Занятие в технологии «Ситуация» в средней группе
Тема: «Опасные предметы».
Цель:
- Дать представление детям о предметах, требующих осторожного обращения.
- Учить детей делать выводы о последствиях неосторожного обращения с этими предметами.
- Продолжать учить детей отгадывать загадки.
- Совершенствовать умение правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.
- Развивать связную речь детей, логическое мышление.
- Воспитывать желание всегда соблюдать правила безопасного поведения.
Предварительная работа: рассматривание опасных предметов: ножницы, иголки, гвозди, скрепки, булавки.
Материал: Демонстрационный: Кукла Катя, волшебная коробочка, ножницы, иголка (большая с ниткой в игольнице), скрепки (самые большие по размеру), булавки, гвозди, молоток.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность:
Воспитатель собирает около себя детей.
- (Дети стоят полукругом. Раздаётся стук в дверь)
Приходит кукла Катя у неё в руках волшебная коробочка.
В. - Катя, что ты нам принесла?
К. - Я принесла волшебную коробочку. Хотите посмотреть, что в ней лежит?
Тогда отгадайте загадки. Сможете?
2. Актуализация знаний и умений
Дидактические задачи: актуализировать умение отгадывать загадки:
- Два кольца, два конца,
В середине гвоздик
(Ножницы)
Кукла Катя загадывает загадки. Дети должны отгадать, сказать, для чего нужен предмет.
(к воспитателю подходит ребёнок и достаёт предмет по мере отгадывания загадок)
- Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
(Иголка)- Вот железная плутовка,
Листы держит очень ловко.
Крепко вместе их сжимает,
Никогда не растеряет.
(Скрепка)- Я «иголкина» подружка,
Только нет у меня ушка
(Булавка)- Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка.
(Гвоздь)- Не хочу я молчать -
Дайте вволю постучать!
И стучит день - деньской
Он железной головой
(Молоток)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений у детей о предметах, требующих осторожного обращения:
- Ребята, для чего нужны ножницы? (иголка, булавка, скрепка, гвоздь, молоток) /чтобы что-то вырезать или отрезать/
Да. Ножницы нужны всем людям: маме, парикмахеру, швее: мама не сможет вам подстричь ноготки, мы не сможем вырезать из цветной бумаги детали и наклеить их на открытку.
Парикмахер без ножниц не сможет сделать стрижку, а швея не сможет разрезать ткань на платье или брюки, чтобы затем их сшить.
Но, ножницы могут быть очень опасными!!!
- Как вы думаете, почему?
4. «Открытие» нового знания
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания.
Попробуйте догадаться (если не могут, предложить детям спросить у того, кто знает).
Побуждать детей задавать вопросы, учить правильно формулировать их.
Ножницы и все остальные предметы могут быть опасными. Так как очень острые, ими можно порезаться или уколоться.
Все предметы, которые принесла Катя в коробочке, необходимы нам, просты в обращении, но требуют соблюдение осторожности!!!
- Ребята, почему все эти предметы, которые лежат на столе, мы называем опасными для детей?
- А почему нельзя брать опасные предметы без разрешения взрослых?
Вывод: Не умея правильно обращаться с опасными предметами, можно нанести вред своему здоровью.
Кукла Катя: Все эти предметы очень нужны человеку для выполнения какой-либо работы: пришить пуговицу, отрезать, подстричь, закрепить, прибить и др.
В.: - Что можно сделать с помощью молотка и гвоздя? /Отремонтировать, повесить картину и др./
В.: - Что можно сделать с помощью иголки?/Что - то сшить или зашить/
Когда вы подрастёте, то обязательно научитесь аккуратно пользоваться этими предметами вместе с воспитателем, мамой и папой и они не будут такими опасными.
5. Включение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать логическое мышление:
Кукла Катя вместе с детьми играет в д/и «Чего не стало?»
(На столе лежат: ножницы, иголки в игольнице, коробочка со скрепками, цепочка из булавок, два гвоздя, молоток)
В.: - Ребята, посмотрите внимательно на все эти предметы, запомните их.
- Назовите, что это? /Дети перечисляют/
Закройте все глазки, и не подсматривайте.
- Сейчас кукла Катя что-то уберёт в коробочку, а вы должны будете сказать - чего не стало.
(Не стало - ножниц, иголок, скрепок, булавок и т.д.) / Хоровые и индивидуальные ответы детей/
6. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха:
Воспитатель собирает около себя детей.
Кукла Катя: - Молодцы, ребята, мне очень понравилось ваше занятие, а сейчас мне пора уходить. До свидания, дети.
В.: - Кто к нам сегодня приходил на занятие?
- Что Катя принесла с собой?
- Что лежало в коробочке?
- Что нового мы узнали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они большие молодцы, отгадали все загадки, и знают, что предметы могут быть не только полезными для человека, но и опасными в обращении.