Урок по ОРКСЭ "Православная молитва"

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Цель урока: сформировать у детей представление о молитве как главном элементе духовной жизни.

Задачи урока:

  • дать детям понятие о молитве, познакомить с разновидностями молитв;
  • формировать интерес к истории Православия;
  • воспитывать любовь и уважение к культуре.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представления о том, что такое молитва, какие бывают молитвы, для чего человек молится;
  • умение отличать молитву от песни.

Метапредметные:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • умение планировать свои учебные действия согласно плану урока
  • оценка собственных результатов, действий.

Личностные:

  • формирование основы нравственного отношения к окружающим;

Регулятивные:

  • дать учащимся возможность понимать цель выполняемых действий, овладения логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные:

  • совершенствовать навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, учить принимать различные точки зрения собеседника, отстаивать свою точку зрения.

Познавательные:

  • совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Работа с родителями. Накануне урока учащиеся с родителями и учителем побывали на экскурсии в храме. После экскурсии с родителями была проведена беседа «Отношение к молитвам».

Оборудование. Компьютер, проектор, презентация, раздаточные листы для учащихся.

Эпиграф:

«Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение.» (Иоанн Златоуст)

В классе сумрак. Горят свечи. Звучит тихая спокойная музыка.

Ход урока

1. Актуализация знаний

На экране появляются слова Храм… Музыка… Искусство…

Учитель: Такие разные слова. Может ли быть связь между ними? Если есть, то какая?

Давайте попробуем разобраться в этом. Закройте глаза и послушайте стихотворение Елены Рудаевой «Храм».

Стоит на горе любимый наш храм
И свет от него летит к небесам,
А колокол звонкий так дивно поет,
Народ вдохновенно на службу зовет.
Стекаются реки людские сюда.
Здесь мелкими видятся горе, беда,
А радость становится больше вдвойне
И мир в каждом сердце, нет места войне.
Там пастыри добрые к Вере ведут,
Тропинкою узкой с народом идут.
И просят у Бога его благодать
Своим прихожанам по капле раздать.
А капельки эти сольются потом
И в душах засохших прольются дождем,
И малое семечко Веры взойдет
Всю силу тепла, доброты обретет!

Учитель: Откройте глаза. Какие картины вы себе представили? Какие чувства испытали?

Ученики: (Перед нами высокий и большой храм, он белого цвета. К нему со всех сторон подходят группами и по-одиночке люди. Глаза их горят от светлых чувств, которые они испытывают. В храме приоткрыты двери. Через них видны иконы по стенам, высокие своды, позолота. Слышатся голоса людей. Они монотонные, тихие и спокойные.)

Учитель: На прошлом уроке мы ходили в храм. Какова была цель нашего посещения? Что вы узнали?

Ученики: (Как устроен храм. Кто приходит в храм. Для чего приходят люди в храм.)

Учитель: Что вам больше всего запомнилось и впечатлило вас?

Ученики: (Храмы состоят из трёх частей: притвора, средней части и алтаря. Главные двери церкви, через которые входят люди, чаще всего находятся на западе.

Православные христиане входят в храм, перекрестившись и обратившись Богу со словами: «Помоги мне, прости меня за грехи мои. Аминь».

Алтарь - это главное место в храме. Он почти всегда расположен в восточной части церкви. В алтарь можно попасть через три двери. Центральные, самые большие и красивые, - царские врата. Из них могут выходить только епископы, священники или диаконы с Евангелием в руках.

Через двери поменьше (их могут называть северными и южными) в алтарь входят все остальные служители. Каждый христианин мужского пола хотя бы раз в жизни был в алтаре. Девочкам или женщинам туда заходить нельзя - так сложилась традиция.)

Учитель: Прочитайте самостоятельно стихотворение Ивана Бунина.

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющий огнями
Перед молящейся толпой;
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах...
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете тихом», - в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...

Учитель: Какие чувства испытывал в храме поэт?

Ученики: (когда он приходит в храм и вслушивается в чудные песнопения, его не оставляет чувство прикосновения к тайне. Он слышит музыку храма.)

2. Определение темы и целей урока

Учитель: Послушайте стихотворения С.Есенина и К.Романова. Подумайте, о чем они? Что их объединяет?

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорчением
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?

Ученики: ( Эти стихотворения о молитве.)

Учитель: Вы правильно определили. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

Ученики: (О молитвах.)

Учитель: Какие вопросы мы можем обсудить на уроке?

Ученики:

  1. Что такое молитва?
  2. Как появилась молитва?
  3. Какие бывают молитвы?
  4. Когда человек обращается к молитве?
  5. Чем молитва отличается от песни?
  6. Кто может писать молитвы?

3. Работа по теме урока

Учитель: Сейчас вам предстоит заполнить таблицу. В первой колонке мы запишем вопрос, который будем обсуждать на уроке. Во второй колонке свое понимание этого вопроса. Третью колонку вы заполните по ходу урока, слушая объяснение учителя. Запишите то, что вам показалось интересным и новым знанием для вас.

Вопросы для обсуждения

Мое понимание

Объяснение учителя

Что такое молитва?

Ученики: Молитва - слова прошения или благодарности, обращенные к высшим силам, заступникам.

Учитель: Общение для человека имеет очень большое значение. Вспомните, как тягостно и грустно бывает когда вы долго находитесь одни. Вам хочется с кем-то поговорить, поделиться своими проблемами, хочется чтобы вас выслушали или самим послушать кого-то. Хочется поделиться новостями, радостью или горем, ищете тех, кто мог бы разделить с вами ваши чувства и переживания, ободрить, пожалеть или наоборот направить и подсказать что-то.
Общение возможно между разумными существами. Только от безысходности люди разговаривают с животными или растениями, но это скорее разговор в одну сторону, без ответа.
Молитва - наше общение с Богом. Это не разговор по душам, как с другом, это не жалоба и не кляуза. Молитва не простой разговор, а особенный, не похожий на обычную беседу.

Как появилась молитва?

Ученики: Наверное, первые молитвы придумали люди, которые очень нуждались в чьей-то поддержке.

Учитель: Молитвы писали, прежде всего, сами люди. Например, в библейском тексте Израильский царь Давид с открытой душой обращается к Богу своими словами, которые и называются молитвой.
Множество молитв на разные случаи жизни были написаны служителями Церкви специально. Для верующих существует специальный Молитвослов, где содержатся различные молитвы, причем известно, что Молитвослов создавался специально с целью упорядочить молитвы, известно, что часть текстов, которые передавались из уст в уста, были признанны негодными, часть была существенно отредактирована.

Какие бывают молитвы?

Ученики: Молитвы бывают самыми разными. Одни читаются по праздникам. Другие каждый день. Есть молитвы на все случаи жизни.

Учитель: Молитв в православии существует великое множество. Они различаются по степени важности и употребительности. Некоторые из них читаются постоянно, некоторые - только в особых случаях.
Ряд молитв используется в богослужении. Они называются не молитвами, а богослужебными текстами и имеют свои особые названия: кондак, тропарь, стихира. Также существуют молитвы и каноны, которые читаются только священником, а прихожанам их чтение запрещено.
Типы молитв по содержанию:
По содержанию молитвы можно разделить на четыре вида:

Хвалебная. Это высшая форма молитвы, в которой христианин ни о чем не просит Бога, а только прославляет Его. Разновидностью хвалебной молитвы является славословие - прославление всех трех лиц Святой Троицы. Наиболее известно так называемое малое славословие («Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу..."), которое всегда завершает церковные молитвы и песнопения. Существует еще и великое славословие («Слава в вышних Богу»), которое поется в конце утрени.

Благодарственная, или молитва благодарения. По смыслу она близка к хвалебной: человек благодарит Господа за всё, что имеет.

Покаянная. В такой молитве верующий кается, то есть признаёт свои грехи перед Богом и просит Его прощения.

Прошение, или просительная молитва. Такие молитвы произносят, когда нужна Божия помощь или утешение в беде, нужде или болезни. Перед прошением следует всегда читать покаянную молитву.

Когда человек обращается к молитве?

Ученики: Человек обращается к молитве, когда не знает у кого попросить помощи, чтобы на душе у него стало спокойно.

Учитель: Молитва - общение с Богом, оно как и общение с людьми вносит в нашу жизнь что-то новое. Помните пословицу: «с кем поведешься от того и наберешься»? Очень мудрая пословица, ведь те с кем мы дружим, разговариваем, проводим время, влияют на нас. От тех с кем общаемся мы перенимаем не только новые словечки, меняемся игрушками или скачиваем картинки на мобильный телефон, мы вольно или невольно подражаем и их поведению, перенимаем доброе или злое.
Молитва тоже влияет на нашу жизнь. К ней мы обращаемся, чтобы найти правильное решение, поддержку.

Чем молитва отличается от песни?

Ученики: Молитва от песни отличается тем, что во время молитвы человек обращается к богу или божеству, у человека есть своя цель, он что-то просит или за что-то благодарит. А песня - это все, что поется, в ритм и без него.

Учитель: Основное отличие молитвы от песни в том, что молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же (если только это не молитвенное песнопение) поётся, в основном, для людей.
Слова песни могут быть абсолютно любыми, а тексты молитв обычно не меняются.
Во время чтения молитвы человек сосредоточен только на ней, а когда он поёт песни, он может думать о ком-то или о чём-то другом, или же вообще не думать ни о чём, просто петь от души.
Молитвы читаются, как правило, во время богослужений, песни же поют где угодно - на концертах, в компании, просто у себя дома.
Хотя считается, что молитву можно читать даже своими словами, главное - вера и искренность в обращении к Богу.

Кто может писать молитвы?

Молитвы может писать верующий человек.

Учитель: Православная традиция позволяет опираться не только на библейский текст, но и создавать свои собственные молитвенные тексты. Верующие могут писать собственные тексты, которые, считается, гораздо полезнее, нежели бездумно заученные формулы. Именно поэтому только в христианстве есть детские молитвы, детская Библия и прочие православные верят, что когда человек будет молиться своими собственными словами, степень близости и единения с Богом будет больше, а потому человек сможет быстрее найти успокоение и гармонию в своей душе. Молитву придумывают в первую очередь сами люди.
Есть много прекрасных молитв, написанных людьми не только святыми, но и литературно одарёнными. Например, равно любимая и православными, и католиками благодарственная молитва «Тебя, Бога, хвалим» (Te Deum laudamus) Амвросия Медиоланского

4. Самостоятельная работа

Учитель: Я предлагаю вам заполнить таблицу. Чем отличаются молитва и песня. Укажите знаком «+» характеристики, свойственные песне и молитве.

Молитва

Характеристика

Песня

+

её тексты могут быть наполнены благодарностями, просьбами и хвалой.

рассказывает лишь о переживаниях автора

+

+

составляют высокодуховные люди для общения с высшими силами

автором может быть любой человек с музыкальными способностями

+

+

объединяет верующих людей

текст может меняться как угодно, причем изменения вносит не всегда автор

+

+

слова имеют первостепенное значение

здесь на первом месте стоит музыка и ритм

+

+

особая форма общения, для которой нужны внутренние усилия

очень пластичны: они меняются под влиянием времени, иногда кардинально

+

+

может пережить несколько тысячелетий без изменений

+

во время чтения человек сосредоточен только на ней

во время исполнения может думать о ком-то или о чём-то другом, или же вообще не думать ни о чём

+

относится к музыкально-устному творчеству человека

+

+

обычно заканчивается определенными словами

есть куплет, припев

+

+

обычно читается на одной или нескольких нотах

может содержать множество интонаций, переходов.

+

5. Беседа о знаменитых молитвах

Учитель: Каждому человеку порой приходится испытывать на своем жизненном пути немало различных трудностей, от воздействия которых может зависеть их дальнейший исход судьбы. И когда собственных усилий оказывается недостаточно, единственной надеждой остается прямое обращение к молитве.

Мы уже сказали, что молитв очень много. Однако три из них являются самыми распространенными и главными.

Отче наш

Это одна из самых древнейших молитв, которую должен знать знать каждый православный.

В священных словах Библии говорится, что молитва Отче Наш была написана самим Иисусом Христом в те времена, когда он проповедовал своим воспитанникам свое учение о том, как правильно нужно молиться.

Во время прочтения данной молитвы христиане начинают свое обращение к Богу с прославления его подвигов, силы и значимости для всех земных обителей. Далее начинается вторая часть, где нуждающиеся в помощи упоминают о своих проблемах с просьбой преодолеть их.

Отче наш - универсальная молитва. Её произносят для избавления от болезней. Она помогает улучшить настроение, поднять силу духа, пережить утрату близких и много другое.

Псалом 90 Живые в помощи

Молитва живые помощи и да воскреснет Бог использовалась в древние времена бедными и богатыми людьми, которым была необходимо помощь Бога.

В нынешние времена она также не утратила своей популярности.

Важным моментом для произнесения любой молитвы является правильный душевный настрой и высокое внимание верующих, которое должно быть сосредоточено на каждом произносимом слове.

Молитву Живые в помощи по своему значению является охранительной и оберегающей. Как правило, её произносят перед иконостасом для освобождения сознания от плохих и неблаговерных мыслей.

Важно помнить, что проговаривание данной молитвы наизусть вызывает большие трудности. Поэтому во время её произнесения разрешается пользоваться текстом, который изложен на бумаге.

Сама суть Псалом 90 заключается в том, что каждый, кто свято верит и надеется на Божью помощь, наделяется высшей небесной силой, которая всегда поможет при любых возникших трудностей. И чем сильнее у людей складывается вера, тем выше Божья благодать.

Сны Богородицы

Она состоит из 77 текстов, каждый из которых рассчитан для конкретных жизненных ситуаций.

К ним относится:

  • болезни;
  • пожары;
  • нападения и т.д.

Их возникновение берет свое начало с 1613 года. На тот момент времени русская семья Степановых, благодаря своим целительным услугам пользовалась в своих кругах высокой популярностью. Узнав о чудодейственной силе молитв, они стали предпринимать колоссальные усилия для того, чтобы собрать все 77 молитвенных текстов.

Учитель: Дома вы можете просмотреть разные источники информации, а на следующем уроке рассказать о некоторых молитвах.

6. Рефлексия

Учитель: Мы начали урок со слов Храм… Музыка… Искусство…

Как же связаны эти слова?

Ученики: (Музыкальная часть богослужения, как и все в храме, имеет не только и не столько эстетическое значение, но свой глубокий смысл.

Церковная музыка наполнена высокой духовной красотой. Она характеризуется сдержанностью, глубиной, возвышенным благородством. В ней есть что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек. Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души. Человек живет с верой, надеждой и любовью.)

Учитель: Я предлагаю вам написать синквейн по теме урока. Вспомните, как он пишется.

1 строка. Кто? Что? (1 существительное)

2 строка. Какой? (2 прилагательных)

3 строка. Что делает? (3 глагола)

4 строка. Что автор думает по теме? (Фраза из 4 слов)

5 строка. Итог (Синоним к 1 слову)

Ученики:

Молитва
Хвалебная, благодарственная
Помогает, успокаивает, очищает
Молитва возвышает наши души.
Вера

Учитель: Мне хотелось бы закончить урок такими словами:

(читает слова Иоанна Златоуста)

Ничто так не возвышает душу,
ничто так не окрыляет её,
как согласная мелодия и управляемое
ритмом божественное пение