Интерактивные формы работы на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


В настоящее время система образования РФ претерпевает важные преобразования, происходит этап становления новых стандартов, которые ориентированы и нацелены на конкурентоспособность отечественной системы образования и ее интеграцию в мировое образовательное пространство.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий.

Формированию личностных качеств в системе образования способствует развитие универсальных учебных действий как инвариантной основы образовательного и воспитательного процесса. После овладения учащимися универсальных учебных действий у учащихся появится возможность самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Среди разнообразия педагогических технологий особое место занимают интерактивные методы обучения, основанные на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В своей статье Н.Суворова дает следующее определение: «интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. <...>. Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения» [1].

Реализация методов интерактивного обучения позволяет максимально конструктивно организовать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.

Это такая организация процесса обучения и воспитания, в котором невозможно неучастие человека в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Принципы организации интерактивного обучения и воспитания:

  1. взаимодействие на основе диалога
  2. совместная деятельность в малых группах, фундаментом которой должна стать взаимосвязь на основе сотрудничества
  3. активно-ролевая (игровая) и тренинговая формы работы

Формы и методы интерактивного обучения бывают следующими:

  1. дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуации из практики, анализ ситуации морального выбора)
  2. игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые управленческие игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры)
  3. тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения

Одна из важнейших задач, сформировать урок так, чтобы каждый открыл для себя что-то новое, проявил инициативу, не остался безучастным на уроке. Именно поэтому я стремлюсь как можно чаще внедрять элементы технологии интерактивного обучения на уроках истории и обществознания.

Хотелось бы привести несколько приемов использования технологии интерактивного обучения

1) организация парной работы. Использовать данный метод можно для взаимопроверки, рефлексии, закрепления изученного на уроке материала. Примером использования данного приема может стать взаимный опрос на знание дат по истории. Опрос может быть проведен как в устной, так и в письменной форме. Обязательно перед выполнением проверки, обозначить для учащихся критерии оценивания работ

2) при обобщении и закреплении материала использую прием «горячий стул». Цель приема состоит в закреплении персоналий и исторических личностей. Один из учащихся садится на стул лицом к классу. На доске, за спиной учащегося, сидящего на «горячем стуле», записывается учителем (затем это может делать любой ученик из класса) имя исторической личности. Учащиеся класса должны приводить характеристики исторической личности, записанной на доске, не называя ее, а ученик, сидящий на «горячем стуле», должен отгадать, чье имя записано на доске за его спиной. Данная форма работы актуальна для 5-7 классов и формирует у учеников умение давать характеристику исторической личности, оценивать ее роль в ходе исторического процесса.

Например, при обобщении темы «Эпоха дворцовых переворотов» в 7 классе можно записать на доске имя А.Д.Меншикова. Возможные характеристики, которые могут быть названы учащимися:

«Герой Полтавской баталии», Фаворит Петра Великого, генералиссимус, лишен всех чинов, был отправлен в ссылку в Берёзово, где и провел остаток своих дней, Пушкин в одном из своих произведений называл его «Полудержавным властелином».

3) Еще одним эффективным приемом интерактивной работы является инсценировка интервью с исторической личностью. Перед детьми могут предстать Александр I, декабристы, Наполеон, Емельян Пугачев. В качестве исторических героев могут выступить, либо один, либо несколько учащихся, остальные ученики могут исполнить роль журналистов.

4) Исторические «Да - нетки». Данный вид работы представляет собой игру, в ходе которой для того, чтобы решить задачу, определить историческую личность необходимо задавать вопросы, ответом на которые будут только «да» или «нет». Пример из истории древнего мира:

«Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему однажды жизнь. Больше он его ни разу не использовал. О ком идет речь?» (Одиссей, который чтобы выбраться из пещеры Циклопа, прицепился снизу к овце)

Еще одним вариантом подобной работы может быть отгадывание учащимися исторической личности. Например, учитель загадал имя полководца. Кто он? Далее каждый ученик должен придумать соответствующий вопрос. Например, его имя связано с русско - турецкой войной? Или: он был современником Екатерины Великой? (А.В.Суворов). Игра продолжается до тех пор, пока ученики не назовут верно имя исторической личности.

Возможен вариант работы детей в команде, что позволит придать работе элемент соревновательности и конкуренции.

Подытожив все вышесказанное, хотелось бы отметить, что использование на практике интерактивные методы обучения приводит к повышению интеллектуальной активности обучающихся, что делает урок результативным и эффективным. Порой даже те учащиеся, которые на уроках ведут себя достаточно пассивно, включаются в деятельность с огромным желанием, предлагая оригинальные пути решения поставленной проблемы.

Список использованной литературы

1. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2000, №1.