Видеофрагменты на уроке иностранного языка - это часто используемый материал для работы. В данной статье предлагается модель урока немецкого языка с опорой на видео, она будет интересна преподавателям, которые хотели бы познакомиться с методикой и сравнить её с тем, что делают они, а также, безусловно, начинающим коллегам, которые хотели бы понять, как адаптировать интересный видеофрагмент для обычного урока. Кроме того, данная разработка апробирована и может быть использована на уроке в рамках модуля Эмоции, Свободное время, Каникулы. Тема урока/видеофрагмента: Wie hält man sich glücklich?
Источник материала - короткие видео на самые разные темы для изучающих немецкий Easy German. Видео имеет субтитры на немецком и английском языках, что крайне важно для понимания иноязычной речи в естественном и быстром для «неносителя» темпе говорения, и может подойти обучающимся, изучающим немецкий как второй иностранный. Серии небольшие по времени, что также является важным критерием отбора видео для учебных целей, и вполне могут быть проработаны за 1-2 урока. Предлагаемая в статье тема рассчитана на 1 урок. Также в качестве источника видеофрагментов можно назвать сайт www.dw.com, располагающий огромной коллекцией ресурсов для изучающих немецкий язык. Однако, следует отметить, что большинство материалов здесь требуют уровня А2.2 и выше.
Успешность работы с видео зависит от того, в какой мере учителем была проведена подготовительная работа, так как, несмотря на вспомогательную функцию видеоряда, бытовая устная речь носителей сложна для восприятия обущащихся.
В данном уроке работа над видеофрагментом по теме проводится в три этапа:
- подготовительный этап, когда вводится тема урока, происходит эмоциональное погружение в тему и активизация словарного запаса;
- основной этап работы предполагает упражнения по видео, направленные на общее и детальное понимание содержания фрагмента, расширение словарного запаса, развитие рецептивных умений. Видео просматривается минимум 2-3 раза, большее количество просмотров зависит от индивидуальных особенностей группы. Первый этап просмотра направлен на общее понимание содержания, второй этап - на детальное понимание, усвоение новой информации;
- завершающий этап закрепляет результаты работы и направлен на развитие продуктивных навыков, включает задания на продукцию устной письменной речи с изученными языковыми единицами.
Цель урока:
- развитие навыка понимания иноязычной речи на слух;
- расширение лексического запаса по теме эмоции, свободное время;
- знакомство с одной из сторон повседневной жизни Германии: любимые занятия, организация свободного времени в условиях пандемии.
Минимальный уровень владения иностранным языком: А 2.1.
Рассмотрим пример плана работы на уроке с использованием видео подробнее.
Структура и ход урока
Подготовительный этап урока
1. Приветствие, представление
2. Введение темы урока
Seht die Wörter durch, schaut das Bild an und denkt darüber nach, wie das Thema unseres heutigen Gesprächs heißt.
- Spaß bringen\machen - приносить удовольствие
- das Gefühl - чувство
- Freude bereiten - радовать, доставлять удовольствие
- genießen - наслаждаться
Рисунок 1
Ученики называют возможную тему урока. Unser heutiges Thema ist "Wie hält man sich glücklich?"
3. Подготовительные упражнения, активизация лексического запаса по теме, эмоциональное погружение в тему
Was macht uns glücklich? Seht die Wörter durch und sagt, warum kann uns das glücklich machen?
- das Sport - спорт
- die Sonne - солнце
- spazieren gehen - гулять
- der Freund - друг
- gutes Wetter - хорошая погода
Was macht ihr glücklich, nennt eigene Wörter zu diesem Thema
Ученики называют слова. Возможна визуализация ассоциограммы на доске или с использованием приложения XMind (ментальные карты).
Основной этап урока. Развитие рецептивных навыков
4. Работа с аудиовизуальным материалом
В рабочий лист можно включить словарь к видео, если этом есть необходимость.
Glossar zum Video:
- Zeit zu Hause verbringen - проводить время дома
- sich Mühe geben - стараться
- bewältigen - справляться
- sich an etwas strikt halten - строго придерживаться чего-то
- sich belohnen - вознаграждать себя
- etwas vermissen - скучать по чему-то
- sich (glücklich) halten - оставаться, поддерживать себя в определённом состоянии
- sich ablenken - отвлекаться
1 этап просмотра видео, общее понимание содержания
Sehen wir und das Video zum ersten Mal an und beantworten wir die Fragen danach. Zuerst besprechen wir die Fragen zum Video, Übung 1:
- Wo spielt sich die Handlung ab?
- Welche Jahreszeit ist es, wie ist das Wetter im Video?
- Wann wurde das Video veröffentlicht? Ist das Video aktuell?
- Welche Frage(n) stellt man an die Leute auf der Straße?
- In welchem Alter sind die Menschen im Video, die interviewt werden?
2 этап просмотра видео, детальное понимание содержания
Was hilft den Menschen im Video glücklich zu sein, sich glücklich zu halten? Lesen wir die vorgegebenen Varianten zuerst zusammen.
Was hilft den Menschen im Video glücklich zu sein, sich glücklich zu halten?
|
darum geht es im Video |
beim guten Wetter rausgehen |
|
Meditation, Yoga |
|
Rad fahren |
|
fernsehen |
|
Zeit für sich nehmen, nichts tun |
|
Sport treiben |
|
Bücher lesen |
|
Sachen machen, die Spaß bringen |
|
etwas Gutes essen |
|
am Computer spielen |
|
Zeit mit den Freunden verbringen |
|
Tanzen |
|
kochen, backen |
|
Kaffee trinken |
|
Seht euch das Video noch einmal an und markiert in der Tabelle die richtigen Punkte mit einem Plus / "+", Übung 2! Vier Punkte sind übrig.
Этап закрепления материала. Развитие продуктивных навыков
5. Использование нового материала в продукции собственной письменной/устной речи
5.1. Äußert eure Meinung, was tut ihr, um sich glücklich zu halten. Verwendet Wörter und Wendungen aus der Tabelle, Übung 2. Schreibt 5-7 Sätze im Heft, führtBeispielean.
Ученики отвечают на вопрос, обсуждаемый в видеофрагменте письменно используя лексику таблицы упражнения 2.
Tauscht die Hefte mit dem/der Nachbarn/in. Wenn euch die Meinung gefällt, lest das für die Klasse.
5.2. Es gibt viele Idiome über Glück, macht euch mit einigen bekannt und findet russische Äquivalente dazu.
Ученики выполняют интерактивное задание.
В качестве домашнего задания или резервного задания на урок можно предложить выбрать одну понравившуюся идиому и объяснить её значение по-немецки письменно или устно.
Таким образом, видео на уроке - это непростой материал, но при соблюдении основных этапов работы, видео (фрагменты) могут разнообразить урок и дополнить стандартные задания учебника.