Методические рекомендации к уроку "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе"

Разделы: Химия


«Почти все процессы, которые встречаются в природе, в организмах всего живого или в земной коре, происходят в растворах»
В.Оствальд

Цель урока: сформировать умение решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».

Задачи:

  • формировать универсальное расчетное понятие «массовая доля» в теме «Растворы», применяя межпредметные связи химии и математики;
  • совершенствовать навыки решения расчётных задач по химии;
  • развивать основные приемы критического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся.
  • формировать умение участвовать в коллективном обсуждении.

Планируемый результат:

Личностные:

  • уметь управлять своей познавательной деятельностью;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

  • проводить : анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и уметь общаться, взаимодействовать с людьми, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные УУД:

  • знать базовое понятие « массовая доля»;
  • решать расчётные задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, калькулятор

Основные этапы:

  1. Оргмомент
  2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу
  3. Основной этап -Усвоение способов решения задач
  4. Закрепление изученных способов решения задач
  5. Контроль и самооценка изученных способов действий и сравнение результата с заданным эталоном
  6. Домашнее задание
  7. Подведение итогов урока

В жизни мы так часто пользуемся растворами что многие люди ставят знак равенства между раствором и веществом. Однако это не так. На предыдущем уроке ребята изучили тему «Растворы». На данном уроке - знакомятся с количественной оценкой их состава - массовой долей растворенного вещества. Учитель может подчеркнуть значимость темы урока для тех учеников, которые планируют продолжить свое обучение в классе естественно-научного профиля. Как показывает опыт, ученики сразу приходят к цели урока и предполагают его результат. Понятие «доля» как части целого вещества ученики уже изучали в курсе математики. Учитель, опираясь на это понятие вводит понятие «доля растворенного вещества» как отношение массы вещества к массе раствора.

Далее учитель переходит к решению задач на приготовление растворов ставя перед учащимися проблемные вопросы. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, предлагают пути решения.

Фото. Рабочий момент урока

Результат урока - Учащиеся изучают способы решения задач с использованием понятия «Массовая доля растворенного вещества в растворе».

В конце урока учитель проводит рефлексию, входе самоанализа деятельности на уроке, выясняет какие задачи или этапы решения вызвали у ребят затруднения, какие задачи требуют дополнительной отработки. Далее следует обсуждение домашнего задания и подведение итогов урока.

Можно предложить ребятам урок-практикум в виде игры. Например, назначить за решение каждой задача баллы и объявить, что они сегодня находятся на уроке зельеварения в Хогвадсе. Набирая определенное количество баллов они могут попасть на определенный факультет (можно провести опрос - кто на какой факультет стремится попасть). В конце урока можно подвести итог - у всех ли совпали желания и возможности, и если нет, то почему.

Презентация