Цель: Познакомить учащихся с произведениями одного из современных детских писателей.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Степанова.
- Развивающие: формировать умение слушать, размышлять; участвовать в беседе, выражать свое мнение; содействовать развитию творческих способностей детей.
- Воспитательные: воспитывать положительные качества личности; соблюдение правил поведения на занятии.
Ход занятия
Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел для нас звонок,
Встали дружно мы в кружок.
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнёмся. (передаем по кругу улыбку)
- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на занятии кружка.
Актуализация знаний и определение темы
Отгадайте загадку:
Кто на свете всех умнее?
Кто все знает и умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас? (Книга)
- Ребята, кто пишет книги? Правильно, писатели.
Перед нами книжная выставка. Посмотрим, какие книги на ней представлены. Кто может прочитать авторов данных книг? (Успенский, Остер, Дружинина, Георгиев, Степанов, Богородицкая, Жуков). Это современные русские детские писатели. Они создают свои произведения в нынешнем столетии.
Один из них - детский писатель и поэт - Владимир Александрович Степанов.
Новый материал. Презентация
Владимир Александрович Степанов родился 25 сентября 1949 года в подмосковном поселке Клязьма. Здесь, вблизи от Москвы, маленький Володя делал первые шаги, ходил в школу, купался, загорал, бегал на лыжах и познавал природу. Будущий поэт с детства жил среди цветов, яблонь, сиреневых дождей и поющих скворечен.
Открытию удивительного мира растений он обязан, прежде всего, отцу - Александру Федоровичу - агроному по образованию и знатному, профессиональному цветоводу. С детских лет приучал он Владимира ухаживать за землицей, выращивать цветы, кустарники, деревья, любить людей, любить свою землю.
Первое стихотворение Владимир Степанов написал в пятом классе, а первая публикация появилась в «Московском комсомольце», когда автору исполнилось 17 лет. Первая книга «Нарисованная вишня» вышла в издательстве «Малыш». И это не случайно. Закончив педагогический институт, долгое время работал в школе. Наверное, поэтому, многие его книги - это книги-уроки, книги-игры, книги-азбуки, книги-картины. Это путешествия в ромашковые сны детей, птиц, животных.
Первое стихотворение Степанов написал в пятом классе, а первая публикация появилась в «Московском комсомольце», когда автору исполнилось 17 лет. Первая книга «Нарисованная вишня» вышла в издательстве «Малыш». И это не случайно. Закончив педагогический институт, долгое время работал в школе. Наверное, поэтому многие его книги - это книги-уроки, книги-игры, книги-азбуки, книги-картины. Это путешествия в ромашковые сны детей, птиц, животных.
- Ребята, какие книги В.Степанова есть на нашей книжной выставке?
- По содержанию определите, что это за книги. (Сборники стихов, сказок, загадок).
- По иллюстрациям определите, о чем писал автор? (О Родине, животных…)
- Кто автор иллюстраций? Где вы нашли эту информацию? (Правильно, на титульном листе)
Владимир Степанов - автор более 150 книг для детей и юношества. Познакомимся с некоторыми из них.
Круглый кот
Жил на свете круглый кот,
Круглым был он круглый год:
Кругло ел и кругло пил,
Кругло "мяу" говорил...
Круглой лапой круглый кот
Умывал свой круглый рот.
Сядет он перед крыльцом -
Круглый сам и хвост кольцом.
Почему он круглым был?
Потому что спать любил.
Днём и ночью круглый кот
Никаких не знал забот.
Говорили про кота:
- Это просто смехота.
Это просто чудеса:
Кот круглее колеса.
Круглый кот на этот смех
Только уши прятал в мех.
Но однажды странный звук
Круглый кот услышал вдруг...
Поводил он круглым ухом:
Это муха? Нет, не муха.
"Может быть, - подумал кот,
Где-то рядом жук ползёт?
Нет, наверно, в час ночной
Кто-то шутит надо мной."
Рассердился круглый кот,
Грозно двинулся вперёд,
Когти выпустил из лап:
- Мяу-мяу! Цап-царап!
Тут увидел кот в углу -
Тень мелькнула на полу.
Тень, шурша и шеборша,
Грызла корку не спеша.
Шерсть в кромешной темноте
Встала дыбом на коте.
Прыгнул кот - исчезла мышь.
Наступила в доме тишь
С этих пор, который год,
Спать не может ночью кот.
По ночам, прогнав дремоту,
Кот выходит на охоту.
Стал он стройным, гибким, ловким,
Сальто крутит на верёвке.
Даже маленький котёнок
Задаёт ему вопрос:
- Вы случайно не тигрёнок?
Папа ваш не в джунглях рос?
Кот молчит и когти точит -
Снова круглым быть не хочет!
- Ребята, чему учит нас эта история? (Ответы детей).
- Чтобы быть стройными, здоровыми, конечно, необходимо заниматься спортом.
Физминутка
Звучит «Песенка - Азбука»
Много стихов Владимир Александрович посвятил нашей Родине, великой России, её просторам, народам, героям, обычаям и традициям:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Как-то у Владимира Александровича спросили: «Какой вы видите детскую литературу?» «Я вижу её доброй…», - ответил писатель. Степанов хочет, чтобы все дети росли добрыми, искренними, благородными. И никогда не обижали тех, кто нуждается в их защите: птиц, насекомых.
В каждом произведении Владимира Александровича Степанова непременно присутствуют растения, или животные, или явления природы. Сказки писателя учат смелости, доброте, сочувствию, состраданию. Одна из таких сказок - «Лесные звезды».
- Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей).
- Ребята, разыграем сказку. Распределение ролей и инсценирование.
- Ребята, посмотрите, в руках у вас не просто звезды. На их обратной стороне, что вы видите?
(Правильно, загадки). Это загадки Владимира Степанова. Отгадаем их.
Как запутает петельку, -
Не распутать за недельку. (Заяц)Что за ёлочка такая?
Эта ёлочка живая -
В серенькой одёжке
Бродит по дорожке. (Ежик)Что за ёлочка такая?
Эта ёлочка живая -
В серенькой одёжке
Бродит по дорожке. (Осень)
Есть у автора очень красивое, сказочное стихотворение.
Осень - рыжая лиса
Между ёлок, между сосен
Осторожно бродит осень.
Осень - рыжая лиса -
Красит в рыжий цвет леса.Но зелёного убора
Не раскрасить ей у бора.
Для лисы остры и колки
Леса хвойного иголки.
- С кем сравнивает осень автор? (С рыжей лисой) Почему?
Подведение итогов. Рефлексия
- Ребята, о каком детском писателе-поэте вы сегодня узнали?
- Какое произведение вам больше всего запомнилось?
- Чему учат произведения Владимира Степанова?
- Перед вами листочки деревьев. Осенью они меняют свой окрас. Давайте и мы их раскрасим. Если у вас хорошее настроение, солнечное, раскрасьте листочки в желтые-красные-оранжевые цвета. Если не очень хорошее, вам грустно и скучно - в коричневый. Клеим листочки на дерево. Посмотрим, что у нас получилось.
- С творчеством других современных детских писателей и поэтов вы можете познакомиться самостоятельно, взяв книги для чтения с книжной выставки. Жду вас на следующем занятии. До новой встречи!