Роль классного руководителя по формированию системы ценностных ориентаций личности обучающихся

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: классный руководитель


Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще всего организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Перед учителем стоит задача - усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Классному руководителю, который работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения - иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении.

Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности - это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - мотивах и освоении знаний, умений и навыков - ценностях.

Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации -"это, прежде всего, предпочтения и отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними.Каждая система ценностей имеет как бы одно основания.

Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Развитие основных черт духовного мира ребенка, его нравственного облика необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы личности и особенности характера человека.

Работа по социальному развитию младших школьников начинается с первого дня пребывания ребенка в школе. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Это необходимо использовать для развития положительных установок.

Цель воспитательной системы класса: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

Задачи:

  • изучить личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
  • осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
  • содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
  • способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).

Исходя из этого, были разработаны и проведены беседы и классные часы на темы: «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики», «Умеем ли мы общаться», «Природный мир вокруг человека. Человек - часть природы», «Что мне нравится в моей школе», «Мир мальчиков и мир девочек», «Наши отношения».

Ребята сами предлагали, чем бы они хотели заниматься во внеурочное время.Мы ходили на экскурсии по историческим местам нашего города, знакомились с жизнью известных людей, ходили в походы, участвовали в конкурсах рисунков и плакатов, в смотре художественной самодеятельности, в городском Мамонтовском фестивале, готовили спектакль для родителей.

Я в свою очередь создавала игровые ситуации, в которых требовалась помощь товарища, старалась принять ребенка таким, какой он есть, одобрением повышала самооценку ученика, старалась открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как интересного индивида.

Для продуктивного взаимодействия с родителями был создан план работы с семьей по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников, в котором запланированы родительские собрания, тематические консультации, встречи с различными людьми.

Родители уже со второй четверти активно предлагали помощь в проведении праздников и походов, сопровождали нас на экскурсии. С удовольствием участвовали в создании газеты «Наш класс».

К концу первого класса я с уверенностью могу сказать, что у меня получилось заложить фундамент настоящего дружного коллектива. Передо мной еще много задач и среди них главные:

  • помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;
  • реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
  • научить пониманию, приемам деятельности в коллективе;
  • бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
  • создать условия для развития независимого творческого мышления;
  • для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
  • поощрять самовыражение и уверенность в себе;
  • сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие

Предстоит еще много работы в этом направлении. Я надеюсь, что родители останутся моими верными помощниками.

Дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.

Еще древние мыслители особое внимание уделяли воспитанию самого ценного в человеке - его души, так как она имеет «божественную природу».

Существенную роль в воспитании ребёнка Платон отводил примеру взрослых. «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость», которую можно развить только в том случае, если «старшие станут стыдиться перед младшими в своих поступках», «как бы кто из молодых людей не увидел и не услышал с их стороны какого-либо скверного поступка или слова»

Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» невозможно без целенаправленных действий классного руководителя.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся, - это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое отношение к растущему человеку.