Конспект урока литературного чтения. И.З.Суриков "Детство". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России», И.З.Суриков «Детство»


Цель урока:

Создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.
Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение, овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.

Планируемый результат обучения, формирование УУД

Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов;
- овладение навыками смыслового чтения;
- находить сравнения и олицетворение в стихотворении;
- представлять картины в стихотворении;
- применять навыки разных видов чтения изучающее, смысловое, выборочное, поисковое;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- участвовать в обсуждении;
- уметь пользоваться простейшим анализом поэтического текста;
- выразительно читать.
Личностные:
- овладевают навыками адаптации в обществе, принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности,
- стремятся развивать логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют самостоятельность эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции и понимать эмоции других.
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
- делать выводы о результатах совместной работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Оргмомент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Речевая разминка
Актуализация знаний

Показ слайда
- А урок мы начнём с речевой разминки:
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
- О чём в ней говорится?
- Кто из вас катался с горки на санках? Какие чувства вы испытывали?
- Прочитайте скороговорку хором медленно, четко проговаривая каждое слово.
- Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному? (Саня - означает имя человека Александр, имя собственное, сани - означает предмет, на котором катаются зимой)
- Почему сани оказались на Сане?
- Прочитайте первые две строчки скороговорки в медленном темпе, покажите голосом, как тяжело везти Сане санки в горку.
- Прочитайте две последние строчки в быстром темпе, покажите, как стремительно скатился с горки Саня.

Актуализация знаний

- Вслушайтесь в строчки стихотворения:

Где найти билет до детства,
Где купить любой ценой?
Я отдам любые средства,
Я хочу туда, домой.
Где лепили мы снежную бабу,
Где играли в футбол во дворе,
Как резвились мы до упаду
В высокой зелёной траве!

- Эти строки принадлежат взрослому поэту. Почему взрослый так сильно хочет вернуться обратно в детские годы?
- С каким разделом учебника мы работаем на уроках литературного чтения?

Мотивация познавательной деятельности + словарная работа

- Я предлагаю вам вместе с одним взрослым поэтом отправиться в это обратное путешествие - в далекое детство. И окажемся мы в деревне середины19 века. В рваной старой - ветхой шубенке (слайд) мы кубарем - стремительно, переворачиваясь с боку на бок, через голову скатимся с горки (слайд), кстати, кубарь - детская деревянная игрушка, которая вертится подобно волчку, от этого слова образовалось слово «кубарем». Нагулявшись, мы поскорее зайдем в деревянный одноэтажный дом - в русскую избу (слайд). В избе мы увидим, как дедушка плетет лапти (слайд) - крестьянская обувь, сплетенная из внутренней части коры дерева липы, а мама за прялкой - приспособление для кручения ниток - прядет нитки (слайд), а избу освещает лучина - деревянная щепка, вставленная в подставку - светец (слайд). Усталые заснем на печке, сон смежит наши глаза - закроет веки (слайд).
- А поможет нам все это увидеть, услышать, прочувствовать русский поэт. Отгадайте, какой.
- Рассмотрите слайд.
- По ключевым словам определите произведение и назовите его автора.
- Назовите оставшуюся фамилию.

Знакомство с творчеством автора

Знакомиться с биографией Ивана Сурикова будем следующим образом. Перед вами лежат листки с вариантами ответов. Вы внимательно слушаете мой рассказ и отмечаете на этих листках правильные ответы, ставя в окошке крестик. После мы проверим вашу работу.

Мой рассказ:
Иван Захарович Суриков родился 168 лет назад, в середине 19 века в небольшом селе Новосёлово Ярославской губернии в семье крестьянина. ПАУЗА
Ваня рос болезненным мальчиком, и мама, и бабушка любили маленького Ваню, заботились о нем, поэтому детство было радостным и счастливым. ПАУЗА
Когда автору исполнилось 8 лет, он с мамой переезжает жить к отцу в город Москву, где отец завёл небольшую торговую лавку. ПАУЗА
Ваня помогал отцу торговать в лавке. Когда Ване исполнилось 10 лет, его отправили учиться грамоте и письму не в школу, учили его две пожилые женщины из знатной купеческой семьи. ПАУЗА
Ваня увлекся поэзией, он с огромным желанием читал и заучивал стихи Александра Пушкина, Ивана Никитина, Афанасия Фета. ПАУЗА
Увлечение поэзией вызвало негодование у отца, которому нужен был помощник в лавке: «Тебе, сын, попом и писарем не быть, наше другое дело - торговое. А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Юный Иван слушал отцовы речи, но в свободные от работы минуты продолжал с жадностью читать книги и даже пробовал писать свои стихи. ПАУЗА
Познакомился с поэтом Плещеевым, который оценил талант поэта-самоучки и помог опубликовать стихотворения в печати.
Когда Сурикову исполнилось 30 лет, он опубликовал первый сборник стихов. Стихи были мелодичны и просты, они набирают большую популярность. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям. На поэта обратили внимание критики, талант Ивана Захаровича был признан. Знаменитый композитор Пётр Ильич Чайковский стихи поэта положил на свою музыку, так стихи расходятся по стране как песни. Многие произведения И.Сурикова стали народными песнями ПАУЗА
К сожалению, Иван Суриков заболел, болезнь быстро развивалась, лечение не помогало. В возрасте 39 лет Иван Суриков уходит из жизни.

Листок индивидуальной работы

1. Иван Захарович Суриков родился
□ 200 лет назад, □168 лет назад
□ в городе Новосёлово Ярославской губернии
□ в селе Новосёлово Ярославской губернии

Иван Суриков -
□ сын помещика
□ сын крестьянина 2.
□ Детство было радостным
□ детство было тяжелым

3. В возрасте 8 лет переезжает к отцу в
□ город Санкт-Петербург
□ город Москву

4. Ваня
□ не учился в школе
□ учился в школе

5.
□ не любил читать стихи
□ любимый поэт Александр Пушкин

6.
□ пробовал сам писать стихи
□ бросил поэзию, потому что запретил отец

7.
□ В возрасте 30 лет Суриков выпустил первый сборник своих стихов
□ стихи Сурикова получили большую популярность

8.
□ прожил долгую жизнь
□ прожил недолгую жизнь

Знакомство с названием произведения

- А с каким произведением мы сегодня познакомимся, определите в парах.
Выдать заранее листок для парной работы. Показ слайда.
- Соберите из букв слово. Буквы для этого расставьте в данном порядке.

- Произведение называется «Детство».

Постановка темы и целей урока

- Сформулируйте тему нашего урока полностью.
- Итак, тема нашего урока (показ слайда) Иван Захарович Суриков «Детство».
- Зная тему, сформулируйте цели урока. Показ слайда
Цель урока: Познакомиться с биографией… (И.З.Сурикова), с его произведением … («Детство»)
Будем учиться П…, В… и А… (правильно, выразительно читать и анализировать произведение «Детство»

Словарная работа

- В новом произведении есть слова, трудные для произношения. Потренируемся их читать.
Показ слайда (читаем по слогам и целым словом)
Све-рну-лись
Пе-ре-зяб-нешь (замерзнешь)
Со-гнув-шись
Ом-ра-ча-ли (огорчали)
Бре-дешь (идешь с трудом, медленно)

Физкультминутка

Упритесь в землю ногами,
Потянитесь к небу руками,
Воздуха чистого набери
И мысленно болезни отгони.

Первичное восприятие. Анализ первичного восприятия

- Познакомимся с новым произведением. Откройте учебник с. 72. Рассмотрите иллюстрации. Вы знаете название, увидели иллюстрации.
- Предположите, о чем это произведение?
- Приготовьтесь к прослушиванию произведения. Во время прослушивания аудиозаписи следите за чтением в учебнике и определите, верно ли ваше предположение.
Вопросы после чтения:
- Чей вариант ответа был более точным?
- От чьего имени написано произведение?
- Что вспоминает автор из своего детства?
- К какому виду жанра относится это произведение?
(Это стихотворение, так как есть рифма, ритм, короткая строка, переживания автора)

Физкультминутка

- Я буду называть разные слова. Если они есть в прочитанном стихотворении, вы делаете наклон вперед. Если таких слов в стихотворении нет, делаете наклоны в стороны.

Деревня, санки, снег, лыжи, сугроб, девочки, мальчишки, луна, солнышко, вьюга, пальто, валенки, огонек, сказка, белка, птица.

Выборочное чтение. Анализ вторичного восприятия

- Выберите и зачитайте строчки на с. 72 о зимних забавах деревенских детей. (вслух)
- Что вспоминал мальчик о катании с горки?
- Зачитайте строки, как себя чувствовал мальчик, свалившись в сугроб.
- Как друзья-мальчишки отнеслись к падению мальчишки?
- Я думаю, что и вам приходилось быть в неприятной ситуации. И вы больше не катались с горки и долго держали обиду на друзей?
- Наш герой был счастлив?
Вывод: Я согласна с вами. Обида на мальчишек, горечь от падения, холодный снег за шиворотом - это уже в прошлом и забыто, а вот ощущение счастья от катания с горки - сохранилось в долгой памяти автора. Я по себе это знаю.
- Продолжаем читать.
- Выберите и зачитайте на с. 73 о домашней обстановке в семье мальчика зимним вечером.
- Хорошо, уютно было ему дома?
- Кого мы видим в избе и каким делом занят?
- Почему маму поэт называет матушкой?
- Прочитайте, светло ли в избе?
- - И в этом таинственном полумраке самое время сказку услышать.
- Найдите и зачитайте строчки на с. 73, в которых говорится о большой любви к сказкам.
- А какую сказку бабушка рассказывала внуку?
- Почему - рассказать, а не прочитать?
- Зачитайте, что чувствовал мальчик, когда слушал сказку?
- Сердце замерло - мрет от страха или от восторга?
- Как поэт пишет о речи старушки? Почему так? (Бабушка рассказывает тихим, ровным, спокойным голосом)
- Продолжаем читать дальше.
- Вместе с автором побываем еще раз в этой чудесной сказке.
- Прочитайте весь сон мальчика.
- Зачитайте, каким сказочным героем видел себя во сне автор?
Вывод: Тревожный сон прервался у мальчика. Но ощущение волшебства и чуда сохранилось в памяти поэта.
- Найдите строки, в которых выражена ОМТ?
- Объясните, как понимаете эти слова.
Вывод: Жизнь сложная, состоит из маленьких и больших событий, огорчений и радостей, побед и неудач. Все случается даже в детской жизни. Порой маленькие огорчения кажутся ребенку большим горем, бедой, он тяжело переживает, но потом все проходит, забывается, а остаются в памяти самые светлые и счастливые воспоминания. Детство - действительно веселая, золотая пора, рядом с вами любящие родители, бабушки и дедушки, и от этого вы счастливы. Именно об этом и хотел рассказать взрослый Иван Суриков.

Творческая работа в парах

Зачем?

Задания напечатаны на листочках.
- Как любой текст, так и это произведение можно разделить на части.
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Перед вами деформированный план.
- Ваша задача: расставьте заголовки частей по порядку цифрами.
Проверка. Слайд.

Творческая работа в группах.

Класс разделить на группы. Выделить время для самостоятельной творческой работы в группах и время для проверки работы.

1 группа Сценаристы и режиссеры.
- Если бы вы писали сценарий и по нему снимали фильм «Детство», то ответьте на вопросы:
1. Сколько героев в стихотворении? _________
Перечислите их. _________________
Какой среди них главный? _______________
2. Восстановите план стихотворения. Расставьте заголовки частей по порядку цифрами.
…Бабушкины сказки.
…Волшебный сон.
…Катание с горы.
…Тихий вечер в семье.
…Наступление утра.

2 группа Музыканты и звукооператоры.
- Если бы вы сочиняли музыку и озвучивали фильм, то ответьте на вопросы:
1. Какие бы звуки вы подобрали к озвучиванию фильма? Выберите нужные.
Пение жаворонка, шум дождя, треск дров в печи, хруст снега, смех детей, скрип колеса прялки, шум вентилятора, урчание холодильника, кашель дедушки, молитвенный шёпот.
2. Какие музыкальные инструменты вы будете использовать? Выберите нужные.
Гитара, дудочка, скрипка, бубенчики, балалайка, гитара, гармонь, рожок, труба.

3 группа Историки.
- Подберите к лексическим значениям старинные слова. Выберите слова из справки.
Старый, сильно изношенный, дырявый, сломанный - ______________
Диковинный, волшебный - ____________
Группа людей, несущих охрану кого-либо, чего-либо ___________
Приспособление для ручного прядения нитей, приводимое в движение ножной педалью - _________
Схватил очень быстро, неожиданно - ______________
Медленно, с трудом идешь - ____________________
Справка: хвать, бредешь, прялка, стража, ветхий, чудный

4 группа Знатоки литературы.
Найдите и запишите прием олицетворения.
Вьюга (что делает?) _________________
Ветер (что делает?) ___________________
Солнышко (что делает, что сделало?) ____________

5 группа Эрудиты.
Заполните схему: Детство Ивана Сурикова - это что?

6 группа Творцы.
Иван Суриков написал о своем детстве зимой, предположите, как проходило бы детство летом?

Итог урока

- Мы возвращаемся из путешествия, из детства Ивана Захаровича Сурикова.
- С каким стихотворением познакомились?
- Определите основную мысль произведения? Или Что автор хотел сказать этим стих? (хотел рассказать о радостном детстве, поделиться радостными воспоминаниями)
- Отличается ли ваше детство от описанного детства?
ДЕТСТВО - счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, вы всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш город.

Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке? Нарисуйте смайлик на санках, соответствующего вашему настроению.