Использование цифровой среды в процессе преподавания английского языка на примере работы по учебно-методическому комплексу Starlight-9, Starlight-10

Разделы: Иностранные языки

Классы: 9, 10

Ключевые слова: английский язык


В сегодняшнее время перед школой поставлена задача формирования у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Использование цифровой среды в процессе обучения обладает высоким дидактическим потенциалом для формирования необходимых универсальных учебных действий обучающихся, тем более программа развития УУД включает в себя формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и исследовательской деятельности. Как следствие, разработка и внедрение концепции формирования универсальных учебных действий в систему общего образования потребовали от современного учителя овладение новым инструментарием и изменения используемых технологий обучения.

Несмотря на определенные риски различных сфер общественной жизни, следует отметить, что цифровизация привносит в образовательный процесс ряд положительных моментов. Хочу остановиться на некоторых из них. В первую очередь, следует отметить увеличение доступности образования: с помощью сети Интернет становятся доступны многие информационные ресурсы. При этом нет привязки ко времени обучения: обучающийся может сам определить количество времени, которое он готов посвятить изучаемому материалу. Таким образом, учитель и ученик могут наметить гибкую образовательную траекторию, разработав индивидуальные задания, учитывающие способности обучающегося и его потребность в знаниях. Кроме того, важно упомянуть о приучении к самостоятельности. Так как работа с интернет ресурсами подразумевает самостоятельную работу, учащийся учится понимать, что он сам должен стремиться к получению знаний.

Далее я бы хотела рассказать , как я использую современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса в обучении, наряду с традиционными учебными материалами.

Starlight-9. Модуль 6 (Back in Time/Назад в прошлое), раздел 6с (Culture Corner/ Уголок культуры)

Предварительно мы уже поработали с текстом о Чарльзе Диккенсе, разобрали лексические единицы и фразы, которые могут помочь при составлении диалога (Hey, just look at this/these … How do you like the …? Have you noticed …? We haven't seen the … yet. Let's go and see … Can I take a picture of …? Unfortunately, taking pictures is not allowed here. Shall we go upstairs? Why don't we ask the guide to …? Is there a video / audio guide here?) Далее учащимся предлагается устное задание (Задание 5 на с. 113): нужно разыграть диалог с партнёром, представив себе, что вы находитесь в музее Чарльза Диккенса в Лондоне. Учащиеся должны описать свои впечатления об экскурсии по музею, выражая личное впечатление, и участвовать в диалогическом общении во время посещения музея. В этом поможет виртуальная экскурсия. Ссылка для входа: https://dickensmuseum.com/pages/interactive-tour. Использование виртуальной экскурсии по музею позволило повысить интерес ребят к заданию и разнообразить сам процесс выполнения задания. Привлечение таких материалов повышает мотивацию учения, что очень важно, т.к. обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но знакомятся с некоторыми фактами культуры, что, конечно, вызывает их интерес и процесс обучения становится особенно эффективным.

Starlight-9. Модуль 6 (Back in Time/Назад в прошлое), раздел 6 b (Life in the Past/ Жизнь в прошлом)

Работая по данному разделу модуля, учащиеся узнают лексику и грамматику, полезную для развёрнутых высказываний об отношениях между людьми, о различных сторонах жизни, деятельности и о привычках людей (на примере традиций английского дома в начале 20-го века). Сначала мы поработали с традиционными учебными материалами, которые учат смысловому чтению, умению критически мыслить и строить развёрнутые высказывания, уметь рассказать о своих ежедневных делах, используя слова и выражения: (do the cleaning, do the washing up, scrub the pots and pans, dust furniture, polish boot), cook meals, wash clothes = do the laundry), mop the floor, lay the table, make the bed, iron the clothes ). Далее учащиеся выполнили мини-исследование в интернете и сравнили быт в доме эдвардианской эпохи и современной квартире. Ребята рассказывали, как более ста лет назад, стирали и гладили белье, хранили скоропортящиеся продукты, принимали ванну… Формат ответа был произвольный, поэтому кто-то составил в качестве опоры мини-таблицу, кто-то сделал слайдовую презентацию. Конечно, были ошибки в грамматике и лексике, не все изучали материал по данной проблеме на английском, многие ребята читали информацию на русском и делали свой перевод (отсюда и ошибки). Но выполнение этой работы заставило учащихся изучить жизнь людей в Англии в начале 20 века, побольше узнать о бытовой культуре того времени, что, я считаю важным, так как такая работа позволяет расширять знания ребят о стране изучаемого языка, учит задумываться о сходствах и различиях людей разных эпох. Речь идет не только о предъявлении информации о стране изучаемого языка и ее жителях, а об интерпретации культурных фактов, что с наибольшим эффектом достигается за счет сравнения культур. Формирование умения учащегося раскрывать культурное явление и соотносить его с адекватным явлением родной культуры является важным в понимании культуры страны изучаемого языка.

Starlight 10. Модуль 3. (Travel Time/Путешествия), раздел 3.12 World Heritage Site/ Всемирное наследие культуры.

Работая по этому разделу, старшеклассники знакомятся с некоторыми известными памятниками Всемирного наследия культуры, приобретают навыки написания текста на тему описания города, какого-либо другого места. Здесь закрепляется навык искать и применять дополнительную информацию для устного и письменного высказывания по теме. Я предлагаю ученикам поработать с материалами сайта Погружение в историю https://zen.yandex.ru/media/angliya/bat--pogrujenie-v-istoriiu-5cee72be3f1e7700b0ea761d и описать ещё одно место или памятник, связанный со страной изучаемого языка. Если позволяют технические условия, данная работа проводится на уроке: первую половину пары учащиеся ищут и оформляют материал, далее идут мини-презентации. В качестве домашнего задания, прошу ребят подготовить письменное сообщение об одном из культурных наследий нашей страны. Такой формат занятий позволяет не только познакомиться с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттенить особенности своей национальной культуры, таким образом, содействует воспитанию школьников в контексте "диалога культур".

Я рассказала о нескольких примерах из своей практики, где использование цифровой среды позволило не только разнообразить урок, но и интегрировать предметные знания учащихся, формировать и развивать исследовательское поведение учащихся.

Starlight-9, (Учебник входящий в федеральный перечень: УМК Starlight - Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка/ (К.М.Баранова, Д.Дули, В.В.Копылова и др).- М.: Express Publishing: Просвещение, 2015 . - 216 с. - (Звездный английский)

Starlight-10. Учебник входящий в федеральный перечень: УМК Starlight - Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка/ (В.Эванс, Д.Дули, К.М.Баранова, В.В.Копылова и др).- М.: Express Publishing: Просвещение, 2017 . - 200 с. - (Звездный английский)