Организационная информация
Предмет: Окружающий мир.
Педагоги: учитель начальных классов и учитель-логопед.
Класс, специфика обучения: 3 класс, обучающиеся с ЗПР.
Продолжительность урока: 40 мин.
Фотоотчёт: https://drive.google.com/open?id=1vbpfANkRGJSHgnQOV7XEbNkK0iH0SfFQ725uD1e-nLE
Методическая информация: УМК «Школа России»: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: проблемный урок смешанного типа.
Тема: Великий круговорот жизни.
Цели:
- Деятельностная: обучение детей новым способам нахождения знаний о круговороте жизни на Земле, введение новых понятий, терминов.
- Содержательная: обогащение и актуализация словарного запаса детей с ЗПР путём формирования системы новых понятий, расширения знаний обучающихся за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с основными звеньями круговорота жизни, их составом и функциями.
- Развивать умение анализировать информацию, делать обобщения, формулировать выводы; способствовать развитию речи, внимания, мышления, исследовательской и творческой деятельности путём использования активных методов обучения.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятия «Круговорот жизни», звеньев круговорота жизни, их состава и функций.
Формирование УУД:
Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и эмоциональных чувств, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- мотивация к учебной деятельности;
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения целей, границ «знания» и «незнания»;
- навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия; развитие экологического сознания.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке, планирование и выполнение задания в соответствии с целью, определение критериев оценивания и обоснование своего мнения, учёт правил в контроле способа решения, умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- осознание качества и уровня усвоения темы, умение высказывать своё предположение;
- прогнозировать результат и уровень усвоения знаний.
Коммуникативные:
- адекватное взаимодействие в группе при выполнении учебного задания, умение оформлять свои мысли в устной форме;
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение договариваться, приходить к общему решению, слушать и понимать речь других;
- интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества с командой;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение взаимно контролировать действия друг друга.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добыча новых знаний: умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение формулировать познавательную цель;
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы;
- умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выделять необходимую информацию; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- умение сравнивать, классифицировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать, делать выводы.
Организация работы:
- частично-поисковая деятельность;
- фронтальная, индивидуальная, групповая;
- дифференцированные задания по уровню сложности.
Ресурсы урока:
- Проектор
- Ноутбуки
- Экран
- Учебник «Окружающий мир», 3 класс, часть 1, автор Плешаков А.А.
- Макет солнца с цветными лентами.
- Цветные пазлы (разрезанные картинки), маркировка столов (цветные жетоны)
- Памятка-самооценка
- Индивидуальные оценочные листы
- Весы (рычажные)
- Ароматы (сосна, мята, лимон)
- Карточки: «производят», «потребляют», «разрушают»; «производители», «потребители», «разрушители»; таблицы со звеньями и функциями;
- Картинки героев мультфильма, водорослей, морских бактерий, рыбок.
- Тюль для игры
- Магниты
- Клей
Онлайн-сервисы:
- Сервис сокращения ссылок https://goo-gl.ru.com/
- Видеоматериалы - отрывок из мультфильма «Король Лев»,
- https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 или https://drive.google.com/open?id=1W4L7SrOCWNexEHkugMruTL0WCMPkVwmq
- «Сказка о старике и сове» в 2-х частях. https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A
- Программа H5P: Интерактивное видео с заданиями «Грибы» https://h5p.org/node/29082
- Программа https://learningapps.org/ для создания мультимедийных интерактивных упражнений:
- Игра-закрепление «Велиий круговорот жизни» https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20 Тренажёр «Кроссворд о грибах» https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18
- Google-формы (презентации): Презентация «Великий круговорот жизни».
- https://drive.google.com/open?id=190J6UYhHLA5t9oVJt8RJWoRw4zOwGgw409Xo1xKYM1s
- Электронный образовательный ресурс к урокам окружающего мира: СД-диск к учебнику (А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях).
Ход урока
I этап - Мотивационный этап
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности: «хочу - надо - могу»
А) Цветотерапия
Цель: Осуществление психоэмоционального настроя детей через использование цветотерапии.
Слайд-2. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»
Приём «Солнечные лучики»
Учитель-логопед держит макет солнца с цветными лентами - лучами над головой.
Учитель: - Ребята, протянем руки к солнцу, выберем цветную ленту, почувствуем себя тёплыми цветными лучиками и поделимся теплом с друзьями, подарив улыбки.
Учитель-логопед:
Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принес в своих ладонях
Теплоту, частицу солнца.
Б) Дыхательная гимнастика.
Цель: Формирование дыхательного аппарата, укрепляя физиологическое дыхание; развитие плавного, длительного вдоха и выдоха, поднятие общего жизненного тонуса, укрепление психофизического здоровья обучающихся путём дыхательной гимнастики.
Учитель-логопед: - Ребята, давайте немного отдохнём. Сделаем глубокий вдох носом, а выдыхаем через рот. (Повторяют несколько раз)
Учитель: - Мы рады видеть всех вас здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мы уверены, что такое настроение у вас сохранится на протяжении всего урока. А для этого вы должны быть активными и внимательными. И тогда у нас всё получится!
II этап - Этап актуализации знаний по предложенной теме
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
А) Приём «Пазлы»
Цель: Создание команд для работы по теме урока.
Учитель: - Цветные лучики помогут нам разделиться на 3 группы для работы на уроке. Для этого выберите цветной пазл и соберите картинку. Обратите внимание на маркировку столов (цветные жетончики)
- У нас образовалось 3 группы: «Дерево», « Животное», «Гриб» (Картинки из мультфильма).
- Что общего между этими предметами? (Относятся к живой природе)
А разве грибы - это не растения? (Это отдельное царство)
Почему грибы выделены в отдельное царство: не относятся ни к растениям, ни к животным? (Растения производят органические вещества, а грибы нет; животные заглатывают пищу, а грибы всасывают ее)
- Так на какие 2 группы делится природа? (Живая, неживая)
Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни, почва…)
Назовите признаки живой природы (представители живой природы рождаются, питаются, дышат, растут, размножаются, умирают)
- На какие же царства (классы) можно разделить живую природу? (Растения, животные, грибы, бактерии)
Б) Проверка домашнего задания
Учитель: - Какое царство мы изучили на прошлом уроке? (Царство грибов)
Проверим ваши знания. Оценивать себя будете самостоятельно, результаты сами будете вносить в Оценочные листы.
Но вначале обсудим критерии.
В каком случае вы поставите ! ? + -
В) Памятка-самооценка по этапам урока с критериями (сначала характеристика знаков закрыта)
- ! - это я знаю, легко справился
- + - новая информация, которая понятна
- - - информация не совсем понятная
- ? - информация непонятна или недостаточна.
1 группа - Интерактивное видео "Грибы" https://h5p.org/node/29082
Просматривая видео, обращайте внимание на места остановки (круглые кнопочки, которые содержат вопрос)
2 группа - 2 задания диска СD к учебнику (1 часть. В царстве грибов)
Помогаем дополнительными вопросами
3 группа - кроссворд https://learningapps.org/display?v=p2r0rietj18
- Верхняя часть гриба (шляпка)
- Часть гриба, находящаяся в земле (грибница)
- Часть гриба между шляпкой и грибницей (ножка)
- Как по-другому называется ножка гриба (тело)
- Лекарство для лосей (мухомор)
- Поставьте соответствующий знак в оценочный лист под изображением гриба.
III этап - Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
Цель: Создание условий для определение темы урока.
Приём «Мультфильм»
Учитель-логопед: - Ребята, вы на внеклассном чтении познакомились с книгой «Король лев». Помните, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
(Он сказал: - Надо уважать все живые существа - от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!)
- А что ответил Симба?
(- Но ведь мы едим антилоп! - воскликнул Симба)
- Что объяснил Отец сыну?
(- Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. - Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Слайд-3
Учитель: - Давайте посмотрим отрывок из знаменитого мультфильма «Король Лев» и определим главную мысль? https://youtu.be/Cx_qnePlHh4 или https://drive.google.com/open?id=1W4L7SrOCWNexEHkugMruTL0WCMPkVwmq
(Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»
Какая же тема урока?
Слайд-4.
Тема: Великий круговорот жизни.
IV этап - Осуществление первого пробного действия
Цель: ориентировка в разных способах выполнения задания, использование приобретённых знаний и умений при выполнении задания, выполнение учебного действия в соответствии с учебным заданием, представление результата своей деятельности.
Учитель: - Ребята, мы на окружающем мире уже касались круговорота в природе. О каких круговоротах говорили? (круговорот воды, цепи питания).
- Что собой представляют круговороты природы (цепи)
- Из чего состоят цепи питания? (из звеньев)
- Какую же учебную задачу мы поставим на уроке?
(Разобраться, что из себя представляет великий круговорот жизни и из каких звеньев состоит цепь великого круговорота жизни?)
- Оцените свою деятельность, поставьте знак под картинкой из мультфильма.
V этап - Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
Цель: выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Приём "Весы" - ожидания и опасения от урока
Учитель-логопед: - Сейчас на чашу весов положим свои ожидания от урока и опасения.
Физминутка «Ароматерапия»
Цель: восстановление сил, получение эмоциональной разрядки.
Дети по группам определяют запахи (цитрусовые, хвойные, мята)
Учитель: - Закройте глаза и включите своё воображение, какой предмет вы представили? (сосна, ель, лимон, мята)
VI. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения
Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Приём «Работа в группах»
Учитель: - Какие функции выполняют представители ваших групп? Растения? (производят органические вещества на свету с помощью углекислого газа и воды)
Учитель-логопед: Какое главное слово-глагол подходит вашей команде? Что делают растения? (производят).
Учитель: - Какие функции выполняют животные? (потребляют органические вещества, произведённые растениями, и едят животных)
Учитель-логопед: - Какой глагол подходит животным? (потребляют)
Учитель: - Какие функции выполняют черви, грибы. Бактерии? (разрушают мёртвые остатки растений и животных. Перегнившие остатки разлагаются и образуются неорганические вещества - необходимые растениям соли).
Учитель-логопед: - Какой глагол подходит вам? (потребляют)
Кладём карточки в каждую команду со словом:
- Производят
- Потребляют
- Разрушают
Учитель: - Подтвердите ваши ответы картинками. Для этого вам надо выбрать те, которые соответствуют животным, растениям, грибам.
В каждой группе - картинки-помощники.
- Команда «Животные»:
Животные едят траву. Покупатели в магазине приобретают товары, являются потребителями.
- Команда «Растения»:
Схема растения производят органические вещества. Гончар изготовляет кувшин.
- Команда «Бактерии»:
Бактерии, перегной. Развалины, разбитый кирпич.
VII этап - Реализация выбранного плана по разрешению затруднения
Цель: Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
- Работа с картинками.
Учитель: - Объясните, почему выбрали именно эти картинки?
Учитель-логопед: - Подберите однокоренные слова к глаголам. Как же называют тех, кто производят? Потребляют? Разрушают?
Поставили таблички: Производители. Потребители. Разрушители.
- Работа с логопедом по произношению слов на карточках.
- Работа с таблицей.
Учитель: - Обобщим знания, заполнив таблицу. https://learningapps.org/display?v=pq0kbtxsn20
Название звена |
Состав звена |
Функция |
Вывешиваем и на магнитную доску, прикрепив магнитами.
- Вот и создали Великий круговорот жизни!
Название звена |
Состав звена |
Функция |
Организмы-производители |
Растения |
Производят питательные вещества (сахар, крахмал) |
Организмы-потребители |
Животные |
Потребляют вещества |
Организмы-разрушители |
Грибы и бактерии |
Разрушают остатки животных и растений |
- А какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?
Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.
VIII этап - Первичное закрепление нового знания
Цель: Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.
Приём «Кластер» - составление схемы.
Учитель: - Давайте украсим схему на доске, добавим героев мультфильма в звенья цепи Круговорота жизни. (Растения саванны, антилопы и львы, бактерии в почве).
Учитель-логопед: - Кто всех кормит? - Кто всех поедает? - Кто всё убирает?
- Оцените себя по новой теме, поставьте знак под схемой цепи круговорота.
IX этап - Включение в систему знаний и умений
Цель: повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Учитель-логопед: - Ребята, вы сказали, что из этой цепи ни в коем случае не должно выпасть ни одно звено!
Приём «Игра «Невидимка»
- Проведём игру «Невидимка»
Представим на мгновение, что не станет производителей (растений).
(Накрываем группу тюлем) (Не станет пищи, кислорода)
- А если исчезнут потребители (животные)? Например, травоядные. (Растений станет много, исчезнут хищники)
- А вдруг не станет бактерий и грибов? (Некому будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии)
- Почва (Не сможет образовываться перегной, а из перегноя соли и минералы, которыми питаются растения)
Х этап - Самостоятельная работа и проверка по эталону
Цель: выявить уровень усвоения нового материала, провести самопроверку по эталону, фиксировать результаты
Приём «Ученик - ноутбук»
Учитель: - Итак, подведём итог всем знаниям, которые вы приобрели.
(Просмотр материала на диске CD Часть-1. Великий круговорот жизни)
- Выполните самостоятельно два задания.
- Оцените самостоятельную работу на компьютерах. Заполните оценочные листы.
XI этап - Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций
Цель: оценивание собственной деятельности на уроке и определение уровня полученных знаний.
Приём «Весы»
Учитель-логопед: - Ну что, обратимся к весам?
- Кто же опасался, что испытает трудности? Можем переложить ваши опасения на другую чашу?
Слайд-5
Приём «Океан знаний»
Учитель: - Сегодня вы получили океан знаний.
- В каком слое воды вы видите себя после изучения данной темы?
Поместите водоросли, рыбок, бактерии.
- Если вы усвоили материал полностью, поместите свою картинку в верхний слой.
- Если остались небольшие пробелы в знаниях, то прикрепите картинки в середину океана.
- Если требуется ещё объяснение нового материала - на дно океана.
Оценка
- А теперь поставьте себе общую оценку за урок.
Презентация. Слайд-6
XI этап - Домашнее задание (на выбор)
Цель: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Приём «Идеальное задание»
Домашнее задание:
1. Просмотреть видеоролик «Сказка о старике и сове» (на основе сказки «Как дед великое равновесие нарушил», 1 часть) по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jArPtlihfrE
Ответить на вопросы, поставленные в ролике:
- Какую ошибку совершил дед? Нужна ли была сова? Почему стал погибать клевер? Могут ли животные и растения жить друг без друга?
2. Просмотреть 2 часть видеофильма по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A
Ответить на вопросы, поставленные в ролике:
- Какого звена не хватает в мультфильме?
- Что бы вы добавили?
Составить краткую схему круговорота.
3. Сравнить круговорот воды в природе и Великий круговорот жизни, то есть круговорот веществ и цепи питания. Объяснить сходство и различие.
Презентация. Слайд-7. «Сменяющиеся цвета радуги с мелодией»
Учитель: - Урок окончен. Спасибо за активную и плодотворную работу.