Пояснительная записка
Как сохранить интерес студентов к иностранному языку на всём протяжении обучения? Этот вопрос интересует всех преподавателей иностранных языков. Сейчас студенты сталкиваются с обилием всевозможной дополнительной информации на английском языке, начиная с зарубежных учебников и заканчивая образовательными видеофильмами, видеокурсами и подкастами. Всю эту информацию о стране изучаемого языка нужно систематизировать, чтобы у учащихся сложилось ясное представление о ней. Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Практика показывает, что обучающиеся с интересом относятся к культуре, традициям и обычаям стран изучаемого языка. Уроки с элементами страноведения вызывают у студентов потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческим материалом.
В этой ситуации передо мной стояла задача пополнения имеющихся у учащихся знаний о стране новой информацией, дающей им более полное предоставление о ней. Особый акцент здесь делается на интенсивном развитии учебно-познавательных способностей студентов, необходимых для углубленного изучения языка и для самообразования. На факультативных занятиях учащиеся совершенствуют знания, умения и навыки, приобретенные ими за предыдущий период. Иностранный язык выступает здесь как эффективное средство, способствующее развитию интереса учащихся к выбранной ими области знания. Курс по страноведению предполагает более высокое качество межпредметных связей, расширение фоновых знаний по иностранному языку, модернизацию лексической базы и усиление мотивационного аспекта обучения иностранному языку. При моделировании программы по страноведению учитывается принцип системности, обеспечивающий уплотнение концентрации материала, позволяющий исключить прямое дублирование учебной информации.
Реализация программы по страноведению формирует единое культурное и информационное пространство, позволяет эффективно систематизировать знания из различных наук и учебных предметов, обеспечить организацию учебного материала как единой дидактической системы, направленной на реализацию комплексных учебно-воспитательных задач.
Тексты являются главным источником информации по каждой теме, а также основой для накопления лексического запаса студентов. Раздел «Comprehension" представляет собой набор упражнений, развивающих навыки чтения и устной речи. Цель этих заданий - проникновение в содержание текста, углубленное понимание отдельных его частей. Задания нацелены как на просмотровое и изучающее чтение, так и на умение выделить главное и второстепенное. Будучи познавательными, тексты служат целям развития мотивационных стимулов, реализующихся в упражнениях дискуссионного характера и коллективного обсуждения. Задания дискуссионного характера рассчитаны на значительную долю мыслительной самостоятельности учащихся при использовании полного объема страноведческой и лексической информации по данной теме.
Курс по страноведению «Великобритания» (1 час в неделю) запланирован на один год. Программа курса рассчитана на углублённое исследование страны изучаемого языка. При разработке программы и пособия были учтены требования программы к обучению английскому языку в колледже.
Цели и задачи курса
1. Цели курса.
Студенты должны получить знания:
а) по основным темам национальной культуры Британии (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образования и др.);
б) о социокультурных особенностях народа - носителя языка, что служит основой общения с людьми разных культур и разных профессий в различных ситуациях;
- научится понимать устные и письменные сообщения по темам, определенными данной программой;
- уметь критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
- уметь правильно и самостоятельно выражать свое мнение в учебной форме.
2. Задачи.
К концу курса студенты должны:
- знать и понимать особенности культуры и общественно-экономических отношений в Великобритании;
- понимать и вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая свое мнение и обоснования его;
- читать объемные текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой, исходя из собственного интереса при выборе текста.
Содержание курса
Исходя из собственных целей и задач, ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
1) лингвострановедческий компонент:
- знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их;
- знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящей стране; ее историей и географией; политической системой; культурой и образованием;
- текстовый материал, содержащийся в материалах по страноведению;
2) общеучебный компонент:
- учебно-организационные умения, связанные с формированием у учащихся способности работать в различных режимах; объективно и правильно оценивать свою деятельность.
- учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;
- учебно-коммутативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнёров по общению, обосновывать свою точку зрения.