Человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений - это функционально грамотный человек.
В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.
При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но метапредметных (когнитивные, коммуникативные, регулятивные).
В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.
Уроки должны быть выстроены так, чтобы каждая следующая тема показывала подросткам «границы» применимости предыдущих знаний, «заставляла» обучающихся искать новые ходы, способы для движения в предметном материале. Каждое новое занятие должно вооружать подростка новым способом действия. Виды работ на уроке также должны постоянно меняться.
Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ
- Объяснение и описание явлений
- Использование и построение моделей явлений и процессов
- Прогнозирование изменений
- Формулирование выводов на основе имеющихся данных
- Анализ данных и оценка их достоверности
- Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования и др.
Заданий по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение.
Особенности заданий по функциональной грамотности.
- Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
- Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;
- Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.
Примеры заданий по функциональной грамотности и этапы урока, на которых их можно применять.
В каждом виде грамотности встречаются вопросы разного уровня сложности. Учить детей надо начиная с малого. В урочной деятельности можно использовать задания низкого уровня сложности или задания, имеющие небольшое описание ситуации. В ВПР, и в заданиях ОГЭ и ЕГЭ простые виды заданий представлены.
1. Проверка домашнего задания или первичное закрепление изученного материала о механизмах закаливания.
Задание на применение методов естественно-научного исследования. Уровень - средний.
Проанализируйте предположения о том, что будет происходить с организмом человека при регулярном и постепенном закаливании (текст может быть предложен учителем или взят из учебника)
Организм постепенно адаптируется к низким температурам |
Да |
Нет |
Закаленный человек будет реже простужаться |
Да |
Нет |
Закаленный человек будет постоянно простужаться |
Да |
Нет |
У человека снизится риск развития кариеса |
Да |
Нет |
Подведение к теме урока или актуализация знаний в зависимости от темы урока.
Задание на применение методов естественно-научного исследования. Уровень - средний.
Рассмотрите четыре варианта постановки эксперимента с целью обнаружения углекислого газа. Выберите 2 из них, которые нужно сравнить, чтобы выяснить, выделяется ли углекислый газ.
2. Изучение нового материала.
Синтез информации из нескольких источников, работа с информацией и чтением. Уровень средний.
Работа с одним или несколькими текстами (учебник+ дополнительная литература) при составлении таблицы, схемы или инструкции.
Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при решении заданий по функциональной грамотности.
Наибольшие проблемы у учащихся вызывают задания на определение достоверности информации и выявление ошибочных суждений на основе анализа статистических данных.
Пример № 1. Выберите верное утверждение. (уровень низкий)
А. Главный корень у растений развивается из зародышевого корешка.
Б. Боковые корни развиваются на стебле и листьях.
Пример № 2. Найти ошибки в тексте (уровень средний), сравнить 2 текста на одну и ту же тему и найти несоответствия (уровень средний)
Пример № 3. Проведите сопоставительный анализ. (уровень средний)
Пример № 4. Анализ графиков и диаграмм, особенно, если в вопросе содержится одно или несколько отрицаний.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.
Литература
1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.