Физика - объективно трудный учебный предмет. Физику нельзя просто выучить, ее надо понимать. Физическое образование должно готовить российских школьников к жизни и работе в условиях инновационной экономики. Этого невозможно достичь без привлечения современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.
Вся система обучения по должна выстроена так, чтобы включить каждого ученика в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, формировать у них навыки XXI века (коммуникация, креативность, критическое мышление, командная работа (знаменитые 4 К). Это позволяет сделать урок физики современным - перейти от получения знаний к их поиску. Федеральный образовательный стандарт дал новые широкие возможности для решения извечных проблем: как и чему учить? В образовании стали появляться новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения учителя и ученика.
Стало ясно, что только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в современном обществе:
- умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально-экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя необходимые знания, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни и профессиональной деятельности;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией.
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций.
Физика, относится к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться основная задача - пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики. Чтобы учение не превратилось в скучное и однообразное занятие, необходимо на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.
В своей работе на уроках физики для реализации ФГОС я использую следующие образовательные технологии:
- проблемное обучение и эвристические беседы;
- научно-исследовательскую деятельность;
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технология опорных схем.
- Кейс-методы
Познавательная активность учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету, созданию на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся.
Использование проблемного обучения позволяет учащимся даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить учащихся к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такой подход в обучении позволяет ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.
Использование технологии проблемного обучения предусматривает на уроке:
- актуализацию опорных знаний;
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы;
- доказательство гипотезы или догадки;
- проверка правильности решения проблемы.
На уроках я конструирую свои или предложенную в учебнике исследовательскую задачу. Ученик ищет способ ее решения. В трудных случаях я помогаю ученикам. особенно слабым, , но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления и выражения собственного мнения и нахождения собственного решения. Часто я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, тем самым развивая у учащихся стремление разобраться и устранить их. При этом отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.
В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы является формирование у учащихся исследовательской компетенции. Надо отметить, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором.
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)
4. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и составляют тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
В настоящее время возрастает значимость политехнической подготовки учащихся средней школы, что определяется особенностями современного этапа социального развития. Для развития технического мышления у обучающихся, самое главное - создать у школьника установку на творческий поиск. Во время подготовки к академическим боям, где приходиться работать в команде, где именно слаженная работа всех участников дает результат, необходимо дать раскрыться всем. Главное ,раскрыть способности каждого, чтобы каждый чувствовал значимость, ответственность. Особенно эта методика работы дает результат при постановке эксперимента команде соперников. Задача не из лёгких -заинтересовать, удивить, поставить в тупик! В этом случае я для развития технического мышления использую методы, позволяющие активизировать учебную деятельность учеников и осуществлять интенсификацию учебного процесса. К ним относятся:
- метод мозгового штурма - заключается в том, что задачу предлагается решить группе обучающихся, и на первом этапе решения они выдвигают различные гипотезы, порой даже абсурдные. Набрав значительное количество предложений, детально прорабатывают каждое из них;
- метод новых вариантов - заключается в требовании решать задачу по-другому, найти новые варианты, решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск, тем более что можно просить найти новый вариант и тогда, когда уже имеется несколько решений;
-
метод скоростного эскизирования заключается в том, что при решении новых задач обучающимся может быть предложено непрерывно «рисовать» процесс размышления - изображать все конструкции, которые приходят в голову. Школьников это приучает к более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса творчества,
Одним из наиболее известных методов обучения техническому творчеству является проектный метод, который осуществляем в урочной и во вне урочной деятельности, при подготовке к школьным или городским конференциям.
Алгоритм проектного обучения техническому творчеству выстраиваю следующим образом:
- этап проектирования: зарождение идеи и установление проблемы; добывание необходимых сведений; осмысление идеи; создание мысленного образа проекта; определение и формирование конкретной модели в виде схемы, в виде технического рисунка; первоначальная экспертиза образного варианта модели; мысленная обработка схемы проекта модели (размеры и формы деталей и их количество); осмысление технологии изготовления проекта; подбор материалов и необходимых инструментов; подготовка рабочего места;
- этап конструирования: выполнение технического рисунка модели проекта в перспективе; поиск путей решения проблемы; техническая экспертиза макетного варианта и выбор базового; определение технологии изготовления модели;
- технологический этап: разработка алгоритма технологии изготовления модели, прогнозирование, уточнение назначения деталей модели и способов их соединения, разработка технологических операций выполнения модели, работа с операционно-технологическими картами, соблюдение техники безопасности труда, изготовление модели, испытание модели.
- этап оформления: оформление проекта (обоснование выбора проекта, краткое описание технологических процессов изготовления модели, чертежа, рисунка, схемы); подготовка фотоматериалов, составление проектной циклограммы; экономические расчеты по себестоимости; маркетинг (реклама, оценка спроса, перспектива рынка); прогнозирование (что можно внести нового в совершенствование изделия).
- защита проекта на уроках или конференциях.
Беда в том, что, именно, научить учиться - задача и для учителей во много раз сложнее, чем просто передавать им, пусть и самые хорошие, знания. В своей педагогической практике я ищу приёмы и технологии, которые помогут детям именно учиться добывать знания и понимать зачем они это делают. И в этом мне помогает «кейс-метод», который я использую внутри технологии деятельностного обучения. Кейсы бывают абсолютно разные: тематические, научные, кейсы-инструкции, видео кейсы, но все они обязательно должны содержать реально возможную ситуацию из жизненного опыта людей. А так же в кейсе должны быть противоречия, которые дадут возможность рассуждать и ставить перед собой вопросы. Данную технологию я применяю в своей практике. Она даёт возможность детям понять, почувствовать, что физика окружает нас в жизни, в природе. Без знаний данного предмета человек не может грамотно оценить многие ситуации в жизни, найти правильный выход. Сложная наука превращается в науку жизненно необходимую любому человеку. Ученик начинает понимать, что знания по физике поднимают его не только на новую ступеньку его физико-технического образования, но и дают возможность ощутить себя культурным, грамотным человеком.
Кейсовую технологию я регулярно использую на уроках физики в 7 и 8 классах, и так поступаю я обдуманно. Именно в 7 и 8 классах начинают закладываться основные фундаментальные знания, которые должны быть получены не через волевое усилие, а именно через интерес, это моё твёрдое убеждение. Уроки в 7 и 8 классах должны быть очень динамичными, эмоционально насыщенными, понятными. Цель каждого урока должна исходить из необходимости именно данного конкретного ребёнка в изучении предложенной темы. Кейсы помогают ребёнку понять зачем изучается данная тема, где могут пригодится ему полученные на уроке знания.
Различают несколько методов работы с кейсами:
- метод инцидентов;
- метод разбора деловой или технической документации («баскетметод»);
- игровое проектирование;
- ситуационно-ролевая игра;
- метод дискуссии;
- кейс-стади.
Представлю вам один из видов работы на уроке с кейсом. Для этого предложу вам фрагмент самого первого урока физики в 7 классе. На этом уроке я использую метод ситуативно-ролевой игры по кейсу. Вот к примеру фрагмент урока:
- Мой любимый предмет в школе - конечно физика. Но я точно знаю, что физика трудная наука, но в тоже время очень интересная. Но сегодня я хочу, чтоб в это поверили и вы и захотели её изучать.
Ну, во-первых, с чем у вас ассоциируется слово ФИЗИКА? (техника, опыты, природа, бытовые приборы). А откуда вы это узнали? (книги, рассказы друзей, родителей, телевидение, интернет и др.)
Как мне вас постараться убедить, что физика нужная и интересная наука? (Показать опыты) Да, вот например один. В дальнейшем, мы с вами разберемся, в чём суть и изюминка опыта, а также посмотрим много других опытов. А сейчас я решила дать вам обсудить вот такой небольшой кейс. Будьте внимательны.
КЕЙС №1
Однажды, совершенно незнакомые друг другу люди, ехавшие в 7 вагоне поезда «Оренбург - Москва» оживлённо разговаривали и спорили о науке физике.
Молодая девушка Олечка рассказала, что она студентка педагогического института, и что она - будущий учитель физики.
- Почему ты выбрала именно этот предмет, ведь он такой сложный? - спросила Марина Леонидовна, которая была экономистом со стажем.
- Да вы знаете, какая это интересная и важная наука! Физика - это всё то, что окружает нас в жизни, в природе, в быту! Физика - она вокруг нас!
- Как это верно! - вступил в разговор врач Егор Семёнович, - без достижений физики сегодняшняя медицина была бы «без глаз» и «без рук», ведь основа современной медицинской диагностики базируется на достижениях физики, а как с помощью физики продвинулась на немыслимые высоты хирургия и терапия!
- Верно! - сказал семиклассник Сергей, - я читал в интернете, что теперь можно излечить от слепоты даже людей незрячих от рождения. В зрачки вживляют видеокамеру, которая видеосигнал по припаянным к ней лазером нервным окончаниям, передаёт в мозг и у человека формируется изображение! Представляете!
- Вот именно! - обрадовано сказала Ольга, - вот какой замечательной наукой я занимаюсь!
- Всё это от Лукавого! - убеждённым и ровным голосом сказал, молчавший до этого, Николай Фомич, - нельзя вмешиваться в созданное природой! Нельзя! Я против этого, а значит и против физики!
Вопросы к кейсу:
- Попробуйте продолжить кейс, отстаивая позицию либо «за» либо «против» науки физики. Для этого выберите себе роль и аргументируйте свою точку зрения.
- Можно ли почерпнуть новые знания из данного кейса? Все ли факты можно назвать научными?
- Возникли ли у вас вопросы по кейсу, на которые вы бы хотели найти ответы?
- Поставьте, опираясь на кейс, для себя задачу к следующему уроку.
Кейсы бывают абсолютно разные: тематические, научные, кейсы-инструкции, видео кейсы, но все они обязательно должны содержать реально возможную ситуацию из жизненного опыта людей. А так же в кейсе должны быть противоречия, которые дадут возможность рассуждать и ставить перед собой вопросы.
Технический интерес является ценным качеством личности подростка, является мотивом деятельности по подготовке к профессиональному самоопределению. Занятия техническим творчеством способствует формированию у школьников не только общетехнических, но и конкретных профессиональных интересов. В настоящее время общеобразовательные школы нашей страны нуждаются в лабораторном и демонстрационном оборудовании. В некоторой мере недостаток школьного учебного оборудования может быть восполнен изготовленными учителями с привлечением учащихся приборами, моделями, макетами, плакатами и т.д. Применяя их, можно значительно расширить возможности школьного физического эксперимента. Тем более, что сам процесс изготовления самодельных приборов представляет большую ценность в учебном и воспитательном отношениях. Изготовление приборов ведет за собой не только повышение уровня знаний, но и выявляет основное направление деятельности учащихся, развивая технический интерес школьников. В этом году, при переходе на дистанционное обучение многие учащиеся самостоятельно ставили физические эксперименты в домашних условиях, изготавливали психрометры, электрические моторчики. Просматривая видео учеников, заметила, что эксперименты ставились всей семьей, а иногда, возможно, это главное!