Сравнительный анализ по результатам ВПР по географии обучающимися 6-х классов за 2020 и 2021 учебные года в МБОУ «Школа №11» г.Владивосток

Разделы: География, Общепедагогические технологии

Класс: 6


Цель анализа - получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений по географии, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОУ, а также для учеников и их родителей.

Назначение ВПР по учебному предмету «География» - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Предусмотрена оценка сформированности регулятивных, общеучебных, логических, коммуникативных УУД.

Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) и содержания учебников, включенных в федеральный перечень.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

Вариант проверочной работы по географии состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач. Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края. Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа. Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ.

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Первичные баллы

0-9

10-21

22-30

31-37

Результативность выполнения ВПР в МБОУ «Школа №11» г.Владивосток в 2020 и 2021 г.

Учащиеся 6 класса обучались по УМК «Инновационная школа» физическая география 6 класс Домогацких Е.М. изд. Русское слово, 2015 год.

В 2020 году в связи с пандемией и дистанционным обучением в школах ВПР перенесли на сентябрь, поэтому в 2020 году 7 класс выполнял работу ВПР за 6 учебный год.

В 2020 году работу выполнили 46 учащихся из 55. Средний балл по пятибалльной системе составил 3,4 балла. Следует отметить, что ни один участник не смог набрать максимальное количество баллов (2 ученика набрали по 34 балла). Справились с работой 44 человек (95 %). Не справившихся с работой 2 учащихся.

В 2021 году работу выполнили 43 учащихся из 46. Средний балл по пятибалльной системе составил 3,37 балла. Также ни один участник не смог набрать максимальное количество баллов (1 ученик набрал -33 баллов). Справились с работой все ребята (100 %).

Анализ результатов ВПР по географии в 6 классе

год

Всего учащихся

писало

% участия

% успеваемости

Качество обучения

Макс. балл

Средний балл

% совп. с четвертной оценкой

2020

55

43

78

95

39

34

20

41

2021

46

44

96

100

35

33

19

52

График 1. Сравнительный результат ВПР

По сравнению с 2020 годом, в 2021 году качество обучения по географии в 6 классах понизилась на 4% - это связано с тем, что количество оценок 5 и 4 больше в 2020 году, а успеваемость повысилась на 5% за счет отсутствия оценок «2» в 2021 году.

График 2. Распределение средних баллов за выполнение заданий ВПР.

Как видно из графика 2 правильные ответы в обоих годах находятся примерно на одинаковых уровнях. Сравнивая средние баллы по заданиям, можно наблюдать, что наибольшие затруднения у школьников вызвают задания на следующие темы:

2020 год

2021 год

1. Определение направлений (сторон света). Выполнение задания вызвало затруднение у 59% учащихся;
2. Определение географических координат различных объектов. Выполнение задания вызвало затруднение у 57% учащихся;
3. Описание определенного природного явления, а также его пояснение. Выполнение задания вызвало затруднение у 72% учащихся.
4. Сформированность представлений о территории родного края/населенного пункта. Выполнение задания вызвало затруднение у 80% учащихся

1. Определение направлений (сторон света). Выполнение задания вызвало затруднение у 51% учащихся;
2. Определение географических координат различных объектов. Выполнение задания вызвало затруднение у 77% учащихся;
3. Описание погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Выполнение задания вызвало затруднение у 86% учащихся;
4. Определение по фотографии и описание природного явления. Выполнение задания вызвало затруднение у 70% учащихся

На основе анализа выполнения заданий можно сделать вывод, что обучающиеся испытывают затруднения:

  • при работе с географической картой;
  • при обозначении на карте точки по заданным координатам и определении направления;
  • при определении географического объекта на основе сопоставления его местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения);
  • при использовании графической интерпретации показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы;
  • при проверке знаний географии родного края, описании определенных географических объектов родного края.

Вывод: Для 6 класса работа оказалась трудной. Сказывается недостаточность времени на изучение физической географии, всего 1 час в неделю. Некоторые темы, включенные в задания не изучаются в курсе 6 класса: часовые пояса, стихийные природные явления в атмосфере.

Рекомендации: Для дальнейшего формирования географических знаний, улучшения качества знаний, необходимо применять методику смыслового чтения. Мотивировать учащихся на чтение географической литературы, проводить дополнительные мероприятия с уклоном на темы, которые мало затрагивают в курсе географии.