Использование технологии «Стрелка планирования» в проектной деятельности педагога

Разделы: Общепедагогические технологии


Учитель - это профессия, требующая знаний, мастерства и творчества. Педагогу приходится быть в бесконечном поиске, примерять на себя различные роли, сочетая в себе функции преподавателя, воспитателя, психолога. Каждый его день превращается в спектакль. Какие только маски ему не приходится менять в течение дня: наставника, друга, мамы, лидера, оратора, клоуна…

Эти размышления дали старт нашему творческому проекту, работая над которым мы использовали технологию «Стрелка планирования» (она вполне подходит и для работы с детьми).

Проиллюстрируем данную технологию на примере нашего проекта.

1. Начинается работа с названия проекта. Мы назвали наш проект «Школа Смешариков». Герои российского мультипликационного сериала, как и мы с вами, не похожи друг на друга, у каждого есть свой характер, свои умения, взгляд на мир и увлечения. Каждый герой имеет определённые таланты и может чему-либо научить.

2. Находясь на следующей ступени, важно определить, что же мы собственно хотим, точнее, какой продукт (или продукты) желали бы получить в результате работы над проектом, к которому мы только приступаем. Наше видение - это театрализованная постановка и сборник, в котором наглядно отобразились бы результаты разносторонней деятельности учителя начальных классов.

Идея постановки такова. Конец учебного года. Уставший учитель, вынужденный работать под тройным прессом: повышенные нагрузки, все возрастающая активность контрольно-надзорных органов, сменяющие друг друга требования, немного задремал. И привиделась ему начальная школа, в которой уроки ведут разноплановые герои.

Совунья. Очень хозяйственная, обладает большим жизненным опытом. Активная, жизнерадостная. Любит чистоту и дисциплину. Учит правильно организовывать деятельность. У неё всегда можно получить дельный совет.

Лосяш. Интеллигентная и разносторонняя личность: ставит опыты, предсказывает погоду, может ответить на любой вопрос. Из всех Смешариков он самый эрудированный. Может организовать исследовательскую деятельность, подвести ребёнка к маленькому открытию.

Бараш. Романтик и мечтатель, любитель сочинять лирические стихи. Этому он учит нашу героиню - ученицу.

Пин. Учёный, изобретатель и конструктор. Не проходит и дня, чтобы Пин не придумал и смастерил что-то новенькое. В нашем проекте он развивает склонность ребёнка к изобретательству.

Нюша. Следит за своей внешностью и модничает. Она любит всё красивое, находит красоту во всём. У нас она учит видеть и создавать красоту.

Крош. Любит приключения вроде похода в горы или подводного плавания. В нашем проекте он очень спортивный, организатор подвижных игр.

Копатыч. Добродушный и хозяйственный. Занимается огородными делами, выращивает продукты для всех Смешариков. Он научит, как посадить деревья, цветы, как ухаживать за растениями.

Кар-Карыч. Артистическая натура. Он и музыкант, и фокусник. Организатор праздников, классных часов, концертов.

Ёжик. Серьёзный герой. Сочиняет рассказы, учит дружить. Инициатор игр.

Когда сон рассеялся, перед нами снова предстает учитель начальных классов, собравший все характеристики и таланты Смешариков.

3. Третий этап - определение целей предстоящей работы.

Наша цель - с помощью мультяшных героев раскрыть собирательный образ учителя начальных классов, который разбирается в азах каждого школьного предмета. Это многопрофильный педагог. Про него по праву можно сказать: «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

4. Цель поставлена, теперь нужно определить действия, т.е. задачи, необходимые для её выполнения. Что конкретно мы должны сделать? Прежде всего, сочинить сценарий, подобрать звуковое сопровождение, изготовить маски, распределить роли, отрепетировать, продумать рубрики журнала, их содержание, собрать необходимый материал, назначить ответственного за публикацию и презентовать продукты проекта.

5. Пятый шаг - это определение ресурсов, то есть того, что уже есть в нашем распоряжении. В качестве ресурсов могут выступать время, добровольные помощники, финансовые, информационные ресурсы. Какими же ресурсами мы располагаем? Прежде всего, человеческими ресурсами. У нас все педагоги способны к творчеству (сочиняют стихи, поют, инсценируют) и к созиданию (могут изготовить необходимые декорации своими руками, склеить музыку с помощью специальной программы, подготовить выпуск журнала). У одного из педагогов есть родитель, готовый помочь в подготовке шаров из папье-маше (это тоже человеческий ресурс). Есть у нас и материально-технические ресурсы, в частности, цветной принтер для издания журнала. Каждый учитель может выделить по пачке бумаги для изготовления шаров (это материальные ресурсы). Время тоже есть. Оно необходимо для подготовки проекта, т.к. он долгосрочный, и для репетиции.

6. Некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Мы вписываем их в поля «критические факторы успеха», чтобы потом всегда держать их на виду. Это вещи, без которых проект не сработает. В нашем случае, выпуск сборника не может быть осуществлен, если в принтере закончится картридж и если педагоги не отправят ответственному - редактору материал для закреплённой за ними странички. Или если не удастся придумать крепления для удержания шаров на голове. Или кто-то из педагогов по каким-либо причинам не сможет присутствовать на презентации продукта проекта. Всё это критические факторы успеха. Следовательно, мы должны скорректировать задачи. К тем задачам, что уже написаны, добавятся ещё несколько: решить вопрос с расходными материалами (нам нужен цветной картридж), держать на контроле рассылку материалов в отведенные сроки для оформления страниц журнала, рассмотреть и опробовать различные варианты креплений для шаров на голове, на случай форс-мажорных обстоятельств подготовить как минимум одного дублёра.

7. Седьмой этап - это поле «препятствия». Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком мы его выбрали. Если эти препятствия не устранить, то проект будет в целом осуществлён, но качество продукта (или продуктов) может оказаться низким или недостаточным. Не стоит тут дублировать вещи, упомянутые среди факторов успеха (без них проект может оказаться неосуществимым). Какие препятствия могут нас ждать? Сборник может оказаться неинтересным, содержащим только фотоотчёты. Ещё раз корректируем задачи. Добавляем: разместить на страницах сборника текстовый материал: интересные факты, примеры творческих заданий, справочный материал. Если не удастся порепетировать с микрофонами, это тоже может стать неким препятствием. Поэтому ещё одна задача - заранее договориться с администрацией о предоставлении необходимого оборудования и использовать его во время репетиции. Можно к препятствиям отнести и отсутствие момента внезапности, так называемого, «сюрпризного момента». Поэтому добавим задачу - продумать, как пронести «головы» героев, чтобы их заранее никто не увидел.

8. Итак, задачи дополнены. Учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную имеющуюся у нас информацию, перейдем к последнему полю «задания». Берем задачу - назначаем ответственного и время исполнения.

Итак, стрелка планирования заполнена. А теперь оглянемся

назад и посмотрим на полную картину. Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить всем учителям начальных классов. Каждый набор заданий ведёт к выполнению какой-то одной задачи, потому что просто был из неё выведен. Реализация всех задач гарантирует выполнение поставленной цели. И, наконец, эта цель, вытекающая по сути дела из нашей «придумки», записанной как «видение», автоматически гарантирует её исполнение.

Продукт нашего проекта мы можем использовать при проведении на базе школы городских и областных семинаров, когда возникает необходимость творчески представить педагогов методического объединения учителей начальных классов и показать результаты нашего труда.

Список используемых источников

  1. Бережнова Е.А. Азы социального проектирования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/detskoe-dvizhenie-i-uchenicheskoe-samoupravlenie/metodicheskie-materialy/v-pomoshch-kuratoru-uchenicheskogo-samoupravleniya/strelka-planirovaniya.html (дата обращения 25.02.2021).
  2. Козодаева Л.В. Планирование и проектирование деятельности. «Стрелка планирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crtdiytr.68edu.ru/files/1_40.pdf (дата обращения 02.03.2021).