Предмет: русский родной язык.
Класс: 5.
Содержательная цель: повторение задач, сферы использования, стилевых черт и языковых средств публицистического стиля; развитие умений искать и выделять необходимую информацию.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей анализировать текст, составлять собственное монологическое высказывание на заданную тему по эталону; воспитание активной гражданской позиции учащихся.
Дидактические материалы: ментальная карта, материалы для заполнения ментальной карты, учебник русского родного языка для 5 классов О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, Учебная литература, 2020 г.
Оборудование ЦОР: презентация к уроку.
Краткая аннотация к работе: сценарный план представляет собой урок открытия новых знаний в рамках технологии деятельностного метода.
Сценарий урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. Давайте получим удовольствие от урока! В классе должно царить хорошее настроение. Подарим друг другу улыбки.
- Сегодня мы продолжаем разговор о публицистическом стиле. Что ещё нам надо узнать по этой теме? (как определить, что это публицистический стиль, попробовать самим создать текст публицистического стиля).
- А зачем нам нужны знания о публицистическом стиле? Где можно с ним встретиться? (на уроках, по телевизору, в журналах, блогах).
- Что бы вам хотелось получить от урока? Какова цель урока? (научиться составлять устные высказывания, чтобы нас было интересно слушать).
- А как нам достичь желаемого? Что мы можем для этого сделать? (ещё поработать с текстами публицистического стиля, составить свои высказывания).
- Где мы можем найти интересующую нас информацию? (в учебнике). Хорошо, откроем учебник на странице 164.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в самостоятельной работе
- В упражнении 217 даны толкования двух слов: девиз и слоган. Ознакомьтесь с толкованиями и докажите, что эти слова - синонимы (девиз - это краткое изречение, выражающее идею, а слоган - это краткий девиз; девиз - для небольшой группы людей, а слоган - для масс). В чём разница между этими понятиями? (девиз длиннее, а слоган короче). Давайте отобразим это в наших рабочих листах.
- Чтобы отразить разницу в оттенках значений этих слов, составим по одному предложению со словом «девиз» и со словом «слоган» (Мы придумали девиз нашей команды. Это лучший слоган для нашей компании.)
- Вы большие молодцы! Теперь давайте сформулируем девиз нашего урока (Никогда не унывать! Всё пройти и всё узнать!)
- Отлично! А теперь придумаем слоган нашего урока.
3. Выявление места и причины затруднения
- Почему возникло затруднение при выполнении задания? (не знаем, что это, как его написать, что должен отражать)
- Чего нам не хватает для преодоления затруднения? (знаний)
- Где мы можем найти знания, которых так не хватает? (в учебнике, в интернете, спросить у учителя)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Предлагаю немного отвлечься и познакомиться с текстом упражнения 218 (чтение текста «Змейкой» по одному абзацу, начиная с последней парты первого ряда).
- О чём этот текст? Перескажите (О слогане Олимпиады в Сочи. «Жаркие» - борьба спортсменов, накал страстей болельщиков, жаркий город Сочи. «Зимние» - время проведения. «Твои» - каждый сопереживает спортсменам. Слоган раскрывает широту национального характера россиян. Олимпиада проходила в России, и этим нужно гордиться).
- А вы гордитесь своей страной?
- К какому стилю принадлежит этот текст? Докажите? (публицистический, потому что рассказывается об олимпиаде, есть побудительные предложения, призывает нас гордиться родиной, можно встретить в журнале, в газете, услышать по радио).
- Зачем мы прочитали этот текст? Как он поможет преодолеть возникшее затруднение при написании слогана? (теперь мы знаем, как должен выглядеть слоган, что он должен быть кратким, а каждое слово может иметь несколько значений).
- Теперь мы сможем вернуться к заданию и придумать слоган нашего урока? (да)
5. Реализация построенного проекта
Учащиеся предлагают несколько вариантов слоганов, выбирают и записывают или придумывают свой вариант. Примеры слоганов: Не унывай! Учись! Познавай! или Русский! Великий! Родной! или Интересный! Познавательный! Наш!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Мы с вами отвлеклись от цели урока. Вспомним, кроме того, чтобы научиться определять публицистический стиль текста (кстати, с этим вы хорошо справились!), чему вы ещё хотели научиться? (составлять текст публицистического стиля)
- Тогда нам нужно вспомнить, каковы основные приёмы и средства публицистического стиля? (перечисляют по записям в ментальной карте, сделанным на предыдущем уроке)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Теперь, когда мы вспомнили особенности устного выступления, попробуем выполнить упражнение 219 (чтение задания: необходимо приготовить устный ответ - описание одного из символом Олимпиады-2014 в Сочи).
Учащиеся объединяются в группы, изучают материалы о символах, готовят устное выступление, выступают.
Анализ выступлений:
- Состоялось ли устное выступление?
- Что хорошо получилось?
- Что не удалось? В чём причина затруднений?
- Давайте подумаем, что могло бы помочь создавать текст устного выступления? (план)
- Составим план выступления (1. Вступление (вопрос или тезис); 2. Основная часть (аргументы или ответ на вопрос, рассказ); 3. Вывод (побуждение) *не забывать об интонации!!!)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Сейчас вы владеете всеми необходимыми знаниями для составления устного выступления?
- Обязательно ли записывать полностью текст своего выступления? (можно составить план, подобрать опорные слова, составить схему, можно записать)
- Предлагаю вам побыть в роли ораторов, то есть выступающих, и приготовить устное выступление на одну из тем: 1) Скажи спорту - ДА; 2) Нет в мире краше Родины нашей; 3) свой вариант.
Выступление нескольких ребят.
- Ребятам, которым сегодня не удалось выступить, я предлагаю записать своё выступление на видео и отправить в нашу с вами группу. Я думаю, и одноклассникам, и родителям, и другим учителям будет интересно послушать и посмотреть ваши выступления.
9. Рефлексия учебной деятельности
- А сейчас нам необходимо подвести итоги работы, оценить успешность нашей деятельности. Для этого я предлагаю вам взять цветной фломастер или ручку и, отвечая на вопросы в листе рефлексии, получить свой результат.
Проговаривание, что получилось хорошо, над чем нужно ещё поработать.
- А завершить наш урок хотелось бы слоганом дня. Давайте его придумаем?
- Желаю вам хорошего настроения и успехов в этом дне! Радуйтесь! Вдохновляйтесь! Энергии набирайтесь!