Музыка и мы

Разделы: Музыка, Начальная школа

Класс: 1


Технологическая карта открытого урока

Класс: 1

Раздел проектируемого урока: Музыка и ты.

Тема проектируемого урока: Край в котором ты живешь.

Тип урока: Введение в тему.

Цель урока: Показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность научится:
  • укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
  • эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
  • формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
  • приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
  • развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • расширять музыкальный кругозор;
  • формировать положительное отношение к учению;
  • внимательно слушать музыку, анализировать её;
  • сочинять простейшие мелодии к песенкам-попевкам;
  • уважительно относится к чувствам и настроениям другого человека;
  • интересоваться отдельными видами музыкально-практической деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
  • выбирать способы решения проблем поискового характера;
  • планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
  • уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
  • выполнять учебные действия в качестве слушателя;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • наблюдать за различными явлениями жизни и искусства , понимать их специфику и эстетическое многообразие;
  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
  • применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства,
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять и выделять необходимую информацию;
  • осуществлять поиск необходимой информации;
  • осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
  • ставить и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы);
  • участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
  • аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
  • участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • формулировать свои затруднения.
  • проявлять активность в решении познавательных задач.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:
  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации;
  • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
  • размышлять о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
  • использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности
  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Ход урока

1. Этап мотивационно-целевой

(Описание способов организации деятельности обучающихся, содержания учебной деятельности обучающихся, средств контроля и оценки (контрольно-оценочная деятельность)

Сегодня мы с вами поговорим о родном крае.

На доске (РОД- РОДня- приРОДа- РОДи-на)

- Найдите общность слов и смысл выражений: «родные места», «родительский дом», «откуды ты родом?»

- А как называется земля, где человек родился? (Родина)

- Какое значение для человека имеет слово Родина? (Предпологаемые ответы)

Звучит песня «Что мы Родиной зовем» Г.Струве.

- Так что мы Родиной зовем? (Дом, березки,край в котором живем)

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

В каждой стране есть своя торжественная песня и символы нашего государства, что это? (Гимн, Герб, флаг) какого цвета у нас флаг?

Белый цвет - березка,

Синий цвет - неба цвет,

Красная полоска - солнечный рассвет. (показать флаг)

У России величавой на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он - России дух свободный. (показать герб)

Слушаем Гимн России.

2. Этап операционально-содержательный целевой

(Описание способов организации деятельности обучающихся, содержания учебной деятельности обучающихся, средств контроля и оценки)

Читаю стихотворение З.Александрповой «Если скажут слово «родина…»

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаѐт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берѐзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

- Какова главная мысль в этом стихотворении? (Родина бывает разная, Но у всех она одна!)

3. Углубление темы

- В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам
родной земли.

Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.

- А сейчас прозвучит еще одно произведение, послушайте и скажите о чем в этом произведении говорится?

«Моя Россия!» Г.Струве.

Сравниваем с картиной «Березовая роща».

Березка - это символ Руси. Часто березу сравнивали с девушкой.

Разучивание песни.

    работа над мелодией.
  • работа над фразами.
  • работа над дыханием.

Звучит «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцева.

- Как звучит здесь музыка?

- Когда звучит веселая мелодия, музыканты называют ее МАЖОРНАЯ.

- Это будет мажорный лад.

Меня зовут Мажор. Знакомству с вами рад!
Всегда я приношу с собой улыбки для ребят.
Со мною будешь ты всегда в мажорном настроении,
Любую трудность победишь ты, всем на удивленье.
Так пусть везде и пусть всегда улыбки красят лица!
Не бойся трудности в пути, иди вперед и пой!
И помни, мой дружок, всегда сеньор Мажор с тобой!

- Что обозначает слово Мажор? (музыкальное произведение светлого, радостного характера)

Разучивание «Песенка о солнышке, радуге и радости» (мелодичная)

- Какой аккомпанемент? (самостоятельный, не поддерживает мелодию)

Разучивание проводим вначале в неторопливом темпе. Распеваем, подготавливаем голосовой аппарат детей к исполнению,могут звучать звуки трезвучия, на которых построены фразы запева. В вокальном отношении определенные трудности будут испытывать первоклассники при разучивании припева, в котором встречаются широкие ходы мелодии и высокие звуки.

- Какая в этом произведении форма? (Запев и припев, двучастная)

4. Этап рефлексивно-оценочный

(Описание способов организации деятельности обучающихся, содержания учебной деятельности обучающихся, средств контроля и оценки)

- Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине, о родном крае?

- Какие чувства возникают у вас, когда вы поете об отчизне?

- Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Оценки за урок.