Метапредметные результаты и их оценивание в предметах «Химия» и «Биология»

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Классы: 8, 9


Наряду с предметными результатами, результатом изучения предметов ЕНЦ являются - метапредметные результаты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - способы деятельности, универсальные учебные действия, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

К метапредметным результатам относят следующие умения:

  • регулятивные (самостоятельное определение целей, составление и реализация планов деятельности);
  • коммуникативные (продуктивное взаимодействие с людьми);
  • познавательные (в том числе проектно-исследовательские умения);
  • информационно-познавательные (работа с источниками информации, включая их критический анализ);
  • владение ИКТ;
  • рефлексивные (оценка собственных действий);
  • речевые.

Основное назначение естественных наук - решать познавательные задачи, поэтому центральными метапредметными результатами являются здесь познавательные умения. Это прежде всего элементы исследовательской деятельности и приёмы работы с информацией естественнонаучного содержания.

Но регулятивные и коммуникативные умения тоже в достаточной степени получают свое развитие на уроках естественнонаучных дисциплин. Так например, возможность формулирования цели при изучении естественнонаучного предмета возникает уже при рассмотрении какого-либо явления или процесса, а не только при выполнении проекта. Возможен и такой приём, целенаправленно тренирующий умение целеполагания: ученики получают для выполнения лабораторной работы объект исследования и всё необходимое оборудование, но задачу ставят перед собой сами.

В качестве методов формирования коммуникативных умений мы обычно в первую очередь рассматриваем групповую работу учащихся. В естественнонаучных предметах это групповое выполнение лабораторных исследований, проектов, решение проблем. Командные качества, лидерство, умение сотрудничать, слушать друг друга в процессе групповой деятельности, безусловно, развиваются, но всё это происходит достаточно стихийно и неравномерно. Но коммуникативные умения проявляются не только в групповой работе. Существует, например, такое важное (особенно для естественных наук) качество, как умение задавать вопросы: докладчику на семинаре, учителю на уроке, товарищу, рассказывающему о своей проектной или исследовательской работе. Сформулировать точный, продуктивный вопрос - значит увидеть проблемные места в предлагаемой информации, найти нужные слова, выбрать корректную и тактичную форму. Следовательно, развитию этого умения нужно уделять должное внимание: создавать условия, отводить место и время для его отработки и проявления.

Диагностика метапредметных результатов обучения в настоящее время рассматривается как одно из важнейших направлений оценки образовательных достижений обучающихся. Метапредметные результаты обучения в рамках ФГОС предполагают формирование большого числа самых разных видов действий и соответственно разнообразных диагностических процедур по оценке их достижения.

Основные ориентиры в оценивании учебных действий - учимся не для школы, не для моментальных эффектов и оценок, а для жизни.

Оценка метапредметных результатов ведётся в ходе первичного (стартового) оценивания, текущего (промежуточного) оценивания и в ходе итогового оценивания. Главная цель стартового оценивания - зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.

Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль - предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.

Одним из важных моментов оценивания на уроках ЕНЦ - это оценивание практических работ. Можно выделить несколько основных действий, которые можно оценить. Например, практическая работа 1 в 8 классе «Знакомство с химическим оборудованием» - проводится на 2 уроке. Эта работа позволяет оценить многие метапредметные умения на начальном уровне подготовки. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания, избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Такие проекты мы практикуем в качестве промежуточной аттестации по биологии и обучению здоровью. Так, учащиеся 6 классов после изучения курса ботаники выполняют учебный проект «Раннецветущие растения лесопарка Гузовского», где демонстрируют не только умения изготовления гербария, умения провести описания обьектов по предложенному плану, но и художественно - творческие умения по оформлению проекта. Проекты по обучению здоровью выполняются на такие темы как «Паспорт моего здоровья», «Я и мое здоровье», предлагается провести самоанализ собственного здоровья (физического. психического и социального) и предложить программу оздоровления.

Текущий мониторинг метапредметных результатов возможен через различные виды заданий:

Регулятивные

Лабораторные работы
Экспериментальные задачи
Практические работы
Расчетные задачи

Задания, позволяющие оценить способность планировать и проводить исследование:
- определять проблемы, цель; планирования своей деятельности
- находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы
- оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать
- самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания
- делать анализ проделанной работы и выводы

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников;
система заданий на составление знаково-символических моделей ( формул), структурно-опорных схем
Тестовые задания на соответствие
Терминологические диктанты
Устные ответы
Контрольные и проверочные работы
учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.

Задания, позволяющие:оценить способность понимать и передавать научную информацию, используя научный язык, символику
- умения работы с научной информацией и применить ее при решении проблемных вопросов
- умение проводить поиск и выделять необходимую информации для объяснения явлений
- умение производить выбор наиболее эффективных способов решения задач
- осуществлять структурирование знаний
Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения.
Задания, формирующие навык смыслового чтения через:
- прием составления сводной таблицы
- прием озаглавливания текста
- прием составления граф-схем
- интерпретацию информации

Коммуникативные

- Комплекс практических работ

- Работа в группах

- Проекты

- Уроки-конференции

- Дидактические игры

- Система заданий на развитие устной научной речи

Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие

Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие оценить
- эффективность работы в группе

- умение составить рассказ

- умение дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме
- умение задавать вопросы и отвечать на них
- умение оформить ответ в понятной. логической форме

Разные виды заданий способствуют формированию различных компетенций. Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.

Основным показателем достижения метапредметных результатов является освоение учащимися средств управления своей учебной деятельностью. Для эффективного самоанализа и самоконтроля необходимо знакомить учащихся с подробной инструкцией для оценивания заданий. Это помогает понять аргументированность оценки, определить пробелы в знаниях.

Метапредметные результаты можно считать сформированными, если обучающиеся демонстрируют их на разном материале, на разных предметах, в реальной жизни.

Основным показателем «хорошего» продуктивного учебного занятия является его насыщенность метапредметностью.