Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества - информатизация образования. В современных условиях главная задача образования - формирование у учащихся компетенций самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, ее анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности.
Педагогическая наука разрабатывает и имеет достаточно широкий опыт инновационных методик, внедрение которых ведет к значительному повышению качества обучения. В частности, для формирования необходимых результатов можно использовать информационно-коммуникационные технологии. Если внедрить средства ИКТ в процесс обучения математики, то формирование математической компетентности учащихся будет более успешным (эффективным, качественным), что приведет к совершенствованию обучения учащихся.
На сегодняшний день интерактивная доска является, пожалуй, самым инновационным средством обучения в школе. Технология работы с интерактивной доской активно осваивается учителями каждого школьного предмета. Удобная в обращении, доска полезна для учителя и интересна для учащихся. Освоить технологию работы с доской под силу каждому учителю. Независимо от того, где и для каких целей применяется интерактивная доска, она служит мощным инструментом визуального представления данных. Доска позволяет разместить на своей поверхности большое количество разноплановой информации, при этом плотность этой информации будет намного выше, чем на обычной доске. Специализированное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать, редактировать делиться с другими учителями собственными интерактивными уроками.
Среди технических средств, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Они позволяют не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.
Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.
В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.
Также я при работе с интерактивной доской активно использую УМК «Живая математика». Компьютерный чертеж на доске можно тиражировать, деформировать, перемещать, видоизменять. Элементы чертежа легко измерить компьютерными средствами. Учащиеся как будто становятся участниками виртуальной математической лаборатории, имеют возможность самостоятельно менять внешний вид фигуры, поворачивать ее под любым углом, сопровождать новыми надписями и комментариями и т.д.
Использование вышеуказанного УМК позволяет развить у учащихся навыки восприятия математических объектов (фигур, связанных с ними величин, формулировок утверждений и вопросов, доказательств и т.п.) и проведения активных различных действий (измерений, сравнений, построений, наблюдений, формирования предположений, их подтверждений и опровержений, доказательств).
Иллюстрация позволяет не только объяснить само понятие на чертеже, но и «приблизиться» к самой фигуре, посмотреть на нее с различных углов, развернуть, тем самым формируя у себя пространственное мышление, тем самым повышая интерес к предмету.
Несомненный плюс интерактивной доски при решении задач на построение, особенно в стереометрии. УМК позволяет продемонстрировать ученикам пошаговое построение, повторить и вернуться к предыдущему этапу, если что-то не удалось. При решении таких задач, сначала я предлагаю ученику самостоятельно выполнить построение с помощью компьютерных аналогов циркуля и линейки, а затем проверить правильность построения, изменяя величины или расположение данных геометрических объектов.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом, очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске, не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Обучающимся просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным, значительно повышает интерес обучающихся к учебному предмету, что особенно важно для школ пенитенциарной системы.