Урок музыки по программе Науменко Т.И., Алеева В.В., Кичак Т.Н. предназначен для углубления и систематизации знаний по теме «Ритм» в рамках освоения модуля «Средства выразительности музыки», и развития ритмического слуха у учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений.
Цели:
- деятельностная - развивать у учащихся навыки самоконтроля в процессе решения стандартных и нестандартных учебных задач;
- содержательная - актуализировать знания о ритме и его особенностях в танцах и исполняемых учащимися песнях.
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
- «овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
метапредметные:
- осознание многочисленных взаимосвязей музыки с жизнью и другими видами искусства;
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- творческий подход к решению различных учебных проблем;
предметные:
- анализ средства музыкальной выразительности - ритма;
- понимание жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров;
- исполнение вокально-хорового произведения с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы)» [3].
Педагогические технологии:
- коммуникативно-диалоговые,
- проблемного обучения,
- здоровьесберегающие.
Оборудование урока:
- компьютер;
- проекционная система;
- звуковоспроизводящая аппаратура;
- презентация «Вначале был ритм»;
- учебник - Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. 6 класс. «Дрофа», 2019 г.;
- раздаточный материал - лист «Рабочей тетради» по теме урока (Приложение 1);
- карточки для рефлексии (смайлики - Приложение 2);
- шкатулка для смайликов.
Ход урока
Номер слайда |
Содержание этапов урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Аспекты
|
Организационный этап |
|||
1 |
(Титульный слайд учитель не показывает учащимся. Демонстрация презентации начинается со второго слайда.) |
Предварительное проветривание кабинета перед уроком и проверка освещённости.
|
|
2 |
Приветствие.
|
Учитель. Здравствуйте, ребята!
|
|
Активизация необходимых знаний |
|||
3 |
Пластическое интонирование - разучивание движений к песне.
|
Учитель. Предлагаю исполнить песню Джорджа Гершвина «Хлопай в ладоши», которую мы разучили на предыдущем уроке, и украсить её движениями. Как вы думаете, какие движения удобно делать под эту песню?
|
Преодоление утомления и гиподинамии, полученных на других уроках в этот день.
|
4 |
Работа с учебником (§ 8) - повторение средств выразительности музыки. |
Учитель. Правильно. Назовите их.
|
Эмоциональное подкрепление учителем учащихся в процессе их ответов на вопросы. |
Формирование понятий и способов действий |
|||
5 |
Учитель. Верно. Тема урока «Вначале был ритм». Я знаю выражение «Вначале было слово». |
||
6 |
Цель урока - понять, почему можно говорить о том, что ритм был «вначале». Почему изучение средств выразительности музыки мы начинаем именно с ритма? |
||
7 |
Задача урока - убедиться на практике в справедливости утверждения: «Движение - это жизнь!». |
||
8 |
Погружение в тему урока - роль ритма в жизни человека и его свойства. |
Какие у вас есть версии того, что ритм существовал изначально?
|
Включение в содержание урока информации о работе ритмичной работе сердца и о её связи с состоянием здоровья человека. |
9 |
Учитель. Да. Вы обратили внимание на то, что проявления ритма в окружающем мире и внутри нас связаны с движением и подчиняются каким-то законам? Подумайте и назовите их. Но прежде обратите внимание на стройные ряды колонн древнегреческого храма, на форму амфоры. Если затрудняетесь, то можете воспользоваться учебником (§ 9, страница 42) и ответить на вопрос.
|
||
10 |
Формирование понятия «ритм». |
Учитель. Интересно, как в музыке проявляется порядок и симметрия? Что такое «ритм» в музыке?
|
Использование презентации - аудиовизуального вида включения учащихся в интеллектуальную деятельность. |
11 |
Учитель. Да. Скажите, какие жанры музыки тесно связаны с движением?
|
Учёт возрастных особенностей и ведущих сенсорных каналов восприятия при организации урока. |
|
12 |
Восприятие музыки Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса» и пластическое интонирование. |
Учитель. Я предлагаю вам, ребята, послушать очень известный вальс Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса». Ритм этого танца композитору навеял стук колес кареты, в которой он ехал. В таком случае ответьте, пожалуйста, что стало источником вдохновения композитора? Разве музыка?
|
Наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся при слушании музыки и пластическом интонировании. |
13 |
Анализ средств выразительности в вальсе Иоганна Штрауса. |
Учитель. Кто готов ответить на вопрос, в чём состоят особенности вальса?
|
|
Решение стандартных и нестандартных учебных задач |
|||
14 |
Определение на слух танцев по ритму. |
Учитель. Да. Чтобы хорошо танцевать необходимо чувство ритма. Предлагаю вам выполнить ряд заданий для развития чувства ритма.
|
Смена динамической позы: необходимость встать и подойти к интерактивной доске, чтобы включить ответ на вопрос.
|
15 |
(Звучит «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).
|
||
16 |
(Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского).
|
||
17 |
(Звучит «Болеро» М.Равеля).
|
||
18 |
Проблемная ситуация.
|
Учитель. Молодцы! Предлагаю представить себя радистами и «расшифровать» ритм знакомых вам песен с помощью «Азбуки Морзе». «Ключ» к расшифровке:
|
Методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций: использование знаково-символических средств «Азбуки Морзе» (элементы ролевой игры).
|
19 |
Проблемная ситуация.
|
Учитель. А теперь в «Рабочей тетради» выполните самостоятельно Задание № 2. Попробуйте «зашифровать» ритм первых двух строф песни «Погоня» из кинофильма «Неуловимые мстители». Учащийся, который справится с этим заданием первым, поднимает руку.
|
Дифференцированный подход к учащимся: на вопросы разного уровня сложности отвечают учащиеся с соответствующим уровнем освоения предмета. |
Динамическая пауза |
|||
20 |
Гимнастика для глаз под музыку вальса Иоганна Штрауса «Сказки Венского леса». |
Дети. (Выполняют движения:
Учитель. Под какую музыку вы выполняли движения?
|
Гимнастика для глаз проводится по классической схеме офтальмотренажёра В.Ф.Базарного. |
Обобщение полученных знаний |
|||
21 |
Что узнали? |
Учитель. Да. Чтобы обобщить знания о ритме предлагаю вам самостоятельно выполнить Задание № 3 в «Рабочей тетради»: дать краткие ответы на основные вопросы о ритме, которые станут планом вашего ответа на следующем уроке. Время выполнения задания - 5 минут. Приведите три примера ритма в окружающем мире. - Каковы коренные свойства ритма? - Что такое музыкальный ритм? - Какие жанры музыки связаны с движением? - В чём заключается неповторимое своеобразие ритма вальса? - Кто автор вальса, который мы сегодня слушали, и как он называется?
Дети. (Письменно отвечают на вопросы Задания № 3 в «Рабочей тетради».)
|
Неоднократное повторение в разных вариациях полученной в течение урока информации, способствующее закреплению знаний учащимися с разными уровнями освоения учебного материала. |
22 |
Вопрос 3. За наличие в ответе слов «длительностей нот» и «пауз» допишите ещё 2 балла.
|
||
23 |
Вопрос 5. За наличие в ответе слов «в размере 3/4» и «в чередовании (повторении) одной сильной и двух слабых долей» припишите ещё 2 балла.
|
Создание ситуаций успеха для разных категорий учащихся. |
|
Подведение итогов урока |
|||
24 |
Подведём итоги урока. Удалось ли нам достичь поставленной цели: понять, почему ритм был вначале? Поясните свой ответ.
|
Использование видов деятельности, непосредственно связанных с движением: дирижирование, гимнастика для глаз, хлопки в ладоши. |
|
25 |
Учитель. А ведь этим малышам никто не объяснял, что это танцевальная музыка. Просто ритм, который «был вначале», действует на людей магически. Он, видимо, совпадает с их пульсом, будит внутреннюю энергию. К чему чаще всего побуждает человека ритм?
|
||
Домашнее задание |
|||
26 |
Домашнее задание: прочитать § 9 учебника, ответить на вопросы к нему, нарисовать ритмическую композицию. |
Учитель. Молодцы!
|
|
Рефлексия |
|||
27 |
Какими видами деятельности занимались на уроке? |
Учитель. Ребята, я благодарю вас за сотрудничество на уроке! Назовите мне, пожалуйста, имена самых активных участников обсуждения темы урока.
Дети. (Называют свой выбор.) |
|
28 |
Определение учащимися степени освоения материала урока. |
Учитель. Я прошу вас взять смайлик (см. Приложение 2), соответствующий вашему настроению, и положить его в музыкальную шкатулку. Самый активный участник посчитает смайлики и определит «погоду» сегодняшнего урока.
|
Самоконтроль эмоционально-психологического состояния. |
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29.12.14 № 1644 и от 31.12.15 № 1577.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
- Алеев, В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка: 5-8 классы: программа, - М.: Дрофа, 2019.
- Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство: Музыка. 6 класс: учебник + CD (комплект), - М.: Дрофа, 2019.
- Блинова, Н.Г. Здоровьесберегающий урок: учебно-методическое пособие / Н.Г.Блинова, Л.А.Варич, А.В.Сапего / под ред. Т.М.Чурековой. - Кемерово, 2006.
- Палеев Г.И. От урока традиционного к уроку здоровьесохраняющему: Физиолого-педагогический аспект. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2002.
Источники иллюстраций
- Танцы на картинах - https://eho-2013.livejournal.com/108178.html
- Пещера - http://risovach.ru/tpls/1692939.html
- Первобытные люди - http://justclickit.ru/other/people.php?page=4
- Бегущие дети - https://webstockreview.net/explore/carnival-clipart-sports-carnival/
- Смена времён года - https://kartinkinaden.ru/11332-fon-vremena-goda.html
- Смена времени суток - https://www.youtube.com/watch?v=2AUQX7U5OYc
- Биение сердца - https://proprikol.ru/kartinki/krasivye-kartinki-serdcze-58-foto.html
- Парфенон - https://onedio.com/amp-haber/cogu-kisinin-daha-once-duymus-olmasina-ragmen-tamamini-bilmedigi-dunyanin-7-harikasina-dair-her-sey-780899
- Древнегреческая ваза - https://ru.dreamstime.com/стоковая-фотография-rf-ваза-image4951697
- Танцевальная пара - https://www.vectorstock.com/royalty-free-vector/professional-dancer-couple-dancing-in-costumes-vector-14924160
- Солдат - https://www.pinterest.se/pin/670543831992699760/
- Иоганн Штраус - https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Austria-02828_-_Johann_Strauss_the_Younger_(32116330053).jpg
- Ритм в графике - http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson10/
- Дети танцуют - https://foldberry.ru/id92019.php
- Смайлики - https://ru.dreamstime.com/стоковая-фотография-rf-confused-emoticon-image22051357
- (Ссылки активны на момент отправки статьи на публикацию - 20.06.2021 г.)