Цель урока:
- сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
- познакомить с понятием статическое электричество на основе опыта;
- познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
Задачи:
- развитие речи, мышления, памяти, умения объяснять, исследовать, анализировать данные, делать выводы;
- расширить кругозор знаний.
- сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
- формирование естественнонаучной грамотности;
- формирование представления о том, что такое статическое электричество.
Тип урока: интегрированный урок.
Оборудование: презентация; чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной носок.
Планируемые достижения учащихся:
- научиться выделять среди предметов домашнего обихода электроприборы;
- усвоить, что электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам;
- запомнить правила безопасного обращения с электроприборами (проводами, выключателем, розеткой).
Ход урока
1. Оргмомент
Создадим хорошее настроение.
Презентация
- Ребята, отгадайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (слайд)
(электричество)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с Вами говорить?
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим об электричестве. Узнаем, откуда в наш дом приходит электричество и какое бывает электричество. (слайд)
- А что вы знаете об электричестве?
2. История появления электрической лампы
- Если в комнате темно, то что нужно сделать? Сейчас для нас с вами эта легкая задача. Для того, чтобы в комнате стало светло - достаточно просто включить свет. А всегда ли так было? Конечно же нет. Давным-давно человек не знал об электричестве, но мог увидеть его в природе. Ярким примером электричества в природе служат молнии(слайд). Именно благодаря молнии люди увидели первый огонь.
Постепенно человек научился самостоятельно добывать красивые язычки пламени. Люди догадались, что если в костер опустить палку, то она загорится. Таким образом можно было освещать темное пространство, отгонять диких животных. Появляются факелы. Факел - палка с углублением для заливки смолы. (слайд)
На смену факелам приходят лучины. Лучина - это тонкая длинная щепка сухого дерева. (слайд) Ее ставили на специальную металлическую подставку - светец, а под светец ставили сосуд с водой. Для чего это было нужно делать?
Как вы думаете, удобно ли было освещать жилище лучиной? А было ли это безопасно?
Правильно, это был не очень удобный способ освещения дома, потому что лучины быстро сгорали и это было не безопасно. Мог случиться пожар.
Люди стали искать новые пути освещения своих домов. Человек очень любознателен по своей природе. И вот однажды люди заметили, что если опустить кусочек нитки в масло и поджечь ее, то, благодаря маслу, огонь будет долго гореть. Так появились масляные лампы. Из волокон растений, пропитанных смолой и покрытых воском люди стали делать свечи. А еще свечи делали из сала. Ниточку(фитиль) опускали в растопленное сало и ждали, когда оно застынет. Такие свечи пахли не очень приятно. В середине XIX века из нефти получают керосин и начинают свое шествие керосиновые лампы.
А однажды, после долгих и упорных опытов, ученый Лодыгин изобрел электрическую лампочку. (слайд)
Она горит так ярко, долго и безопасно, что сегодня она является основным источником света в каждом доме.
3. Тема урока
Посмотрите, у меня в руках лампочка. Она светится? А почему? Что нужно лампочке, чтобы она загорелась?
Конечно же электричество!
Мы с вами уже знаем, что если нет электричества, то не сможет работать ни один электроприбор.
Что же такое электричество и откуда оно приходит к нам в дом, заставляя работать электроприборы?
Что же такое электричество? Электричество - это чрезвычайно полезная форма энергии. Оно легко превращается в свет, в тепло и легко передается по проводам. Электрический ток, бегущий по проводам, очень похож на речку, но в реке течет вода, а в проводах - электроны (заряженные частицы). Их нельзя увидеть, но зато можно почувствовать. Электричество вырабатывается на электростанциях и приходи в наш дом по проводам. Электростанции бывают разные: гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, ветряные станции. (слайд)
Электричество - очень полезно. Сегодня мы не можем представить свою жизнь без него. Но оно может быть и очень опасным. Используя электроприборы нужно помнить:
- не трогай выключатель и розетку мокрыми руками;
- никогда не прикасайся к оголенным проводам;
- не забывай выключать электроприборы из розетки;
- не пользуйся неисправными электроприборами;
- нельзя пользоваться электроприборами находясь в воде.
4. Физкультминутка
Если я называю электроприбор - вы подпрыгиваете, если нет - приседаете.
5. Безопасное электричество (опыт)
Теперь вы знаете, что электричество может быть опасно. А как вы думаете, есть и безопасное электричество?
Безопасное электричество есть. Сегодня я вам это докажу.
Очень давно в Греции жил наблюдательный человек по имени Фалес. Однажды он заметил, что кусочек янтаря, потертый о шерсть животного, начинает притягивать кусочки соломинок. На языке Фалеса янтарь называли электроном. Теперь вы понимаете, почему электричество так назвали?
Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы.
Сегодня я хочу предложить вам повторить опыт Фалеса. Но не только янтарь, соприкасаясь с шерстью, может притягивать к себе легкие предметы.
Для опыта нам понадобится:
- чайная ложка молотого перца
- чайная ложка соли
- бумажное полотенце
- воздушный шарик
- шерстяной носок
Опыт.
Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него соль и перец, а затем все перемешаем. Попробуйте теперь отделить соль от перца. Получается? Конечно, это сделать очень трудно, займет очень много времени. Но сейчас я покажу вам один легкий способ и у вас все получится. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрём шарик о шерстяной носок, затем поднесём его к смеси соли и перца. Посмотрите, что происходит! Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе. Это один из примеров того, как действует статическое электричество. Когда мы потерли шарик о шерстяной носок, он приобрёл отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с соли, перец начал притягиваться к нему. Так получилось потому, что электроны в пылинках перца стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Частицы соли не притягиваются к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряд, она остается незаряженной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
6. Закрепление
- Откуда приходит и куда уходит электричество?
- А когда электроприборы из друзей могут стать опасными?
- Какие правила безопасного обращения с электроприборами, вы знаете?
- Может ли быть безопасное электричество?