«Почти все процессы, которые встречаются в природе, в организмах всего живого или в земной коре, происходят в растворах»
В.Оствальд
Цель урока: сформировать умение решать задачи с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».
Задачи:
- формировать универсальное расчетное понятие «массовая доля» в теме «Растворы», применяя межпредметные связи химии и математики;
- совершенствовать навыки решения расчётных задач по химии;
- развивать основные приемы критического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся.
- формировать умение участвовать в коллективном обсуждении.
Планируемый результат:
Личностные:
- уметь управлять своей познавательной деятельностью;
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Познавательные:
- проводить : анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Коммуникативные:
- уметь слушать и уметь общаться, взаимодействовать с людьми, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Предметные УУД:
- знать базовое понятие « массовая доля»;
- решать расчётные задачи на вычисление массовой доли растворённого вещества.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, калькулятор
Основные этапы:
- Оргмомент
- Актуализация знаний, подготовка к основному этапу
- Основной этап -Усвоение способов решения задач
- Закрепление изученных способов решения задач
- Контроль и самооценка изученных способов действий и сравнение результата с заданным эталоном
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока
В жизни мы так часто пользуемся растворами что многие люди ставят знак равенства между раствором и веществом. Однако это не так. На предыдущем уроке ребята изучили тему «Растворы». На данном уроке - знакомятся с количественной оценкой их состава - массовой долей растворенного вещества. Учитель может подчеркнуть значимость темы урока для тех учеников, которые планируют продолжить свое обучение в классе естественно-научного профиля. Как показывает опыт, ученики сразу приходят к цели урока и предполагают его результат. Понятие «доля» как части целого вещества ученики уже изучали в курсе математики. Учитель, опираясь на это понятие вводит понятие «доля растворенного вещества» как отношение массы вещества к массе раствора.
Далее учитель переходит к решению задач на приготовление растворов ставя перед учащимися проблемные вопросы. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, предлагают пути решения.
Фото. Рабочий момент урока
Результат урока - Учащиеся изучают способы решения задач с использованием понятия «Массовая доля растворенного вещества в растворе».
В конце урока учитель проводит рефлексию, входе самоанализа деятельности на уроке, выясняет какие задачи или этапы решения вызвали у ребят затруднения, какие задачи требуют дополнительной отработки. Далее следует обсуждение домашнего задания и подведение итогов урока.
Можно предложить ребятам урок-практикум в виде игры. Например, назначить за решение каждой задача баллы и объявить, что они сегодня находятся на уроке зельеварения в Хогвадсе. Набирая определенное количество баллов они могут попасть на определенный факультет (можно провести опрос - кто на какой факультет стремится попасть). В конце урока можно подвести итог - у всех ли совпали желания и возможности, и если нет, то почему.