Технологическая карта урока русского языка. Тема: Написание о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: буквы о и е после шипящих


Цель: Формирование навыка правописания о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных.

Задачи:

  • обучающие: продолжить формирование навыков правописания о и е после шипящих;
  • применять полученные знания для объяснения орфограмм и правильного написания существительных и прилагательных.
  • развивающие: развивать навыки самостоятельной работы по приобретению знаний, обучать перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
  • развивать познавательный интерес обучающихся и коммуникативные способности при работе.
  • воспитательные: формировать интерес к здоровому образу жизни.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент
Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Отправляемся мы снова
В мир родного языка.
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.

Проверяют рабочие места, здороваются.

Откройте тетради, запишите число. На минутке чистописания мы вспомним шипящие звуки. Какие шипящие звуки вы знаете? Запишите буквы обозначающие данные звуки.
Жж Шш Чч Щщ

Называют шипящие звуки, дают им характеристику.

Записывают в тетрадях буквы.

2.Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
Цель: выявить знания из опыта детей по изучаемой теме
Сегодня у нас интересная тема урока. А какая, вы догадаетесь сами, посмотрев слова, написанные на слайде.
Мужич.к, здоровяч.к, овраж.к, старич.к, за туч.й.
Плащ.вый,плюш.вый,еж.вый,чуж.й. Слайд № 2
Что общего и в чём различие между этими словами?
Какой частью речи являются слова?
Какая общая орфограмма в словах?
В какой части слова она встречается?
Какие буквы мы напишем в этих словах? (Проблема) Можем мы ответить на этот вопрос?

Сходством можно назвать общую орфограмму «написание о и е после шипящих».
Различие - слова выражены разными частями речи. И орфограмма пропущена в разных частях слова: в суффиксе и в окончании.

Сформулируйте тему нашего урока. Слайд № 3 Написание о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель формировать знания и умения по изучаемой теме
Правильно. Вот почему мы сегодня вспоминали на минутке чистописания шипящие звуки.

Сейчас я предлагаю вам поработать с таблицей и ее заполнить.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Откройте учебники с.135. Прочитайте тему урока. Что мы уже знаем?
Мы выяснили, что многое вам уже известно. Переходим к заполнению второй колонки.

Заполняют первую колонку таблицы. Вспоминают, какие шипящие звуки они знают, части речи; части слова.
В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения - е.

Какие задачи вы поставите перед собой? Что хотите узнать? Чему научиться?
Я хочу научиться…
Я хочу понять….
Я хочу узнать…)

Ребята - Ребята тема у нас объёмная, работать будем по ней нескол мы будем несколько уроков. Тему сегодняшнего урока разделим на 2 части:
1. Написание о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных.
2. Написание о-е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных. Слайд № 4

Научиться распознавать и правильно писать о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
Переходим к работе над 1 пунктом плана, прочитайте его. Какую цель мы здесь поставим для себя?
Предлагаю вашему вниманию несколько слов. Прочитайте их. Запишите в тетрадь.
Мужичок, здоровячок, овражек, старичок.
Слайд № 5
Научиться распознавать и правильно писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных.
- Какой частью речи выражены эти слова? Выделите суффикс, поставьте ударение.
- Мне кажется, что здесь одно слово можно назвать лишним. Как вы думаете?(Проблема.Овражек.) Почему? Какое правило написания орфограммы вы увидели? Делаем вывод. Как понять правильно ли мы предположили? (Проверим учебником, найдем правило.)
Правильный вывод мы сделали.
Как определить написание о - е после шипящих в суффиксах существительных?
Почему можно сгруппировать слова мужичок-здоровячок? Кого так можно назвать? Чтобы быть здоровым, что нужно делать? (Разговор о здоровьесбережении.)
Дети делают вывод, что все слова являются существительными, во всех словах, в суффиксах есть орфограмма «О и Е после шипящих». Предполагают, что написание О и Е в суффиксах существительных после шипящих зависит от ударения. Под ударением пишется О, без ударения Е.
Для того чтобы грамотно писать, достаточно только правило знать? Давайте потренируемся. Откройте упр. 103, с. 136. Прочитайте задание.
Что происходит с согласными в корне? Когда в суффиксах существительных после шипящих пишется о-е? Слайд № 6, 7, 8.
Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.
Согласные в корне чередуются.

Посмотрите на следующую группу слов.
Плащовый, плюшевый, ежовый. Слайд № 9.
Поработав в парах, сделайте вывод о написании этих слов. У вас есть вопросы - помощники.
Сделайте вывод о написании о-е после шипящих.
Давайте проверим ваше предположение по учебнику с.136. Закрепим полученные знания. Образуйте от существительных имена прилагательные с помощью суффиксов -ов-, -ев-. Выделите орфограмму.
Слайд № 10, 11.
Морж - моржовый
Ландыш - ландышевый
Камыш - камышовый
Ключ - ключевой
- Найдите слово с несколькими значениями.
- Кого мы называем моржами?
- А еще какое значение имеет это слово?
- Как называются слова одинаковые по написанию, но разные по смыслу? (омонимы)
- Для чего люди закаляются? (Разговор о здоровьесбережении. Закаливание) Слайды № 12, 13
Физкультминутка.
Мы закончили работать над 1 пунктом плана. Сделайте вывод о написании о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. Переходим ко 2 пункту нашего плана. Прочитайте его. Какую цель поставим перед собой? Слайд № 14

Работают по карточкам, делают вывод.
Карточка
Какой частью речи являются слова?
В какой части слова находится изучаемая орфограмма? Поставьте ударение.
Сделайте вывод.
Перед вами слова с о-е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.
1 группа: с малышом, со свечой, за тучей, за ландышем.
2 группа: большой, чужой, о могучей, у старшей.
Слайд № 15
Карточки со словами.
1 группа. Мы наблюдали за существительными. Орфограмма была в окончании. Мы увидели, что под ударением - стоит буква О, а без ударения Е.
2 группа. Мы наблюдали за прилагательными. Орфограмма была в окончании. Мы увидели, что под ударением - стоит буква О, а без ударения Е.
Сделайте вывод о написании о-е после шипящих.
Читаем плакат по учебнику стр. 137.
Сделайте общий вывод о написании о-е в окончаниях существительных и прилагательных.
4. Первичное закрепление учебного материала.
Цель: формировать навыки использования изученного материала.
Закрепим полученные знания. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Карточка
Боч…нок с мёдом, замш…вый пиджач…к, холщ…вая рубаха, вкусный пирож…к, груш…вое варенье.
Проверка - ЭФУ-тренажёр.
Повторите еще раз правило о написании о-е в окончаниях существительных и прилагательных
Чтобы грамотно писать, нужно не только знать правило, но и уметь его применять на письме.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель:
1) подвести итог проделанной работе на уроке;
2) формировать личную ответственность за результат
Наш урок подходит к концу. Над какой темой работали на уроке?
Слайд № 16. Вернемся к нашей таблице. Сможем мы заполнить третью колонку?
Достигли вы цели, которую ставили перед собой?

Домашнее задание: Слайд № 17

- написать 10 слов на изученные правила (провести с ребятами на следующем уроке орфографическую минутку)
- стр. 137, упр. 105.

- Я сегодня узнал……..
- Я сегодня научился…….
- Сегодня на уроке мне было трудно…..