Конспект урока по письму: «Определение мягкости согласных гласными е, ё. Дифференциация твердых и мягких согласных»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: твердые и мягкие согласные


Конспект урока по грамматике.

Тема: Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА. Цель: совершенствовать навык написания сочетаний ча-ща.

Цель: закреплять умение определения мягких согласных.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение определять мягкие согласные в словах.
  • закреплять умение дифференцировать мягкие и твёрдые согласные звуки;
  • закреплять умение обозначать на письме мягкость согласных соответствующими гласными буквами;
  • продолжать формировать навык письма за счет работы в тетради.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие на основе работы по определению слов с буквами, указывающими на мягкость согласного;
  • корригировать логическое мышление на основе упражнения по сравнению слов;
  • слуховое восприятие на основе упражнения по дифференциации твердых и мягких согласных;
  • коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе пальчиковой гимнастики;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность при выполнении заданий;
  • усидчивость;
  • интерес к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

I.Организационный момент.

- Какое время года сейчас?

- Какое время года было перед зимой?

- Какое время года будет после зимы?

- Определите какой день недели сегодня? - Назовите сегодняшнее число и месяц.

- Декабрь какой по счету месяц зимы?

- Перечислите все месяцы зимы?

Зима

Осень

Весна

Пятница

24 декабря

Первый

Декабрь, январь, февраль

II.Основная часть.
1. Актуализация опорных знаний - Для того, чтобы узнать тему урока, вам необходимо выполнить задание. Вы на парту получили гласные буквы, и карточку-схему.


Выберете только те гласные, которые подойдут к этим схемам.
- Почему вы выбрали гласные Е-Ё.


Е-Ё.

Они указывают на мягкость предшествующего согласного.

2. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока. Проговаривание плана урока.

- Давайте попробуем составить тему нашего урока?

Мы с вами будем закреплять умение определять мягкие согласные или для нас это неизвестная тема?

Давайте сформулируем цель нашего урока.

А теперь давайте составим план нашего урока.

    Определение недостающих букв.
  • Работа в тетради.
  • Работа по карточкам со словами.

Определение мягкости согласных гласными е, ё.

Закреплять.

Закрепить умение определять мягкие согласные в словах.

3. Работа у доски.

Вставь пропущенную букву.

Первое задание будет следующим: на доске записаны слова, но в них пропущены буквы. Давайте по очереди выйдем к доске и запишем пропущенные буквы в словах.
Л_Д КЛ_Н Л_С Н_БО Л_В М_Х ОР_Л

Е: лес, небо, лев, мех.
Ё: лёд, клён, орёл.
Учащиеся по очереди выходят к доске. Объясняют, почему именно эту букву вставляют (потому, что предшествующий согласный произносится мягко), Читают получившееся слово.

4. Пальчиковая гимнастика.

Заведи мотор скорей,
И ладошки разогрей,
Разгоняйся все быстрей,
Сил, дружок мой, не жалей.
Скорость после замедляем,
Вот мы к дому подъезжаем.

5. Работа в тетради.

Следующее задание. Откройте тетрадь. Запишите число.
Минутка чистописания.

- Давайте вспомним, из каких элементов состоит строчная буква е?
- Пропишите строчную букву е в тетради.
- А теперь давайте вспомним, из каких элементов состоит строчная буква ё?
- Пропишите строчную букву ё тетради.

- Напомните, почему мы именно эти буквы сегодня будем прописывать?

Учащиеся открывают тетради, записывают число.
Ведем линию вверх с наклоном вправо; чуть не доходя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии, ведем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо до середины рабочей строки.
Буквы Е-Ё указывают на мягкость предшествующего согласного.
Прописывают гласные буквы Е,Ё.

6. Работа по карточкам со словами. Дифференциация твердых и мягких согласных.

- Каждый из вас на парту получил карточки со словами. Прочитайте их.
НОС-НЁС ВОЛ-ВЁЛ РОВ-РЁВ ВОЛ-ВЁЛ
- Сейчас каждый из вас по очереди выйдет со своими словами к доске и обозначит гласную букву и предшествующую ей согласную нужным цветом.

- Спишите с доски группы слов. Обозначьте нужным цветом гласные и согласные буквы.

Каждый ученик читает свою пару слов.
Отмечают буквы Е-Ё.
Отмечают предшествующий гласному согласный фишкой нужного цвета.

III. Итог урока

- Какая тема урока у нас была сегодня?
Давайте вернемся к плану нашего урока и посмотрим, что мы делали, для того, чтобы достигнуть целей нашего урока.

    Определение недостающих букв.
  • Работа в тетради.
  • Работа по карточкам со словами.

- Назовите мне гласные буквы, которые указываю на мягкость предшествующих согласных?
- Мы достигли целей нашего урока? Закрепили умение определять мягкость согласных гласными е, ё?

Определение мягкости согласных гласными е, ё. Дифференциация твердых и мягких согласных.

Е-Ё

7. Домашнее задание

Списать предложение: У козы козлёнок. Найдите слово, в котором есть буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного, выделите ее. Подчеркните нужным цветом предшествующий согласный.