Разработка урока литературного чтения в 1-м классе «Буквы Х, х и звуки /х/, /х*/»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык


Цель урока: познакомить учащихся с условным обозначением глухих, твёрдых и мягких звуков с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа.

Задачи урока:

  • учить акцентированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов
  • раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
  • продолжить формирование умения читать слова по слогам и орфоэпически;
  • формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
  • воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание;
  • развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;
  • воспитывать культуру учебного труда, коллективизм.

Оборудование: модель предложения с моделями слов, звуковые фишки, задания на печатной основе с эталоном проверки, шарады; презентация, таблица букв, буква Х,х.

Основные этапы урока. Содержание урока. Формирование УУД

Этап мотивации

Учитель: - Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Вы за парты дружно сели
И на Алёну посмотрели.

Алёна расскажет стихотворение, а вы послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?

Личностные УУД. Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Хмурый, хилый хнычет Хорь -
На Хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.

Дети: - Звук /Х/, /Х*/.

Учитель: - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Дети: - Звуки /х/ и /х*/ и буква, которая их обозначает.

Учитель: - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

  • Познакомиться с … (новой буквой и звуками)
  • Охарактеризовать … (звуки /х/ и /х*/ и отличать их от других звуков.)
  • Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

Учитель: - Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки?

  • Познавательное. УУД (логическое).
    Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
  • Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)
  • Личностное УУД (жизненное самоопределение)

3. Этап построения проекта, выявление затруднений

(Работа над новым материалом в учебнике).

1) Работа по схемам.

Учитель: - Откройте учебник по закладке.

- Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям на стр. 92.

- Дети:

- 1-й ученик - первый звук (согласный, глухой, твёрдый)

- 2-й ученик - второй звук (согласный, глухой, мягкий)

Учитель: - Ребята вы согласны с товарищами?

- Поверите на слово или будем доказывать?

- Давайте докажем, правильно ли ребята сказали?

- Прочитайте 1 слово под первым рисунком.

- Где слышится новый звук? (в середине)

- Какой он? (согласный, глухой, твёрдый).

- Прочитайте 2 слово.

- В чём отличие двух звуков в двух словах? (один мягкий, другой твёрдый).

- Как называют человека, который занимается опытами?

- Прочитайте. (Химик)

- Где слышится новый звук? (В начале)

- Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком.

Где слышится новый звук?

- В чём отличие звуков? (один мягкий, другой твёрдый)

- Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.

  • 1 ряд - доказывает, что они согласные.
  • 2 ряд - глухие звуки.
  • 3 ряд - твёрдые, мягкие.

ВЫВОД. Звуки /х/, /х*/ - согласные, глухие, могут быть твёрдые, мягкие, непарные.

- Давайте посмотрим, где может жить новый звук?

2) Знакомство с буквой.

Учитель: - Звуки /х/ и /х*/ обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой).

ПОКАЖИТЕ в учебнике.

«Ха» - (большой заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова - с маленькой.

3) Конструирование буквы.

- На что похожа буква Ха?

Ха - забавная игрушка,
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.

- Конструируйте в парах (1в. - большую, 2в. - маленькую)

- Посмотрите, какое место алфавите занимает буква Ха? После какой знакомой буквы она стоит? (Ф)

- Вернёмся к задачам урока.

- Решили мы первую задачу?

- Вторую задачу?

ФИЗМИНУТКА.

- Потрудились, теперь отдохнём.

Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.

  • Познавательные УУД (информационные): поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней.
  • Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков, установление причинно-следственных связей.
  • Регулятивные УУД (мыслительные): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.

4. Первичное закрепление

Чтение слогов с новой буквой.

- Посмотрите на задачи урока.

Первую задачу мы выполнили.

- Вторую цель достигли.

- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.

- Прочитаем слоги в учебнике.

Игра «Эхо»

- Читаю, вы повторяете. Следите внимательно.

- Это не только слоги, но и слова.

В русском языке они называются - МЕЖДОМЕТИЯ.

- Почему слоги записаны в 3 столбика? (1 - гласные и согласные, 2 -твёрдые, согласные и гласные. 3 - мягкие, согласные и гласные).

- Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного?

- Твёрдость?

Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД.

5. Включение нового знания в систему знаний.

1) Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.

- Будем читать слоги и слова с новой буквой на стр.93.

Сначала жужжащим чтением.

Потом по цепочке.

2) Придумайте предложение по картинке.

Смоделируйте удачное предложение.

Один ученик доказывает правильность построения модели предложения.

Хитроватая мышь ускользнула от лисы.

3) Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

Шёпотом девочки читают на розовом фоне для мальчиков.

- Что заметили в написании интересного?

ВЫВОД: «Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную.»

- А мальчики на голубом фоне читают для девочек.

Что заметили?

ВЫВОД: «К одному слову добавили впереди согласную.»

- ЗНАЧЕНИЯ каких слов не понятны?

- хилый - больной

- хлев - место для загона скота

  • Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.
  • Познавательные УУД (информационные). Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.
  • Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

6. Задания на развитие речи и внимания

Учитель:

1) - А сейчас прочитайте скороговорку. Про кого она?

Посмотрите на рисунок. СЛАЙД «КРАБ».

- Прочитайте медленно вслух, чётко проговаривая каждое слово.

- Прочитайте быстро.

- Запомните её.

- Теперь, кто быстрее всех и без ошибок произнесёт её?

(В это время 2 ученика восстанавливают пословицу. «Буква заблудилась»)

  • Не делай из мухи слона.
  • Голода не бойся - по пояс мойся.

- Проверим, как ученики справились с заданием.

2) - Посмотрите на рисунок, прочитайте загадку к этой отгадке.

СЛАЙД «АРБУЗ». СЛАЙД «КЛУБОК».

ВЫВОД

- Ребята, скороговорки, пословицы, загадки - всё это устное народное творчество, мудрость народа. Называются фольклором.

Эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.

Познавательные УУД (подведение под понятие).

7. Итог урока

Рефлексия.

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли нам решать поставленные задачи?

8. Творческая работа и самооценка

- Перед вами задания.

- Прочитайте их и выполните в парах.

- Проверьте себя по эталону.

- Какие были трудности?

- Кто справился без ошибок?

- Ставьте себе «5»!

Регулятивные УУД (контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности)

9. Этап реализации творческого проекта

- Некоторые ребята подготовили творческие проекты - презентации на бумажных носителях по изученным буквам.

Работа над проектами ведётся поэтапно. Учитель направляет, корректирует работу.

Коммуникативные УУД, личностные УУД, познавательные УУД.

Самооценка работы

- Давайте сделаем салют из нашего настроения.

  • Красная фишка - отличное, бодрое.
  • Жёлтая - спокойное.
  • Зелёная - грустное.

- Покажите, какое настроение получилось.

- Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное?

(Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).

- Желаю вам плодотворной работы.

- Спасибо за урок!

Литература

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., «Азбука - 1 класс»
  2. Агаркова Н.Г. «Азбука - 1 класс» - Методическое пособие для учителя.
  3. Лаврова Н.М. «Азбука - 1 класс» Поурочно-тематические разработки. Методическое пособие для учителя.
  4. Р.Г.Чуракова и др. Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа».
  5. Составитель Р.Г.Чуракова Программа четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа». Часть 1.