Под влиянием технологического прогресса современное общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентно способного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, обеспечение возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности, поэтому, помимо формирования определенных профессиональных компетенций молодым людям необходимо учиться быстро реагировать на происходящие изменения, учиться работать в новых условиях и непрерывно совершенствовать свои знания. Для достижения этой цели необходимо повышать свою грамотность, в том числе и математическую.
Учебная дисциплина «Математика»» является учебным предметом обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Дисциплина «Математика» входит в цикл общеобразовательных дисциплин образовательной программы среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, направлена на совершенствование и развитие общих (общеучебных) компетенций: коммуникативной, информационной, самообразование и самоорганизация.
Изучают Математику обучающиеся 1 курса всех специальностей. На специальности гуманитарного и социально-экономического профиля поступают выпускники 9 классов в основном с низким баллом аттестата по таким школьным предметам, как Алгебра и Геометрия, что влечет за собой слабую мотивацию к дальнейшему изучению этих предметов и как следствие, сложности в усвоении материала 10-11 класса. В большинстве своем это ребята, которые в школе испытывали сложности в усвоении учебной программы из-за наличия каких - либо социально-бытовых, или физиологических причин при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. По данным исследования факультета психологии МГУ М.В.Ломоносова [1, С. 291-313.] это слабо выраженные отклонения в функциях центральной нервной системы, такие как, снижение мышления, внимания, слухоречевой памяти, не сформированности процессов самоконтроля и саморегуляции, где следствием является: неумение обнаруживать свои ошибки, выполнение требований учителя не в полном объеме. Наличие 3 и более дисфункций, влечет за собой неудовлетворительные оценки и трудности в общении со сверстниками и учителями. Со стороны последних, можно услышать необоснованные обвинения в лени и нежелании учиться, что не может благоприятно сказаться на учебной мотивации. Как следствие, отсутствие материала школьной программы за 8-9 класс в зоне ближайшего развития обучающихся, то есть нет необходимого фундамента для освоения программы 10-11 класса, да еще и в ускоренном темпе. К сожалению, количество таких обучающихся растет с каждым годом, особенно на специальностях гуманитарного и социально-экономического профиля.
Еще одной трудностью является отсутствие учебников для системы СПО, так как обучающиеся изучают материал 10-11 класса по предметам «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия» за один год и за меньшее количество часов. Школьные учебники же содержат набор заданий, рассчитанный на более долгий срок обучения, что не удобно в использовании ни преподавателям, ни студентам.
Основной целью методического обеспечения занятий является восполнение пробелов в знаниях и повышение общего уровня развития обучающегося, что должно предупредить дальнейшие трудности в обучении и повысить учебную мотивацию. Занятия должны проходить в активном режиме, с частой сменой деятельности. Задания должны быть разнообразными, практико-ориентированными, в том числе могут использоваться дидактические игры с самостоятельной предметно-практической работой, что позволит развить наглядно-образное мышления, произвольность и т.д.
Для реализации этих целей необходимо время и усилия со стороны не только ребенка, но и родителей, поэтому каждый обучающийся должен иметь возможность выполнять задания в комфортном для него темпе, с опорой на теоретический материал и возможностью самопроверки знаний. Для этого необходимо учебное пособие, которое отвечало бы требованиям СПО.
Современные образовательные технологии позволяют устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создают условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяют реализовать принципы здоровьесбережения.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- игровые технологии;
- активные методы обучения;
- проблемное обучение;
- интегрированное обучение;
- модульное обучение;
- технология развивающего обучения;
- метод проектов;
Бурное развитие средств информационно-коммуникационных технологий предоставляет учебному процессу новые пути развития, в основе которых лежит использование компьютерной техники. Применение техники, дает возможность сделать занятие содержательным и интересным, облегчить понимание трудных вопросов, поднять научный уровень и творческий характер изложения. В качестве средства, повышающего эффективность учебной деятельности можно выделить электронные образовательные ресурсы - это ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру и предметное содержание, что позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся Их преимущество состоит в использовании новых инструментов визуализации информации и различных способов инициирования действий обучаемого. Это могут быть такие сервисы, как LearningApps - создание кроссвордов, викторин и даже соревнований, а так же коротких видео фрагментов с возможностью опроса по увиденному, что очень актуально для сегодняшнего поколения обучающихся. Новый формат представления материалов занятия с автопроверкой предоставляет платформа CORE, которая позволяет интегрировать как презентации, текст, видео, так и упражнения сервиса LearningApps, создавать тесты и видеть все прохождения урока обучающимися. Для отработки и закрепления навыков, а также для оценки знаний не заменима всеми полюбившаяся платформа Я класс и сервисы Google, в том числе Google Формы. Все эти и другие сервисы можно использовать как при дистанционном формате обучения, так и при очном. Ссылки на различные интерактивные задания и упражнения можно закодировать в Qr-кодах.
Приведенная разработка учебного занятия (см. Приложение) является примером занятия из сборника, содержащего набор практических работ по каждой теме предмета ОУД.05 «Математика» с ;интерактивными заданиями и ;контролем знаний в; виде онлайн-тестов. В начале занятия, в блоке «Теоретическая справка» предлагается ссылка на видеоурок по данной теме и краткую запись теоретического материала для самостоятельной подготовки и дальнейшего решения заданий.
Список литературы
- Хохлов Н.А., Словенко Е.Д. Нейропсихологические предикторы школьной неуспеваемости ;// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № ;3.
- Башмаков М.И. Математика: учебник для начального и среднего профессионального образования. - М.: Академия, 2014.
- Башмаков М.И. Математика. Задачник. М.: Академия, 2014.
- Атанасян Л.С., Бутузов Б.Ф. Геометрия 10-11 классы: М.: Просвещение, 2014.