы выхода из него, будут зависеть от психологических особенностей личности. Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому учителю необходимо позаботиться о своем здоровье. Только позаботившись о самом себе, учитель сможет быть полезным своим ученикам.

Библиографический список

  1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В.Бойко.- Москва, 1996. - 256 с.
  2. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57 - 64.
  3. Бутова Л.А., Бычкова Е.С., Лыткина А.В. Исследование психоэмоциональных и поведенческих компонентов эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы. // Известия ВГПУ. 2018. С. 15-21.
  4. Старченкова Е. Водопьянова Н. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Е.Старченкова, Н.Водопьянова. - Санкт-Петербург, 2008. - С 258.
  5. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. / Н.Г.Осуханова. - Москва: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011. - 56 с.
  6. Дьячкова М.А., Шулепова Е. А. Профессиональное выгорание педагогов и способы его профилактики. - URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1134384929/?page=2 (дата обращения 05.05.2020).
  7. Моторина Н.А. Психотерапия профессионального стресса - URL: https://urok.1sept.ru/articles/686520 (дата обращения 12.04.21).
  8. Иванова, Л.А. Профессиональное выгорание педагога / Л.А.Иванова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 1 (105). - С. 709-711. - URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 05.10.2020).